Мародёрство по приказу

       Мародёрство (от фр. maraudeur «грабитель», от marauder «грабить») - военное преступление международного характера, выражающееся, прежде всего в похищении на поле сражения вещей, находящихся при убитых и раненых. По одной из версий, этот термин появился в годы Тридцатилетней войны (1618 г. – 1648 г.) и, легенда связывает его с подчиненными немецкого генерала Иоганна Мероде, которые пользовались военным временем для разграбления европейских городов. В итоге солдат, которые занимались грабежом, стали называть «братьями-мародерами». В XVIII — XIX веках это слово появилось и в России. Соответствующие указания по поводу мародерства были также в уголовном законодательстве СССР, где под мародерством, как и в других странах, понималось хищение на поле сражения вещей, находящихся при убитых и раненых. Однако, в условиях тотальной нищеты, в которой, практически всегда, находилось подавляющее число советского населения и нехорошей привычки того же населения использовать для своих целей всё, что попадет под руку, законность постоянно нарушалась. Причем, не только в результате  личных дурных наклонностей, но и по соответствующим указаниям начальства… 

       …Сразу после окончания Великой Отечественной войны все военные, промышленные и прочие ведомства Советского Союза стали составлять реляции о своем вкладе в Победу. Не остались в стороне и «бойцы интендантского фронта».    

       Например, как сказано в одном из отчетов тылового ведомства: «Война потребовала мобилизации и использования всех ресурсов и производственных возможностей страны, чтобы добиться полного удовлетворения потребности армии в вещевом имуществе и продовольствии.
       Благодаря успешно проведенным работам, Красная Армия во время войны не только не ощущала недостатка в предметах интендантского снабжения и продуктах питания, но и располагала необходимыми резервами».

       Вот так, в бодром и оптимистическом тоне  утверждалось, что никаких проблем в этих вопросах наши воины за всё время войны не испытывали. Как будто не было случаев массового голода и отсутствия многих вещей, необходимых солдатам. В общем, все было хорошо: все были сыты, обуты, одеты, полностью вооружены и снабжены всем необходимым. Что ж, читаем дальше:
 
       «Кроме заготовки новых вещей, обеспечение войск обмундированием, обувью и, особенно, теплыми вещами дополнялось хорошо организованным ремонтом вещевого имущества.
       Помимо войсковых ремонтных средств, к этой работе были широко привлечены предприятия легкой и местной промышленности, артели промысловой кооперации и гражданское население.
       Ремонту уделялось особое внимание, было обеспечено повседневное руководство и помощь со стороны местных организаций.
       Ежегодно ремонтировалось теплых вещей:
                в 1942 году – 10 618 вагонов
                в 1943 году – 15 961 вагон
                в 1944 году – 13 305 вагонов».

       Правда, способ подсчета вещей какой-то странноватый, не правда ли? Не поштучно, и даже не в килограммах или тоннах, а - в вагонах. Как будто речь идет о подсчете утильсырья. Кстати, об утильсырье. Мало кто знает, что в годы войны нашими интендантами не только утилизировалось, но также ремонтировалось и пускалось в оборот трофейное обмундирование, включая снятое с трупов. Не верите? Что ж, почитайте вот такой, например, опус некоего генерала:   

       Распоряжение начальника Управления устройства оперативного тыла Генерального штаба №  10094 начальникам трофейных отделов Брянского, Воронежского, Юго-Западного, Южного, Закавказского и Северо-Кавказского фронтов о захоронении трупов солдат и офицеров противника

       14 февраля 1943 г.       07 ч. 20 мин.

       «Мне стало известно, что многие трофейные органы, производя уборку трупов вражеских солдат и офицеров, закапывают их, не снимая обмундирования. Требую при зарывании трупов вражеских солдат и офицеров снимать с них всё годное обмундирование до белья включительно (собаку закапывать по-собачьи).
       Организовать учет этого обмундирования, и сдавать таковое в интендантские склады по акту.
       Исполнение донести».

                Заместитель начальника штаба тыла
                Красной Армии
                генерал-майор интендантской службы
                Шимонаев А. И. 

       Вообразите себе следующую картину: зима, лютые морозы и десятки тысяч, валяющихся где попало, заледеневших вражеских трупов, с которых сдирают всю окровавленную и дырявую одежду… Вообразили? А теперь представьте себе, как это «обмундирование» отстирывают, штопают дырки, подшивают, и аккуратно, по описи, сдают на интендантские склады, а потом ещё и выдают кому-то: носи, мол, на здоровье… Впрочем, что там вражеские трупы, если узаконенное мародерство проводилось даже в отношении своих трупов:

       Приказ № 0213 по тылу Ленинградского фронта о погребении трупов погибших воинов

       13 декабря 1941 г.

       При погребении трупов погибших, наряду со снятием шинели в порядке приказа НКО № 138 от 15 марта 1941 г., приказываю снимать следующие предметы вещевого имущества:

       1. Телогрейку ватную.
       2. Жилет меховой.
       3. Полушубок.
       4. Валенки.
       5. Шлем стальной.
       6. Ремень поясной.
       7. Снаряжение н/с.
      
       Полностью людское снаряжение, а именно:
       1. Сумки гранатные.
       2. Сумки патронные запасные.
       3. Сумки патронные поясные.
       4. Вещевые мешки-ранцы.
       5. Котелки.
       6. Плащ-палатки.
       7. Полотенце.
 
