Велимир. председатель земного шара

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Этот   футуристический  «Кузнечик»   был моим  первым  знакомством  с  космической  поэзией  Велимира  Хлебникова. Сегодня нужны  несколько  минут, чтобы  интернет  ответил  на  любой вопрос  и  дал  полную  информацию. Тогда,  в  годы  книжного  дефицита , поиск  превращался  в  настоящий  квест : позвони  кому-то, назови  кодовое имя , получи ещё нескольких  адресов  и  телефонов   и , о  счастье!, через  пару  недель  у  тебя  в  руках  долгожданный  самиздат. Хорошо, если  один  из  первых  экземпляров, сделанных  под  фиолетовую  копирку. Бывало  и  хуже: размытый  до  невозможности  «дубль», который  можно  было  читать  только  под  яркой  лампой  до  рези  в  жадных к чтению  глазах.
 
Уже не  вспомню, как  именно  я  искала  Хлебникова, но  до  сих  пор  рука  не  поднимается  выбросить  эти  затрёпанные  листочки  с  узнаваемым  шрифтом «Эрики». На  книжной  полке – прекрасно  изданные  тома   в плотных  обложках,  с  глянцевыми  иллюстрациями  и  качественными  фотографиями. А  я  люблю  доставать  свою  самиздатовскую  библиотеку  и вспоминать, как  же  интересен  был  путь  к  каждому  из  любимых  писателей  и  поэтов…

Велимир     Хлебников  (Виктор  Владимирович  Хлебников)  родился  28  октября  1885  года  в  Малодербетовском  улусе  в  Калмыкии. В семье  детей  любили  и  занимались  ими  искренне  и  с  уважением. Любящая  тётушка  Варвара  Николаевна  писала  о  племяннике: "Витя готов целые дни рисовать или слушать рассказы и чтение. Мне бывает часто жаль, что нет времени, чтобы уделить ему – так ему хочется учиться", "Витя всегда занят чем-нибудь. На него произвел впечатление в Мурине художник, срисовывавший с натуры, и он часто спрашивает, будет ли и он уметь рисовать, когда вырастет. Мне кажется, что у него есть способность к рисованию".

В 12  лет  Виктор  написал  стихотворение «Птичка»

О чем поешь ты, птичка в клетке?
О том ли, как попалась в сетку?
Как гнездышко ты вила?
Как тебя с подружкой клетка разлучила?
Или о счастии твоем
В милом гнездышке своем?
Или как мушек ты ловила
И их деткам носила?
О свободе ли, лесах,
О высоких ли холмах,
О лугах ли зеленых,
О полях ли просторных?
Скучно бедняжке на жердочке сидеть
И из оконца на солнце  глядеть.
В солнечные дни ты купаешься,
Песней чудной заливаешься,
Старое вспоминаешь,
Свое горе забываешь,
Семечки клюешь,
Жадно водичку пьешь.

Наивные  детские  рифмы,  которые  могут  вызвать  разочарование  тех, кто  хочет  удостовериться, что  и  в раннем  возрасте  гений – Гений.  Да, это  не  гениально, но  сколько  в  этих  строках   тёплого  участия, сочувствия , жалости, наблюдательности  и  чистой  души.  Талант  развивался, а  вот  Душа  таковой  и  осталась -  чистой, сочувствующей, любящей  и  переживающей.

Обстоятельное  увлечение  математикой, орнитологией  и  рисованием  давали  некую  уверенность  в  будущем. В 1903  году  Хлебников  поступил   на  физико – математический факультет   Казанского  университета, а в 1904  дал  клятву  открыть  математические  законы  истории, и в эти  же  годы  участвует  в  орнитологических  экспедициях  в  Дагестан  и  на  Северный  Урал. Всё  это  не  отвлекает  его  от  поиска  космического  смысла  жизни, что  и  привело  математика - птицелюба  к  русским   символистам, так  же, как  и  он, увлечёнными  мифологией  и  фольклором.  В  кругу  символистов  от  Вячеслава  Иванова  он  и  получил  древнерусское  имя  «Велимир». На  какое-то  время  Хлебников  был  частым  гостем  у  акмеистов, но  поиск  продолжался, и решающей  в нем  была  встреча  с  Давидом  Бурлюком  и  Владимиром  Маяковским. Ревнитель  и   хранитель  русского  языка, Велимир  Хлебников  стал  родоначальником  русского  футуризма, реформатором   поэтического  языка. Он насытил  поэзию  звуками  природы  и  жизни,  создал  особую  космическую поэтику, внёс  законы  математики  в  законы  стихосложения, обогатил  религиозные  мотивы  своей  неземной  философией.

