Арматурный цех

    В конце семидесятых я служил срочную службу в стройбате в городе Загорске.Прослужив около года,я поступил в военное училище и, на некоторое время,забыл и стройбат и этот город.Но это время я не смогу забыть никогда.Это и пик разгула "дедовщины" и работа военных строителей,пренебрегая всеми правилами техники безопасности, а об охране труда не было и речи.
    После принятия присяги нас,молодой призыв,распределили по ротам и по рабочим местам,цехам бетонного завода.Я попал в арматурный цех-это одноэтажное здание,арочного типа с тусклыми лампочками,освещавшими механические ножницы для рубки арматуры.Мастером цеха был гражданский вольнонаёмный специалист, высокий, лет 37-40,тёмно-русый.
Вдоль стен стояли ножницы различных калибров,включив станок,ножницы работали постоянно,а дело рубщика взять несколько арматур в две руки и подставлять их под работающие ножи,зараннее выставив размер заготовок.
    На улице зима,холодно,работали в телогрейках,ватных штанах форменного цвета хакки и в валенках,в цехе не было окон,ворота с торцов здания не закрывались,в цехе был холод и гулял ветер.Мастер редко ходил по цеху,а сидел в своей комнате,там было теплее,стоял самодельный электронагреватель.И,каждое утро,выдав нам задание на день,мастер уходил к себе в комнатку и там сиделдо конца рабочего дня.
    Среди солдат арматурный цех не славился "тёплым местом" и оттуда люди пытались сбежать кто как мог,в котельную,на насосную,в компрессорную,там было теплее,а арматурный цех был как "преисподняя",а кто туда попал-проклинал всё на свете!
    Я попал в "преисподнюю" и приступил к работе,постепенно,мне понравилась работа и я втянулся,считая дни до дембеля,а их было ещё много!Дни летели как бешенные,я работал,как требовалось, зарабатывал авторитет в труде.
    Однажды,когда я рубил арматуру,оставались короткие концы,которые невозможно было держать другой рукой, я и перехватил обе руки на левую сторону и в тот же момент после удара ножей,кусок арматуры вылетел и я почувствовал,как что-то горячее обожгло моё горло с правой стороны,а потом что-то тёплое потекло,я машинально,провёл рукой по горлу и увидел,что рука испачкана кровью, я продолжал работать,но когда кровь начала капать и течь на ВСО(рабочая одежда военных строителей)я, просто,испугался!Тут ко мне подбежал мастер и, с испуганным видом,потащил меня в комнату мастеров,где была медицинская аптечка,но в аптечке оказался пустой гранёный стакан,кусок чёрствого чёрного хлеба и откусанный малосольный огурец-средства первой помощи для снятия похмельного синдрома.
    Кровь продолжала течь,мастер закурил сигарету и дал мне закурить,пепел от сигарет сбрасывали мне в ладошку,после чего,я присыпал пеплом рану,жгло невыносимо,хотелось орать-я орал от боли и жжения.Постепенно кровотечение прекратилось и я пошёл в медицинский пункт части,чтобы мне оказали помощь.
После лечения,меня перевели в формовочный цех электросварщиком,где я должен был варить каркасы 9 метровых ригелей,которые, после формовки,отправляли на стройки нашей огромной Родины.Я был рад, что убежал из "преисподней",а на новом месте было тепло, пар от формовочных камер согревал весь цех и я зимой работал в одном ВСО или комбинезоне.Рана на горле затянулась,превратившись в маленький шрам,а об арматурном цехе осталось только неприятное воспоминание.
    Служба шла своим чередом,а до вызова в военное училище для поступления,было далеко,как пешком до Америки...


14.10.2014 год


















   


Рецензии