Если меня убьют, купи сыновьям гармонь

    Последнее письмо от него пришло из-под Харькова. Оно не было прощальным, но в строках сквозила гибельная тревога. «Завтра нас ждет мясорубка, – писал он, не знаю останусь ли живым…»  С августа по сентябрь 1943 года 53-я армия принимала участие в Белгородско-Харьковской стратегической операции и освобождении Левобережной Украины.
    Афанасий прошел всю финскую, вернулся с войны с отмороженными ногами. Стесняясь своего увечья, он свободнее и увереннее чувствовал себя в седле – лошадей любил безумно. Взял в жены Федосью (Богом данную), у которой уже подрастали двое детей. Молодую женщину уважали – вся улица Вокзальная в Калинине ходила к ней за советами. Обладая житейской мудростью, она умела к тому же хорошо и быстро считать. Жили дружно Фоня и Феня – так их и звали соседи. Еще троих сыновей дал Бог: Женю и погодков Бориса да Геннадия. В начале войны, как инвалид, глава семейства на фронт не попал, но в 43-м – призвали. Прощаясь, он обнял жену и попросил ее купить сыновьям гармонь. «Если сам не вернусь…» – добавил перед уходом.
      В кровопролитных боях Харьков освободили, освободили и Полтаву. Афанасий Степанович Якунин остался лежать в братской могиле в селе Огульцы – не вернулся из разведки перед боем.
     После получения похоронки и возвращения семьи из эвакуации, мать первым делом купила на базаре гармонь. Борису было 8 лет, когда он впервые взял в руки инструмент. Мелодии подбирал на слух. По окончании войны вновь к дому Фени и… Фони, как и раньше, потянулись люди, все, кто жил на их улице – просили Бориса петь фронтовые песни. Особенно популярной тогда была «Дорогая жена, я – калека. Нет правой руки, нет ноги…». Вот так отцово благословение и определило судьбу сына. Так и идет он с ним по жизни. К очередной годовщине Дня Победы родилась песня «Баллада о солдатах», которую Борис Афанасьевич посвятил и своему отцу. 
Из статьи: «В редакцию тверской «Комсомолки» вошел пожилой мужчина и скромно протянул диск: «Возьмите. Я прочитал про акцию и решил написать песню. Может, где-то прозвучит…»
http://tver.kp.ru/daily/24482/639905/
    
«сам если не вернусь с войны, –
уж под седлом был конь, –
так Фоня Фене говорил, –
купи сынам гармонь!»

их было трое у него.
он с финской воротясь,
делился скупо о былом,
не хромоты стыдясь.

из Харькова последний раз
летит письмо жене:
«ждет мясорубка грешных нас,
в ближайших пару дней…»

в полночной тьме, под сенью лип
вступил в неравный бой,
ушел в разведку и погиб
обычный рядовой...

гармонью овладел Борис
сын средний, стало быть,
играл по деревням «на бис!» –
страна стремилась жить!


Рецензии