Винный фестиваль в Лимасоле

     Я всегда считал, что, в смысле приёма различного алкоголя, у меня всё в порядке, и в генетическом плане и в плане тренированности печени. То, что со мной случилось на этом самом винном фестивале в Лимасоле, заставило посмотреть на это с другой стороны.
     Шел 1992 год. Я развернул торговлю с Кипром: возил в Россию кипрский алкоголь, соки, цитрусовые и прочие продукты питания, и мне приходилось часто туда мотаться по бизнес-делам. Одна такая поездка была запланирована на сентябрь. Я с собой взял свою жену, так как после Кипра мы планировали вместе заскочить в Израиль, благо, там это рядом. У меня на Кипре появился приятель, Солон. Дел с ним никаких мы не делали, просто общались. Вот и в этот раз он нас с женой пригласил к себе в гости. Когда мы уже были в Лимасоле, Солон предложил нам посетить винный фестиваль, который там проводится ежегодно в сентябре месяце.
     Мероприятие это проводится в центральном парке Лимасоля, куда съезжаются все крупные и средние производители вина и других алкогольных напитков со всего Кипра. Традиции виноделия на Кипре уходят вглубь даже не веков, а тысячелетий, а о наиболее известном в мире десертном вине «Командария» пишут, что его пил король Ричард Львиное Сердце, когда был на Кипре во время своего Крестового похода. Причем это вино очень долго может храниться в виде желе, а потом его по какой-то технологии восстанавливают. 
     Перед входом в парк мы купили билеты по 10 фунтов (это было по тем временам где-то, 20 «баксов»), и нам дали каждому по литровому графинчику и стаканчику с эмблемой фестиваля. Стали мы ходить по аллеям парка и глазеть по сторонам. Так, вот, представьте себе, что по всей территории парка все производители выставили огромные бочки с различными винами: белыми, красными, розовыми, столовыми и десертными, и всё – бесплатно. Если ты хочешь чего-то более экзотического, выдержанного, - не из бочки, то это можно купить в бутылках, - у них же. Тут же кругом жарят и парят всевозможные мясные и прочие закуски, на вертеле над огнем жарят баранов, что-то коптят. В одном месте стоял самогонный аппарат, и в нем гнали местную самогонку из винограда – «зеванию», что-то вроде грузинской чачи. Так что, если кому-то показалось мало вина, можно было выступить более серьезно. Мы, походив по парку, с трудом нашли свободный столик и сели. Мы с Солоном сходили к бочкам и принесли 4 графинчика для нас и для дам. Набрали всяких мясных закусок, сыра, оливок, в общем, затарились по полной программе.
     Тут я Солона и спрашиваю, а нет ли здесь в продаже моей любимой птички «амбелопульи»? Это киприоты так называют «славку-черноголовку», а, вообще-то, для приготовления этого блюда они используют и других певчих перелетных птиц, но «амбелопулья» - самая вкусная. Нет, отвечает, они бывают только ранней весной и поздней осенью, а сейчас еще практически лето. Наверное, будет уместно рассказать поподробнее, как я впервые познакомился с этими птичками.
     Как-то раз весной, по-моему, это было начало мая, когда мы в очередной раз были на Кипре, Солон нас пригласил в свой новый дом, который он построил в горах, в получасе езды от Лимасоля. В горах было довольно прохладно, но вся тусовка проходила на улице. Пока все разминались различными легкими напитками, один из приглашенных начал готовить на гриле каких-то маленьких птичек, размером со скворца. Птички были ощипаны, но не выпотрошены. У птичек была маленькая головка с черными перьями и длинным клювом. Буквально через 10-15 минут, нам приносят этих птичек, разрезанных пополам. Сверху они пожелтели от выступившего из них жира, но внутри были довольно красными, - с виду просто сырыми.
     Я как-то маленько «замохал» есть сырую птичку, да еще и с говном внутри. Спрашиваю Солона, а что это за птичка. «Амбелопулья», - отвечает он. Это блюдо на Кипре является очень дорогим деликатесом: в то время в ресторане порция «амбелопульи» стоила 40 фунтов (сейчас – 80 евро), что по кипрским меркам, фантастически дорого! А готовят его очень просто: птичек маринуют в уксусе и готовят на гриле. А чего это, спрашиваю, эти птички такие дорогие? Ну, во-первых, говорит Солон, эти птички очень вкусные, а, во-вторых, они занесены в европейскую Красную книгу, и на них охотиться нельзя. А как же на них охотиться, чтобы блюдо было во всех ресторанах, спрашиваю я, - они ведь маленькие как кулики, тут особо не постреляешь!
     И тут я узнал, как хитрые киприоты ловят этих птиц. Птицы эти – певчие перелетные, живут где-то в Европе, а зимуют в Африке. Пролет весной и осенью идет по одним и тем же маршрутам, один из которых проходит через Кипр. Из года в год они останавливаются отдыхать и кормиться на Кипре в одних и тех же местах, причем питаются они виноградом. Обычно вся стая садится на одно большое отдельно стоящее дерево. Местные «охотники» заранее смазывают ветки дерева каким-то хитрым клеем, стая садится и, … ку-ку! А «хитрованы» киприоты лезут на дерево и собирают птичек в мешки, ну, и далее по ресторанам! Вот такая у них охота! Как я потом выяснил, в год на Кипре съедают более миллиона этих птах! А вы говорите, Красная книга Европы!
     Солон мне и порекомендовал полить внутрь лимонного сока, посолить чуть-чуть, и – вперёд! Я, на всякий случай, попросил налить мне полстакана коньяку и тут же зажевал пташку. Надо сказать, что это, на самом деле, деликатес! Что-то вроде нашего вальдшнепа. После пары стаканов коньяка я еще пару птичек откушал и был очень доволен.
