Что такое настоящее птицеглядство

Нет, это не ругательство и не болезнь.



 

ЧТО ЭТО

 

Бердвотчинг, или по-нашему птицеглядство – наблюдение за птицами. Бердвотчер, или птицегляд – человек, созерцающий птиц. Сегодня по всему миру миллионы людей занимаются бердвотчингом.

 

Они ходят и смотрят на птиц.



 

СТРАННЫЙ ФЕНОМЕН

 

Это не профессия и не работа, поэтому не стоит путать добровольного бердвотчера с профессиональным орнитологом. Им ничего за это не платят. Они просто смотрят на птиц… и это все что они делают.

 

Они не систематизируют результаты наблюдений и не публикуют их в научных журналах. Фотографируют… и выкладывают в социальных сетях красивые фотографии. Иногда еще пишут об этом, и все.

 

Я услышал об этом странном феномене из увлекательного рассказа экологов. Они сетовали, что в России мало бердвотчеров, а птицеглядство хоть и не находится под запретом, но никого не привлекает.

 

Хотя это занятие может спасти мир.



 

КАК СОЗЕРЦАНИЕ ПТИЦ СПАСЕТ МИР

 

Доклад проходил на небольшой конференции, посвященной сохранению природных ландшафтов в городской среде, и обсуждали мы его на примере местного лесопарка, попавшего в центр современной застройки.

 

По замыслу экологов, на мой взгляд разумному, для человека целый день окруженного рукотворными каменными джунглями очень важно иметь рядом маленький кусочек настоящего живого леса.

 

Но чтобы человек пошел туда, нужна приманка, как при ловле зверя. Если же созерцание птиц станет модным видом досуга, то тысячи людей потянутся в парки и пригородные леса, и мир будет спасен.

 

Эти разумные, сильные и ответственные профессионалы говорили о бердвотчинге на всем серьезе… а мне почему-то хотелось спросить их о кэтвотчинге и догвотчинге, явно ничуть не менее важных.

 

Поскольку трудно найти в мире занятие более естественное и приятное, чем рассматривать соседских кошек и вальяжно прогуливающихся собак, на длинных поводках ведущих за собой своих хозяев.

 

Я думал и представлял эту дивную картину.



 

C НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

 

Вскоре, в свойственной людям с научным складом ума манере, я перешел от мысленного созерцания множества открывающихся перед обществом перспектив к теоретическому осмыслению вопроса.

 

С традиционно-фрейдистской точки зрения феномен птицеглядства имеет либидозную природу, и представляет собой социально приемлемый вид сексуальной перверсии, сиречь полового извращения.

 

Сегодня миллионы европейцев пребывают под гнетом общества, глубоко больного воинствующим феминизмом, вследствие чего не имеют шанса удовлетворять сексуальные потребности нормальным путем.

 

Они даже не могут удовлетворить их с использованием традиционных для их стран сексуальных извращений, как вуайеризм и педофилия… поскольку те пребывают сейчас под строгим социальным табу.

 

И вот, не найдя себе должного объекта их похотливый взгляд обращается к созерцанию невинной птицы. Он скользит по ее нежному оперенью, широко раскинутым крыльям, призывно и гордо изогнутой шее…

 

При этом масса усилий и преград, что приходится преодолеть для того, чтоб заняться наблюдением, становятся символической заменой усилий и преград, столь привычных по процессу ухаживания.

 

Впрочем, возможна иная интерпретация. Тогда наблюдая за полетом птиц, человек бессознательно проецирует на них собственную мечту о полете. О том, чтоб улететь из этой нудной и злой реальности…

 

Сбежать из мрачного мира всемогущего капитала...



 

ДРУГИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

 

Однако, если оставить столь любимую в наших краях смесь Маркса с Фрейдом, откроется совершенно иная картина. Ибо есть еще и юнгианский подход, а в нем мы обращаемся к сказкам и мифам.

 

Созерцая птиц, человек бессознательно уподобляет себя мальчику Нильсу из сказки, что путешествовал верхом на птицах… или быть может лягушке-путешественнице. Он тайно стремится к полету.

 

Сам полет не просто указывает на стремление сбежать из реальности, оставив на земле все тяготящие нас дела и обязательства, но воплощает стремление к высшему духовному измерению бытия.

 

Таким образом, массовое распространение данного феномена высвечивает тоску по возвышенному. Священное исчезло из общественного обихода. Религия утратила силу, и мы вновь всматриваемся в небо.

 

Но может быть птица это просто птица. Она ничего не символизирует и ни к чему не зовет. Это сам человек нуждается в природе. Не только в дружбе себе подобных, но и во всем многообразии живых существ.

 

Мы тянемся к живому и в этом вся суть.



 

БЕЛЫЙ ДЗЭН

 

А еще есть во всей этой истории что-то бесконечно дзэн-буддийское. В белом западном исполнении, если угодно. Миллионы людей, потомков грозных воинов и безжалостных охотников, смотрят на птиц…

 

Созерцая их с каждым мигом исчезающий полет… и вместо того чтоб стрелять в них, или запечатлеть на фото для вечности, позволяют им раствориться в пространстве без следа, задачи и практической пользы.

 

Как древний восточный мастер, наблюдавший полет опадающих листьев и случайное нагромождение камней, чтоб прозреть в них мимолетность бытия и стоящую за ней изначальную Сияющую Пустоту…

 

Значит мир и вправду изменился.



 

РУССКИЙ ПТИЦЕГЛЯД

 

Однако наш русский птицегляд не таков. Он не тратит дни, заглядываясь на недоступных пролетающих птиц. Он прицепит картонные крылья… и решительно возглавит их, и те последуют за ним как за вождем…

 

Но это уже про другое.





 

ПРИМЕЧАНИЕ

 

Термин бердвотчинг действительно существует и описывает то, о чем я рассказал. Птицеглядство является его простым переводом на русский язык, сделанным автором на свой страх и риск.

 

Думаю, так будет патриотичнее.



 


Рецензии