       Снятые вещи немедленно приводить в порядок.
       ОСНОВАНИЕ: Решение Военного Совета Ленинградского фронта от 7.12.1941 г.

                Заместитель командующего войсками      
                начальник тыла Ленинградского фронта
                генерал-майор интендантской службы    
                ЛАГУНОВ Ф. Н.

       Правда, между раздеванием вражеских и наших трупов есть существенная разница: наших, хотя бы, не раздевали донага. Как говорится, и на том спасибо…

       Надо полагать, выполнение этих и других подобных приказов наших рачительных интендантов дало существенный вклад в экономику: ремонт имущества не только в значительной мере сократил требования на поставку новых вещей, но и способствовал экономии большого количества сырья и полуфабрикатов, использующихся для других нужд страны.

       Сколько было отремонтировано и сэкономлено имущества, снятого с трупов, - история умалчивает. Но есть очень любопытный вывод, сделанный теми же заботливыми интендантами: благодаря своевременному ремонту вещевого имущества, расход основных предметов вещевого снабжения в год, на одного человека, в Великую Отечественную войну оказался значительно ниже, чем в русской армии в войну 1914-1918 г.г. Так, расход шинелей суконных и курток ватных составил 0,95 в Великую Отечественную войну, а в первую мировую войну – 1,16. Соответственно 1,68 и 2,43 составил расход гимнастерок суконных и хлопчатобумажных, расход шаровар суконных и хлопчатобумажных - 1,38 и 2,5, расход шаровар ватных - 0,33 и 0,76, расход обуви - 1,5 и 2,5, расход телогреек 0,33 и 073 и так далее…

       Усердие, вошедших в раж, наших экономных и заботливых интендантов не пропало даром: во второй период войны наличие больших ресурсов (ну, ещё бы – миллионы убитых!) позволило передать народному хозяйству (в основном, гражданскому населению) значительное количество вещевого имущества, стоимость которого определяется в 1095 млн. рублей. Сюда входит как табельное, так и не табельное имущество (не с вражеских ли трупов?!), а также отремонтированное (наверняка, частью снятое с наших убитых). Кроме того, впоследствии дополнительно было сдано вещевого имущества на сумму 703 500 тыс. рублей...
 
       В общем, советские интенданты за годы войны сэкономили уйму вещей и денежек. Заодно утерли нос военным интендантам всего мира и особенно интендантам царской России, которые уж  слишком баловали солдат своей армии и снабжали их с непозволительной роскошью.

       Между прочим, вышеназванные интендантские начальники, - генералы А. И. Шимонаев и Ф. Н. Лагунов, - были награждены высшими полководческими орденами: Шимонаев – орденом Кутузова 1-й степени, а Лагунов – орденами Кутузова 1-й и 2-й степени, а также орденом Суворова 1-й степени. Что ж, выдающееся усердие в деле экономии нашего и трофейного имущества не осталось незамеченным…   

       Хотя, например, о Лагунове есть и такие мнения: «Ленинграду не повезло с начальником тыла фронта. В самое тяжелое для города время этот важнейший участок работы возглавлял Ф. Н. Лагунов, который, несмотря на большой опыт военно-хозяйственной работы, «расторопность и работоспособность», был на грани снятия с должности в марте 1942 года. В проекте решения Военного Совета Ленинградского фронта, который готовил Первый секретарь Ленинградского обкома партии А. А. Жданов, отмечалось, что генерал-лейтенант интендантской службы Лагунов Ф. Н. предоставлял Военному Совету недостоверную информацию о количестве неразгруженных вагонов на Волховстроевском участке Северной железной дороги, «приукрашивал, не принимал мер по усилению разгрузки, чем наносил ущерб делу. За неправдивую информацию Военный Совет неоднократно Лагунова предупреждал».

       «Лагунов страдает крупными недостатками: в работе склонен к карьеризму и нечистоплотному делячеству, способен прихвастнуть, приврать и выдать чужую работу за свою, нередко проявляет формализм и нуждается в неослабном контроле. В быту Лагунов распущен, много заботится об устройстве личного благополучия. В силу указанных недостатков подорвал свой авторитет. Для пользы дела считаю необходимым отозвать генерал-лейтенанта Лагунова в распоряжение Начальника Тыла НКО», - отмечал также Жданов. Впрочем, не будем разбираться в чьих-то личных недостатках, - у нас более серьезная тема.

       В общем, экономили не только на обмундировании. Колоссальные средства были сэкономлены за счет того, что миллионы наших воинов были объявлены пропавшими без вести, в результате чего их родные остались без денежных пособий и различных льгот, положенным семьям погибших. Множество средств не было использовано для розыска погибших, для обустройства специальных воинских кладбищ и захоронений. Кости сотен тысяч погибших за Родину до сих пор лежат на местах давних сражений.

       Правда, это не утильсырье, которое можно выгодно использовать…


Рецензии
Здравствуйте! Интересные факты приведены в повествовании. Читая все новые и новые подробности о Великой Отечественной войне все больше и больше понимаешь настоящих ветеранов, которые совсем неохотно делятся воспоминаниями. В молодости нам представляли войну в основном как бои, сражения, герои и почти ничего о той страшной рутине, которая их сопровождала.
С уважением,
Светлана Жданова

Жданова Светлана Лана   05.04.2020 17:41     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана!
Вы совершенно правы - в большинстве своем люди представляют войну только в качестве некоего героического действа, а ведь это далеко не так...
С уважением,

Олег Каминский   05.04.2020 18:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.