Дом истории в Бонне наполнен скандалами

ДОМ ИСТОРИИ В БОННЕ НАПОЛНЕН «СКАНДАЛАМИ»

На примере скандалов на выставке («Скандалы в Германии после 1945 года») можно проследить, как менялось восприятие общества, какую роль сыграли средства массовой информации для развития демократии в стране, формирования общественного мнения и даже влияния на законодательство.

Скандал в открытом обществе отражают  страницы многочисленных газет и карикатуры на обложках журналов. Открываются судебные процессы, привлекаются к ответу высокопоставленные чиновники. Беспрерывны демонстрации с требованиями отставки скомпроментировавших себя деятелей из различных сфер общественной и политической жизни. Повсюду висят плакаты, требующие вернуть свободу несправедливо обвинённым личностям или общественным институтам. В борьбе за политическую власть используются разнообразные средства, могущие дискредитировать политического соперника.

На выставке представлено 20 отобранных случаев скандалов в соответствующих политических и общественных контекстах. Посетитель выставки наглядно видит, какая система ценностей существовала в обществе; по документам наблюдает реакцию общественности, степень открытости общества, в котором многие темы оставались в течение длительного времени табу. Итак, выставка представляет как бы экскурс в немецкую историю.

Демонстрируемые экспонаты ( газетные и журнальные публикации, документы и фотографии, кино- и видеоматериалы) переносят посетителей в самую гущу событий. При выборе случаев устроители руководствовались  такими критериями: в какой степени единичный случай типичен для рассматриваемого процесса в политике, экономике, культуре, медицине, спорте и т.д.; какое воздействие имел представленный случай в рассматриваемой сфере деятельности и в других сферах; наконец, каковы результаты многочисленных дебатов и даже влияние на судьбы общества.

Ряд скандалов ещё длительное время будут представлять собой одни из самых  неприятных страниц истории. Естественно, общество молниеносно и однозначно прореагировало на случай «Contergan», когда стало ясно: существующий медицинский контроль известных медикаментов явно недостаточный.

Позорное пятно легло на профессиональный футбол в 1971 году, когда происходили нечестные манипуляции с футбольными матчами.
 
 На выставке «всплыли» и знаменитая «Amigo-Aff;re», связанная с подкупом бывшего министра-президента Баварии Макса Штрайбля, и дело министра с тёмным нацистским прошлым  Теодора Оберлендера, и фальшивые «дневники» Гитлера, и многое другое.

Но сегодня вряд ли понятно негодование по поводу «скандалов», много лет назад возмутивших общество. В своё время вызвал протест моралистов фильм 1951 года «Грешница», в котором главную роль сыграла Нильдегард Кнеф. Ещё бы! Ведь на нескольких кадрах героиня позирует обнажённой. Не угодил фильм и католической церкви, которая увидела в нём «Оскорбление нравственного чувства».  А  фильм «Роз-Мари» 1958 года представляет  франкфуртскую проститутку ( артистка Надя Тиллер).  Тема табу! К тому же Роз-Мари в фильме изображена не только красивой и соблазнительной, но и человечной.

Выставка в Доме Истории выявляет очевидное: скандал заставляет общество задуматься, что-то изменить в своих институтах, по-новому отнестись к действительности и даже внести изменения в закон. И значительная роль при этом отводится средствам массовой информации.


Рецензии