24. Театр - часть культурного феномена городка

НА СНИМКЕ: Арнольд Григорьевич Пономаренко (снимок 2004 года).


Мой рассказ о театре Арнольда Пономаренко подошёл к концу. Я закончил рассказ, потому что в 1968 году был конец этого театра.

Про театр, который гремел в Академгородке и с успехом выступал на других площадках, спектакли которого были событиями культурной жизни Академгородка, на спектаклях которого в нашем тогда небольшом Академгородке постоянно были аншлаги, а артисты стали местными знаменитостями, про театр выдающегося режиссёра Арнольда Пономаренко всё знающими местными партийными идеологами походя, «в знак благодарности» были записаны обидные слова:

"Таким образом, отсутствие контроля за работой творческих коллективов со стороны объединённого местного комитета СО АН СССР, правления Дома культуры «Академия», райкома ВЛКСМ способствует возникновению различного рода никем не утверждаемых клубов, объединений, студий, в частности, театра-студии Пономаренко".

После пяти лет успешной деятельности, замечательных спектаклей, надолго (у меня и, наверное, не только у меня, – на всю жизнь) оставшихся в памяти театр поставили в ряд «разного рода» творческих коллективов, возникших из-за бесконтрольности творческой жизни Академгородка, разом перечеркнув всё его творчество и все его успехи.

А мне вспомнился рассказ Любы Качан, как в театр на одну из репетиций пришёл аспирант Рудик Яновский и попросился в студию, но после двух-трёх проб был отвергнут режиссёром в силу своей бездарности. Теперь, став секретарём райкома КПСС по идеологии, он судил. Судил и осудил. Можно сказать, отомстил за то, что был отвергнут.

Но никакими словами и постановлениями не стереть из памяти то, что удалось сделать Арнольду Пономаренко и его театральной труппе. Он был выдающимся режиссёром и артистом от бога. В театре была звезда – выдающаяся артистка – Люба Качан. Была звёздочка, которая, к сожалению, не разгорелась, Лена Ширшова.

Появилась звёздочка, ставшая звездой, Ирина Алфёрова. В театре были замечательные артистки Клара Штерн, Алла Ушакова, Людмила Климина и лругие.

В театре были замечательные артисты Станислав Благовидов, Леонид Шкутин, Георгий Цикин, Валерий Кудрявцев, Владимир Штерн, Геннадий Кайгородцев, Евгений Савин, Александр Хуторецкий и другие.

В театре работал выдающийся художник-сценограф Юрий Кононенко, а к последнему спектаклю писал музыку замечательный композитор Гриша Гоберник.

Часть труппы не могла больше жить без театра, и вскоре театр в Академгородке возродился. Он назывался «Лицедей», его режиссёрами были Роман Гершгорин, Сергей Кудрявцев и Слава Новиков. В труппу пришли и другие артисты. И это уже был другой театр и другая труппа. И у него свои достижения и своя история.

Его тоже попытались разогнать в 1984 году, когда Слава Новиков поставил пьесу Эрдмана «Самоубийца».

Слава Новиков вынужден был уехать в Красноярск, а Владимир Штерн, ставший у тому времени доктором физ.-мат. наук и профессором, был лишён права преподавания в НГУ, у него отобрали аспирантов и лишили годовой премии.

Вы скажете – курьёз? Конечно, сегодня это можно рассматривать как курьёз, но тогдашний первый секретарь Советского райкома КПСС Жучков ещё был наделён властью, которой он и воспользовался.

Правда, ненадолго. Перестройка набирала силу, и спектакль в 1988 году был сыгран. Поставил его Сергей Кудрявцев. Как написала Люба Качан в своей книге «Впечатления» (Кн.3), «стало можно».

Вячеслава Новикова вскоре избрали на волне перестройки Председателем Красноярского городского Совета народных депутатов, Владимир Штерн уехал работать в США, где создал в Хьюстоне русский драматический театр, в котором поставил 10 замечательных спектаклей, в том числе и «Самоубийцу» (о и сам играл в этих спектаклях).

Как же сложилась жизнь героев театра Пономаренко.