Первый  футуристический  сборник  «Садок  судей»  поэты  Серебряного  века  приняли, как  открытый вызов. Валерий  Брюсов   не  стеснялся  в  выражениях:  «Сборник переполнен мальчишескими выходками дурного вкуса, и его авторы прежде всего стремятся поразить читателя и раздразнить критиков».  Но будетлян   это  не  остановило, и  в  1912  свет  увидел  второй  сборник  «Пощёчина  общественному  вкусу».  В  том же  году  вышла  первая  книга  Велимира  Хлебникова  «Учитель  и  ученик»,  в  которой  поэт  рассказывал   о  найденных  им  законах  времени,  предрекал  революционные  события  и  даже  написал следующее:» Стоит  ли  ждать  в  1917  году  падения  государства?»  То  есть  за  пять  лет  до  переворота, этот  человек  не  столько  гениальным  чутьём, сколько  своей  математической  философией  уже  видел  кровавое  падение  империи.

В  1916  году  вместе  с  Николаем  Асеевым  Хлебников  выпускает  декларацию  «Труба  марсиан», в  которой  делит  всё  человечество  на  «изобретателей»  и  «приобретателей». И  это  действительно  пророческое  деление  действует  и  сегодня!  Как  пилигрим, как  мудрый дервиш, Велимир  нигде  не  задерживался подолгу, путешествуя  и  по-прежнему  отыскивая  свой  смысл, свою  предназначенность. У него  ничего  не  было, кроме  полотняной  наволочки, в  которой  он  хранил  свои  стихи  и  на  которой  спал в  своих  блужданиях. Он  был  настолько  далёк  от  обыденного, что, когда  его  бросила  возлюбленная, растерянно  спрашивал:» Может, я плохо писал стихи?»

Побывав  с  Персидской Красной  армией  в  Иране (был  приписан  в  качестве  лектора), этот  космический  будетлянин  решил  полностью  посвятить  себя  странствиям  и  созерцанию.

В декабре  1921  года  в  Москве  Велимир Хлебников  сделал  пророческое  заявление  о  себе:» Люди  моей  задачи  часто  умирают  тридцати  семи  лет»,  а  в  1922  году  он   написал  «сверхповесть  Зангези»  о  непонятом  пророке, говорящем   на  странном , малопонятном, но  завораживающем  языке.  Сам  автор  настаивал  на  том, что  это – птичий  и  звёздный  языки, язык  богов   и  земли.  Это  была  особая  футуристическая  звукопись, мистическая  сила  которой  подкреплялась  Досками  Судьбы -  соотношением  чисел, исторических  событий  и воплощения  одних и тех  же личностей  в этом  процессе.  И  по  сей  день  Доски Судьбы  Велимира  Хлебникова, как  катрены  Нострадамуса, вызывают  исследовательский  интерес  и  желание  разгадать их. Но это было  под  силу  только  самому  автору, потому что  видел  и  слышал  мир  Хлебников  по –своему, без  земных  законов.

Весной  1922  года  с  художником  Митуричем  он – тяжело   больной  и  ослабленный  отправился  в  очередное  путешествие  в  Новгородскую  губернию. Его  земные  странствия  закончились в тридцать семь лет  28  июня  1922  года  в  старенькой  бане  деревни  Ручьи, на  тихом погосте  которой  он  и  упокоился. Спустя  тридцать восемь  лет  останки  были  перезахоронены  на  Новодевичьем  в  Москве,  а  в  1977  году  далёкая  и  никогда  не познанная  звезда  получила  имя  ВЕЛИМИР.

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

Вне  всех  времён, вне  пространства  и  судьбы, вне  законов  мироздания     и  в  полном  подчинении  им…  Преклоняюсь, Учитель

Ю.П. Анненков - "Портрет Велимира Хлебникова" (1916г.)


Рецензии
Уважаемая Елена,
с удовольствием читаю стихи Ваши. Написаны от души.
Спасибо и за статью о Великом Велемире Хлебникове.
Жаль,что о нём и других гениях прошлого забывают, не читали их произведений, а нередко, и не слышали...
Всего Вам доброго в Новом году!
Читатель

Герчиков Илья   31.12.2014 14:39     Заявить о нарушении
Благодарю Вас,Илья. Я очень рада, что Михаил Зусьевич Носоновский рекомендовал мне познакомиться с Вашим творчеством.Буду часто приходить к Вам.
Всего Вам самого наилучшего.

Елена Студзинская   31.12.2014 15:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.