C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Воспоминания о славянской Вильне

На фотографии макет изначального града кривичей - Вильны

Первые сведения о нынешней столице этнополитического  государства литовцев городе Вильнюсе дошли до нас с XII века. Правда тогда он назывался Кривой город, или город кривов – по самоназванию славянского племени  Кривичи. Напомню определение «город» означает поселение этнических славян, состоящее из ряда деревянных хат и хозяйственных пристроек, огороженное  вокруг заострённым штакетником из стволов больших деревьев и защищавших от внешних грабителей. Проникнут во внутрь можно было только через специально укреплённые ворота со смотровой башней над ними. Затем, со временем, деревянный штакетник был заменён на толстые каменные стены. Предки нынешних литовце, жившие севернее, на землях ближе к Балтийскому морю (тогда – Венедскому), за реками носящими славянские называния Невежа (Nev;;is), Вилия (Neris – от слова «вилять» по литовский) и Святая (;ventoji)  на территории нынешней Жямайтии (Самогитии - в средневековье), городов не строили. Укреплённые пункты от внешних врагов делали в виде насыпей, отсюда и пошло литовское название  крепости - пилис (от литовского слова pilti - сыпать).
К чему я это?  А к тому, что город Вильна от славянского названия реки, на которой расположен, изначально имеет славянский и православный генезис, начинающийся ещё со времён Великого киевского князя Ярослава Мудрого (978-1054), ходившего на Литву и Ятвезь в 1038-40 годах, усмирять здешние беспокойные языческие славянские племена, подчиняя их своему православному государству рода великих князей Рюриковичей. Русские хроники Х - XII веков говорят нам и о том, что территории, на которых проживали и другие прибалтийские племена: Латгалия, Курляндия, Земгалия - находились под владениями русских князей и, прежде всего из Полоцкого Княжества, поскольку платили им дань.
В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 году его сын Владимир победил ямь. Примерно в это время (1038—1043) от Кнуда Великого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник. Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго — Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде, в знак союза с Польшей.
Из древних археологических раскопок и записи в Воскресенской летописи от 1129 ода, где упоминается город, когда сюда, в город на берегах рек Вилии и Вилейки, направляются посадниками Давид и Мовкольд  - дети полоцкого князя из рода Рюриковичей Ростислава Рогволодовича, можно также вполне определённо судить о славянской родословной града. Когда в 1323 году православный Великий литовский князь Эдимантий - Эдмунд (так в современной ему «Задонщине» назвался ныне известным нам князь Гедимин) призывал своим известным обращением в свой стольный город Вильну европейских купцов, в нём стояли лишь православные церкви, в которых вершился христианский обряд по константинопольскому чину, а вся переписка государя велась на кириллице на староцерковном - славянском язык е. Ещё в 15 веке в Вильне в два раза больше православных церквей (14), чем католических. (Подробнее о том, как изначально православная Вильна стала католическим Вильно, можно прочесть в моей статье здесь: )
Вильнюс перестал быть славянским городом лишь в середины ХХ века, во времена Советской Литвы при первом секретаре Коммунистической партии Литвы Антанасе Снечкусе, которые проводил чёткую политику по литуанизации Виленского края. Напомню, до него литуанизацию местных крестьян, жителей Ковенской губернии (прибалтийских территорий Жемайтии, Аукштайтии и Сувалькии) начал с подачи графа М.Н.Муравьёва-Виленского российский император Александр II 26 августа 1866г. Сделал он это после подавления Январского восстания 1863 г., когда полностью ополяченные и перекрещённые по католическому чину во временная Речи Посполитой крупные местные землевладельцы подняли восстание в защиту своих «шляхетских» привилегий (после отмены крепостного права в России в 1861 г.).(Подробнее см. здесь: )
В ХХ века, начиная с 60-х годов литовская молодёжь, приехавшая из сельской глубинки получать высшее образование в Вильнюс, Каунас, Клайпеду и другие города Литовской ССР (в города этнические литовцы никогда не составляли превалирующее число горожан), распределялась на руководящую работу в здешних партийных и советских организациях, на предприятия и медицинские учреждения, культурные заведения и т.д. (Подробнее о русском языке в Литве см. здесь: )
Естественно, тем самым с руководящих должностей вытеснялись профессиональные не литовские кадры. Всё это стало возможным потому, что начал осуществляться отход от классового принципа подборки руководящих кадров из рядов трудящихся, к – национальному. Именно  Н.С.Хрушёв, захвативший в стране власть после смерти И.В.Сталина, начал усиленно форсировать национализацию республиканских руководящих кадров в СССР. Сегодня русские и русскоязычные жители присоединённых в 40-е годы прошлого века к Литовской ССР по воле И.В.Сталина территории (приблизительно одна треть к прежней), да и не только на них, уже не просто вытеснены со всех руководящих государственных и административных должностей в стране, но им вообще запрещают получать информацию из России, сокращается преподавание в школах на русском языке, русские люди шельмуются политиками из-за своих национальных убеждений, политических воззрений  и т.п. Невольно возникает натуральный вопрос – откуда эта чёрная неблагодарность в отношении русских людей Литвы?
Таблицу изменения национального состава населения территории Виленского края между 1897 и 1919 гг.подробнее см. здесь: )
Вот и сегодня в 75 годовщину присоединения Вильнюса к Литовской республике (подробнее здесь ) местные литовские средства массовой информации начинают новую кампанию гонений на русских людей, которые работают в русских школах Вильнюса.


Иллюстрированнывй материал на эту тему см. здесь:


Рецензии