     А потом после фуршета гости захотели попеть и послушать музыку. Солон, зная, что моя жена – музыкант, притащил из дома какую-то шарманку, что-то вроде электронного пианино, и моя супруга подписалась под игру. Тут один из гостей притащил  бузуку (греческий струнный инструмент), и они вдвоем стали наяривать какие-то греческие песни. Получилось очень даже неплохо. К вечеру на улице стало уже не то что прохладно, а просто холодно, так как с гор пришел реальный «дубак», и моя супруга стала замерзать в своем легком одеянии, - ехали то на юг, и теплых вещей не взяли. Увидев это, её партнер по музыкальному дуэту предложил ей выпить и принес ей белого сухого вина. Она ему и говорит: «Вы, что издеваетесь? Я так и вовсе замерзну!» Мужик не понял, но решил над ней подшутить и принес ей «зеванию» крепостью под 60%, думая, что этим обескуражит русскую женщину. Но не тут-то было. Выпив полстакана и, сказав, что это то, что надо, она попросила еще и продолжила играть. Все гости были просто в шоке! Я потом у этого мужика спросил, а где он научился так неплохо играть на бузуке. Ответ был более чем лаконичный: «В тюрьме! Там было много времени».
     Вернёмся опять на винный фестиваль. Вино на Кипре очень неплохое, но оно не часто попадает во всякие международные рейтинги и занимает места на выставках, из-за того, что крепче, чем полагается по стандарту. Это происходит из-за избытка сахара в винограде, который, в свою очередь, получается из-за обилия солнца и тепла. Мне кипрские вина нравятся. Начали мы с сухого красного под мясо, потом перешли на розовое и белое, а потом пили уже всё, что было в ближайших бочках. Сколько раз мы с Солоном ходили наливать наши графины, я уже не помню, но могу сказать, что вино пилось, как компот. Опьянения особого не было, только лишь ходили в туалет чаще, чем обычно. Сидим так несколько часов, уже стало темнеть, а тут Солон принёс еще пару бутылок какого-то выдержанного вина. После всего нами выпитого до этого, я никакого удовольствия от этого шикарного вина не ощутил, но всё равно, было приятно. Как я потом прикинул, выпили мы с ним по 5-6 литров вина каждый, не меньше. Чувствую, пора завязывать. Решили ехать домой.
     На выходе из парка наблюдали сцену погрузки тел туристов из Великобритании в автобус для доставки в отель. Среди англичан этот фестиваль очень популярен, а выпить они очень горазды. Я думаю, что может даже, и русских переплюнут. Сели мы в машину Солона, и он нас отвез в наш отель. Попрощались и договорились, что завтра он в 12 часов заберет нас к себе в офис, а потом мы поедем обедать, а вечером у нас – самолет в Тель-Авив.
     Приехали в гостиницу и легли спать. Где-то к 5 часам утра моя печень закончила разделение вина на спирт и воду, - я проснулся и понял, что  сейчас буду умирать. Сказать, что мне было плохо, и что меня всего вывернуло наизнанку – это ничего не сказать! Я мог только стоять под холодным душем, - любое другое положение было невозможно. Как-то с большим трудом зафиксировав свою жизнь, я снова прилёг и пролежал в позе эмбриона до 12 часов, когда уже нужно было покидать номер гостиницы, да и Солон уже приехал. Принять вертикальное положение мне было просто невозможно.
     Собрав всю свою волю в кулак, я оделся, мы вышли из гостиницы и сели в машину. На приветствие Солона я что-то промычал в ответ, так как не мог просто раскрыть рот. Солон выглядел сильно помятым, но всё-таки живым, не то, что я. Да и тренировки его сказались, наверное, - он на этот фестиваль ездил уже третий раз, всё возил своих бизнес-партнеров из других стран. Приехали в офис, - чувствую, что нужно куда-то выйти, например, на улицу, иначе я там, в офисе, всё заблюю. Выходим с женой на улицу, а там 37 градусов в тени, почти как в бане.
     Ползём по улице, а я периодически склоняюсь, как культурный человек, над клумбами и делаю своё «чёрное» дело. Ну, не на тротуар же блевать?!
Тут я, где-то в конце пустынной улицы, вижу вывеску «KEO BEER» и начинаю движение в ту сторону, хотя мысли о пиве, да и о любом другом напитке, кроме воды, приводят меня в состояние комы. Ну, думаю, либо умру, либо выживу, а так больше мучиться нельзя! Подходим к кафешке и я заказываю большую кружку. Наливают. Кружка тут же запотела, - холодная! Держу кружку трясущейся рукой и делаю первый глоток. Я его толкаю вниз, а оно идёт назад, я его вниз, а оно – назад. Так я его погонял чуток, и пиво провалилось в мой огнедышащий многострадальный желудок. Тут же сделал второй глоток, - пошло с трудом, но уже легче. После третьего глотка, мой желудок прошептал мне «спасибо», и меня отпустило. Сел я на стул и вижу, что моя рука, держащая кружку пива, вся покрывается крупными каплями пота, как в бане. Значит, буду жить!
     В этот день я, кроме еще пары кружек пива, так ничего в себя ввести и не смог, а когда мы вечером прилетели в Израиль, то я съел несколько оливок и выпил пару рюмок водки. Так и закончился для меня винный фестиваль в Лимасоле, а ни на каких других я и не был, да и что-то не хочется.
     С тех пор я, в основном, пью крепкие напитки, с которыми как-то всё ясно, - опьянение приходит в процессе потребления и можно его контролировать, и нет такой подлости, как с вином. Нет, конечно, пару бокалов хорошего вина продегустировать можно, но не более.

                03.05.2012


Рецензии