Русская История 22. Первые Романовы 3

(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/10/14/846)



ПОПОВ Флегонт Петрович
г. Кишинев, 1986 г.



       ФЁДОР АЛЕКСЕЕВИЧ (1661-27.IV.1682) – русский царь (1676-1682), сын Алексея Михайловича от первой жены М.И.Милославской. В правление Фёдора Алексеевича фактически власть была в руках Милославских. Большое влияние на государственный дела имели патриарх Иоаким, воспитатель царя Симеон Полоцкий. Князь В.В.Голицын, а позже – фавориты П.М.Языков и А.Т.Лихачев.

       В царствование Фёдора Алексеевича в интересах дворян был осуществлён ряд реформ: были созданы разряды (военные округа) и упорядочено военное управление. Для централизации государственного управления объединили ряд приказов. В 1679-81 годах введено посошное обложение подворным, что усиливало финансовый гнёт для населения. В 1682 году правительство Фёдора Алексеевича отменило местничество. В 1676-81 годах русские войска совместно с украинскими казаками отразили агрессию Турции, пытавшейся захватить Украину.




       (ИОАКИМ – девятый патриарх Всероссийский (1673-1690). При нём усилилось гонение против раскольников).



                ВЕЧНЫЙ МИР.

       1686 г. – договор между Россией и Польшей, подписанный в Москве 6 мая 1686 года. По вечному миру, заключённому на основе Андрусовского перемирия 1667 года, Польша навсегда признала Левобережную Украину с Киевом, а также Смоленск с окрестностями, принадлежащими России.

       Создавался наступательный союз против Турции и Крымского ханства. Оба государства обязывались не подписывать сепаратного мира с султаном. В качестве компенсации за Киев Россия должна была уплатить Польше 146 тысяч рублей. Речь Посполитая должна была гарантировать свободу вероисповедания православным.

       Вечный мир знаменовал перелом в развитии русско-польских отношений, так как окончилась вековая борьба с Польшей, которая теперь ослабела и была вынуждена искать союза с Россией. Договор имел большое значение в борьбе народов Юго-Восточной Европы против турецко-татарской агрессии.



       ГЕТМАН – предводитель войска. На Украине в XVI-XVII веках гетман – выборный глава реестровых, а также запорожских казаков. С  середины XVII века управлял Украиной. В 1764 году гетманство на Украине было упразднено.

       ГЕТМАНЩИНА – название территории, управляющейся украинским гетманом с 1648 по 1764 годы. В 1654 году вошла в состав Русского государства. Гетманщина включала Левобережную Украину с городом Киевом и Чернигово-Северскую землю.




       ИВАН V АЛЕКСЕЕВИЧ (27.VII.1666-29.I.1696) Русский царь, сын Алексея Михайловича и М.И.Милославской. После смерти царя Фёдора Алексеевича в 1682 году Нарышкины провозгласили царём младшего царевича Петра, устранив старшего брата Ивана из-за слабого здоровья. Во время стрелецкого мятежа Иван Алексеевич был посажен на престол и 26 мая 1682 года был утверждён Земским собором в качестве «первого» царя.

       Его младший брат Пётр стал считаться «вторым» царём. Царствование Ивана Алексеевича было номинальным: до 1689 года фактически правила царевна Софья Алексеевна, затем Пётр I.



       СОФИЯ АЛЕКСЕЕВНА (1657-1704). Правительница Русского государства в 1682-2689 годах, дочь царя Алексея Михайловича и его первой жены М.И.Милославской.

       Была образована, честолюбива, энергична. После смерти царя Фёдора Алексеевича использовала борьбу Нарышкиных и Милославских за власть и выступление стрельцов во главе с И.А.Хованским для провозглашения царём наряду с Петром I Ивана V Алексеевича.

       29 мая 1682 года стала правительницей при них. Вскоре между Софьей Алексеевной и Хованским произошёл разрыв: Хованский с сыном в сентябре 1682 года были арестованы и казнены.

