Тяга к знаниям

   Елена посмотрела в окно. Сентябрь. Береза еще зеленая  с единичными желто-золотыми листочками. Как  по-доброму завидовала  она в детстве всем, у кого из окон был вид на деревья, особенно на березы. И береза,  как - будто чувствуя ее любовь и благосклонность, была раскидисто-пышной в своей молодости и красоте. Ее созерцание картины ранней осени отвлек вид детей – младшего школьного возраста, куда-то уверенно шагающих. Среди них она заметила своего младшего сына Николеньку и его верную подругу Катеньку Светину. "Но как же я плохо воспитала своего сына! Он далеко не рыцарь". Конечно Николенька самый маленький среди мальчиков класса, но Катя еще меньше ростом. Девочка несла свой портфель и рюкзак своего «друга». Мне было стыдно, хотя в этой картине было что-то, вызывающее улыбку и восхищение  характером девочки. Какой прекрасной женой и матерью она будет, когда вырастит! Николай не понимает, что мальчики должны относиться к девочкам бережно и со вниманием. Елена не объяснила и не воспитала в нем бережное отношение к девочкам.  Недаром говорят, «сапожник без сапог».  Известно, что у преподавателей и у врачей дети – с проблемами. А в ее случае и то, и другое. Успокаивает себя тем, что воспитывает своих детей личным примером, а  не словами. Звонок в дверь, это Коленька  пришел из школы. В субботу нет «продленки» и Елена дома, хотя часто по субботам приходиться работать. Мальчик что-то рассказывает, а мама внимательно слушает и кивает в знак согласия. Вдруг он не выдерживает и говорит: «Мама, разве можно всему верить? Я тебе «лечу» (это слово Елена не поняла), а ты всему веришь! Так нельзя!».   "Разве ты врач и как ты можешь лечить?" Он  объяснил маме, что на языке его товарищей это слово означает обманывать. «Когда мне смотрят в глаза и говорят, я сначала верю, но если меня обманут, потом верить не буду. Поэтому и говорят, что надо беречь честь смолоду. Честь – дороже денег. Но есть ситуации,когда нельзя говорить правду, если ты разведчик и находишься в тылу врага. Но ты, я надеюсь не в тылу врага. А ты ведь – дома». Николенька задумчиво молчит. И вдруг заявляет: «Мама, я хочу сказать правду. Я получил двойку по арифметике». Елена, сдерживая улыбку, спокойно  отвечает: «Двойка – лучше тройки, потому что ее можно исправить на хорошую оценку». Через несколько дней мальчик уже уверенно сообщает ей: «Я получил двойку, но ведь  двойка лучше тройки». Да, сынок лучше, если ты исправляешь ее на четверку и особенно на пятерку. Хорошо постарайся и исправь противную двойку, но не на тройку, а на четверку. Давай позанимаемся вместе после обеда».
    
  Ведя семинарское занятие со студентами,  в случае неправильного ответа,  Елена старалась увидеть, за что можно ухватиться, чтобы показать, что даже неправильный ответ может заставить посмотреть на проблему с неожиданной стороны. В таких случаях она говорит: «Конечно, Ваш ответ не верен. Но  он подтверждает (не подтверждает) то-то и то-то». Ей важно, чтобы студенты, прежде всего, научились бы думать, чтобы они с интересом учились.

      Иногда ее мучают сомнения. Учительница музыки сказала, что Коленьке нужно продолжалось заниматься музыкой. Но он с увлечением ходит в художественную школу. И она с мамой  одноклассника по – очереди сопровождают их на эти занятия, Андрея из дома, а Коленьку - после продленки.  Конечно,  Коленька не доедает. И Елена приучила его к сытному завтраку (на весь день). Если бы она могла заниматься только своими детьми, Николенька смог бы все успевать. Но это невозможно. И она ставит мальчика перед выбором: «Коля, выбирай между занятиями в художественной или в музыкальной школе. Что тебе интереснее?»  Крохотный мальчик, сидя на стуле за фортепьяно и болтая своими ножками, не достающими пола, задумался и , не сомневаясь, ответил: «Я хочу ходить в художественную школу». Так  и решили.     Даже сейчас Елене больно вспоминать это. Столько сил, времени  отдавала она работе, преподаванию,  научным исследованиям, студентам, больным, а ее сыночек с талантом художника, с абсолютным слухом должен бездарно полуголодным проводить время в продленке.

    Коленька любил своих товарищей. Он всегда уступал лучшие игрушки им.  Он получал удовольствие, когда его друзьям было хорошо и интересно. Вот и с Катюшей  играл в игры, интересные ей. А она любила готовить.  Иногда,  приходя к Коле в гости, она пыталась приготовить что-нибудь вкусное, например, натертую морковь со сгущенным молоком, которые Елена обнаружила засохшими на полу. Но один случай восхитил  ее своей изобретательностью, но расстроил своей этической неправильностью. В школьной столовой блюда выдавались по бумажкам со штампом школы. Друзья решили дополнительно подкрепиться в столовой. Катя предложила свой план:  вырезать прямоугольник со штампом бумаги из книги или учебника, которые они брали дополнительно в школьной библиотеке.  И это им так понравилось, что они зачастили в библиотеку за книжками. Библиотекарь, молоденькая девушка, в восхищении воскликнула: «Вы такие еще маленькие, но какая у Вас, дети, тяга к знаниям!»  Дети ничего не ответили и весело побежали в школьную столовую.


Рецензии
Какие находчивые ребята, надо же, как "добывали" еду.))
Вспомнилось многое. Спасибо.
Прочитала с удовольствием.

Светлана Арнаут   13.10.2014 11:10     Заявить о нарушении
Спасибо за внимательное прочтение и за отзыв. С наилучшими пожеланиями, Ольга мрамор.

Ольга Мрамор   13.10.2014 19:43   Заявить о нарушении