Арнольд Григорьевич стал доктором физ.-мат. наук, профессором и заместителем директора по научной работе Института лазерной физики СО РАН.

Люба Качан сыграла ещё в одном спектакле в Академгородке, который поставил в Доме учёных Сергей Гольдин, будущий академик. Она в этом спектакле запомнилась тем, что замечательно читала стихи Марины Цветаевой.

В 1992 году Люба переехала в Нью-Йорк, где продолжала читать в клубах русской эмиграции стихи Маяковского, Цветаевой и других поэтов ХХ века, а с 2004 года уже в Сакраменто регулярно, несколько раз в году выступает в Литературно-музыкальных композициях со стихами Владимира Маяковского, Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Арсения Тарковского, Бальмонта, Блока, Оскара Уайльда, Камоэнса, к которым я пишу сценарии и в которых исполняю роль ведущего.

Таких литературно-музыкальных композиций прошло уже не менее двадцати.

Последними, в 2015-2016 годах были «Демон» по Лермонтову, «Пастернак: тернистый путь», «Повесть о Сонечке» по повести Марины Цветаевой, и последняя, которая прошла несколько дней назад – 4 декабря 2016 года – «Музы Пастернака».

Ещё раз хочу подчеркнуть, что Люба Качан читает и Маяковского, и Цветаеву, и других поэтов так, как никто не читает. Её исполнение неповторимо. В её Маяковского влюбляются, её Цветаеву понимают и любят, её Пастернак становится простым и великим…

Владимир Штерн по-прежнему занимается научной работой. В 2010 году он написал книгу «Противотоки» с подзаголовком «Парадоксальные явления в гидродинамике», а в 2016 – свою вторую большую книгу «Ячеистые течения» с подзаголовком «Топологические метаморфозы в гидродинамике». Он говорит, что театр его хобби, но я бы сказал, – вторая жизнь. Без театра жизнь его была бы неполной. Год назад он объявил, что прекращает свою работу с труппой Хьюстонского театра. Но артисты просят его вернуться, и, я думаю, он в ближайшее время уважит их просьбу.

Его жена Клара Петровна в последнее время попробовала свои силы в чтении стихов Анны Ахматовой. Должен сказать, что её дебют в Сакраменто прошёл с успехом. Она много фотографирует, выкладывая фото в интернете. Помогает мне в поиске материалов для моих книг, и её помощь весьма существенна.

Об остальных артистах я знаю мало. Наверное, можно было бы узнать о том, как сложились их судьбы, но должен же я что-то оставить тем исследователям Театра студии Академгородка, которые, как я надеюсь, придут мне на смену. Ведь я ограничился 1968 годом, а им на смену пришли 70-е и 80-е, где тоже было много интересного.

Немного приоткрыли завесу истории театра «Лицедей» Клара и Владимир Штерн, создавших фотогалерею двух театров Академгородка – театра Арнольда Пономаренко и «Лицедея». Но для меня «Лицедей» – это другая история.

О нём есть интересный большой очерк Натальи Бородиной (Яненко) «Театральные страницы» (насколько я знаю, только в рукописи). Есть там, в частности и о постановке «Самоубийцы». Жаль, если этот очерк останется неизвестным читателю.

Память о театре-студии осталась, а его история начинает привлекать тех, кто интересуется жизнью Академгородка в его первое десятилетие. И это неудивительно: его становление не только как научного центра, но и как центра культуры произошло стремительно, и это феномен тогда удивлял и поражал современников, а сейчас поражает людей следующих поколений.

Театр-студия Пономаренко (или Театр-студия Академгородка) действительно был и останется одним из главных составных частей культурного феномена Академгородка 60-х, наряду с клубом «Под интегралом», киноклубом «Сигма» и другими творческими коллективами, чья работа в составе центра культуры – ДК «Академия», а с 1966 года и Дома учёных – направлялась в те годы Объединённым комитетом профсоюза СО АН СССР, создателем и режиссёром культурного феномена новосибирского Академгородка.

А закончу я портретами режиссёра и артистов того театра спустя полвека.


Рецензии