Столетие шлягера

СТОЛЕТИЕ ШЛЯГЕРА

«Мелодии для миллионов» - под таким названием 5-го мая открылась в Доме Истории Бонна выставка, посвящённая столетию шлягера. На выставке представлено около 1500 экспонатов, в том числе такие единственные, особенные, уникальные, как огромные давно устаревшие граммофонные пластинки, золотые пластинки, белый стеклянный концертный рояль Удо Юргенса, гитара Катерины Валенте, сценичный наряд Цары  Леандер. Столы с наушниками для прослушивания, фотографии звёзд шлягера, плакаты с рекламой известных ансамблей, любимых шоу, приковывавших  зрителей к телеэкрану, кинотранспаранты  разных лет, афиши кинофильмов, оперетт, песни из которых  стали незабываемыми шлягерами.
 
Выставка ведёт посетителя в хронологическом порядке сквозь историю немецких ( и не только!) шлягеров с конца 19-го века по сегодняшний день.
Восемь отдельных «сцен» представляют различные отрезки времени и отражают дух шоупродукции. Внутри импровизированной сцены «царит» музыкальная и эмоциональная сторона шлягера, представлены важнейшие наиболее известные звёзды шлягера. На столе пластинок посетитель может услышать типичную для определённого промежутка времени шлягерную музыку при том, что выбрать можно более, чем из тысячи названий. Нередко посетители подпевают известному исполнителю. Иные шлягеры  прожили несколько десятков лет: их напевают не только седовласые сеньоры, на чью молодость пришлись эти шлягеры, но и их внуки – такова сила воздействия таланливого шлягера. Сегодня видит на экране красотку Марику Рокк, божественную Цару Леандер, незабываемую Марлен Дитрих.

Наружная сторона «сцены» освещает важнейшие политические, общественные и экономические аспекты, равно как и технические особенности определённого периода времени. Любимый или потешающийся (насмехающийся) шлягер отражает образ жизни общества, происходящие в нём изменения и ментальность. Шлягер очень быстро реагирует на политические и общественные течения.  А как  коммерческий массовый продукт он тесно связан с современной индустрией, общественными и технологическими новшествами.

Итак, вначале краткое введение в начало шлягера – это конец 19-го века.  Эпоха Веймарской республики, в которой шлягерная музыка впервые достигла (пережила) вершины и благодаря таким средствам массовой информации как граммпластинки, радиовещание, кинофильмы, широко распространилась. Национал-социалистическая пропаганда пытается направить шлягер для стабилизации, упрочнения, укрепления и прославления  системы. Несмотря на попытки при правлении СЕПГ в ГДР влияние западного шлягера оттеснить, остаются в ГДР много шлягеров аполитичными и и указывают на большую тематическую близость к шлягеру ФРГ.

 В послевоенное время шлягер хотел от войны и пережитого отвлечь. Телевидение в 1960-е годы вытесняет шлягерную музыку в частные жилища. Незабываемы времена шлягерной музыки 70- годов - Хит-парадов 70-х годов – это чеканные Хит-парады, которые создал Дитер Томас Хек )Dieter Thomas Heck, «ZDF»-Хитпарады.

 А вот в 80-е годы шлягерная музыка претерпевает кризис и требуются новые ориентиры. С 1990-годов появляются такие деятели искусства, как Гильдо Хорн ( Guildo Horn), которым  шлягер обязан своим возрождением – передачи народной музыки по радио и телевидению добрались до миллионной публики.
               
На выставке, помимо немецких звёзд шлягера, покорявших в течение ста лет публику Германии, много внимания уделено интернациональным испонителям, песни которых  стали шлягерами во всём мире. Непревзойдённые «Битлз», Мадонна, Карел Готт, Фрэнк Синатра, Элвис Пресли... В зале выставки висит огромное табло – здесь написаны имена выдающихся немецких и международных  исполнителей шлягеров, наименование и дата первого исполнения повсюду известного шлягера. Словом, приходите, слушайте, наслаждайтесь!   


Рецензии