Берег турецкий. Эфес. Библиотека и лупанарий

Итак, библиотека Цельса (в некоторых источниках Цельсия), потрясающей красоты двухъярусный фасад которой археологам удалось восстановить. Однако история этого гуманитарного заведения не менее хороша и интересна.
Сам Тиберий Юлий Цельс, проконсул местных владений империи, был человеком образованным и деятельным правителем. Видимо, личный авторитет его был настолько велик, что его сын Тиберий Юлий Аквилла, решил построить для него библиотеку; при жизни довести до конца строительство он не успел, хотя этот период был не столь уж продолжителен – с 114 г. по 135 г. н.э.  Всего – то за 21 год такую красоту создали – честь и хвала римским архитекторам и строителям!  На оставленную им сумму наследники приобрели 12 000 свитков. Численностью каталог библиотеки уступал только знаменитой Александрийской; о качественной стороне собрания, увы, нам судить не дано.
Библиотека имела и другую особенность – она стала и местом погребения Цельса.
Обнаруженный в 1904 г. саркофаг помещался в склепе под центральной нишей читального зала, был вырезан из мрамора и украшен барельефом, изображающем Эрота.
В нишах меж колонн притаились четыре статуи: мудрость (Sophia), знание (Episteme), разведка (Ennoia) и доблесть (Arete). Их считают особой достопримечательностью библиотеки, но хранять предпочитают в Австрии, в венском музее Эфеса с 1910 г.
Через сотню лет библиотека со всем содержимым бала разрушена пожаром – сгорело всё, кроме фасада.
Взглянув внимательнее на площадь перед библиотекой, обязательно упрешься глазами в большое отверстие подземного хода. Куда бы вы думали он ведет?  Ответ может вас удивить – туда, что именовалось звучным латинским словом лупанарий, или по-нашему  публичный дом. Судя по развалинам, здание было отнюдь не из бедных, хотя имени его владельца либо владелицы в истории не сохранилось. Сделав многозначительную паузу, уважаемый Хайдар-бей заявил, что назначение этого подземного хода никто так и не смог объяснить – так, одни предположения.
- Но это же очень просто – по подземному ходу дамам доставляли заказанную литературу! 
- Знаете, так ещё никто не говорил! – ответил потрясенный гид. В прениях на «Дилетанте» он не участвует, а то бы и не такое услышал! Между тем при более детальном рассмотрении вопроса выяснилось, что жрицей любви в лупанарии Эфеса могла стать далеко не каждая девушка, а уж простолюдинкам путь туда был и вообще заказан. Мало того, никто не видел ничего зазорного в том, что девушка за счет оказываемых услуг в лупанарии стремилась накопить приданное. И где же им было набираться опыта и совершенствовать знания, как не в библиотеке? И кто поручится, что уже во втором веке там не осел знаменитый древнеиндийский труд «Камасутра»? 
Далее была ещё плита с изображением дамского лица и отпечатка левой ступни. По сложившемуся мнению - это прапращур известнейшего выражения «Сходить налево», поскольку направление выдерживается в сторону лупанария. Я вновь не согласился -  по- моему, это тривиальнейшая рекламная вывеска дамского сапожника, пусть и выполненная в камне.
Потом мы побывали в театре, каменные ступени которого неплохо сохранились. Что любопытно: во время представлений  пять нижних рядов занимали прокуроры, далее сидела элита, но женщинам – женщинам отводились только места на третьем ярусе. А ведь вся арена была рассчитана на двадцать тысяч мест и все должны были отчетливо видеть и слышать лицедеев. И здесь осечка – актерами могли быть только мужчины, хотя женские роли в представлениях присутствовали.
Выйдя из театра и поднявшись ещё выше, мы полюбовались видом Большой агоры – нечто вроде современной биржи при реальном обмене товарами, а потом меня ждал подлинный сюрприз. Я упоминал выше, о портовом статусе Эфеса в лучшие времена; так вот от порта Эфеса до театра проходит Портовый проспект  или Аркадиана — главная улица города, покрытая мрамором. Проспект был отреставрирован в 395-408 гг. императором Аркадием Флавием. По обе стороны проспекта расположены галереи, защищавшие от дождя и жаркого солнца. На проспекте сохранились мраморные колонны. Ничем особым мой тезка в истории Эфеса не отметился, но мне и этого достаточно.
Чуть не упустил: на руинах древнего Эфеса спокойно сосуществуют в большом количестве кошки и собаки. Кошек не люблю, но рядом с собакой не мог не присесть и не пообщаться с ней. Она отнеслась ко мне с полным радушием.


Рецензии