       Правление Софьи Алексеевны ознаменовалось борьбой с возникшим расколом, заключением Вечного мира с Польшей, двумя неудачными походами в Крым. В 1689 году Пётр, достигший 17-летнего возраста, захотел править самостоятельно. Софья пыталась опять поднять стрельцов, но неудачно: часть войска были на стороне Петра, в частности Сухаревский стрелецкий полк остался верен ему. Начальник стрельцов Шакловитый, хотевший посягнуть на жизнь Петра, вместе с некоторыми сообщниками был казнён, а Софья была низложена Петром и заключена в Новодевичий монастырь.

       Но Софья не успокоилась и продолжала плести интриги против Петра. В 1698 году, после нового неудачного бунта стрельцов Софья была пострижена под именем Сусанны и с тех пор содержалась в строгом заключении.




                СТРЕЛЬЦЫ.

       Постоянное пехотное войско в Русском государстве в XVI и XVII веках. Набирались из низшего свободного населения. Служба была пожизненна и наследственна. В мирное время исполняли гарнизонную службу. В Смутное время они играли значительную роль и постепенно превратились в придворную гвардию.

       Пользовались особым покровительством и льготами. В начале царствования Петра I  стрельцы, недовольные злоупотреблениями начальства, взбунтовались. Их бунтом воспользовалась Софья, которая неоднократно опиралась на стрельцов в борьбе с партией Петра. После третьего бунта в 1698 году из стрельцов было казнено свыше тысячи человек, остальные разосланы, и стрелецкое войско было уничтожено.



       СТРЕЛЕЦКИЕ БУНТЫ – выступления стрельцов в конце XVII-начале XVIII веков за свои корыстные привилегии. В мае 1682 года московские стрельцы, солдаты и пушкари выступили против злоупотреблений своих начальников, за увеличение привилегий.
 
       Стрелецкий бунт был использован боярской аристократией и дворянской группировкой Мстиславских в борьбе за власть с Нарышкиными. 29 мая 1682 года регентство перешло царевне Софье Алексеевне. Затем стрельцы поддержали реакционный заговор князя И.А.Хованского, пытавшегося захватить власть. Этот стрелецкий бунт был подавлен правительством Софьи с помощью дворян. Права стрельцов урезали, больше половины стрельцов перевели в провинциальные города.

       В 1689 году предполагалось участие стрельцов в дворцовом перевороте в пользу Софьи, но в решительный момент они заколебались и не поддержали заговор.
 
       Пётр I перевёл стрельцов в пограничные города. В 1698 году четыре стрелецких полка, посланных для охраны западных границ, потребовали своего возвращения в Москву и уничтожения «потешных полков» Петра I. Они подняли восстание, которое пыталась использовать для захвата власти Софья. Но стрельцы были разбиты.
 
       Это событие нашло отражение в одном из монументальных произведений В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни». Опальные стрельцы были разосланы по городам, стрелецкое войско упразднено.



       ХОВАНЩИНА – стрелецкое движение 1682 года в Русском государстве, связанное с именем начальника Стрелецкого приказа князя И.А.Хованского, пытавшегося стать регентом вместо царевны Софьи. Хованщина послужила сюжетом для одноимённой оперы М.П.Мусоргского.



       ХОВАНСКИЙ Иван Андреевич (умер в 1682 году) – князь – руководитель стрелецкого движения при Софье Алексеевне. Был воеводой в Туле, Вязьме, Новгороде и других городах.
 
       Пытался использовать стрелецкий бунт 15 мая 1682 года, чтобы стать регентом. Пришедшая к власти в результате этого бунта Софья Алексеевна, стремилась устранить Хованского, ставшего начальником Стрелецкого приказа и опиравшегося на стрелецкое войско.

       Движение стрельцов во главе с Хованским, получившее в исторической литературе название «Хованщины», было подавлено Софьей  при помощи дворянского ополчения. Хованский с сыном 17 сентября 1682 года были арестованы и казнены.



       (ШАКЛОВИТЫЙ Фёдор Леонтьевич (ум. в 1689 году) – думный дьяк при царе Фёдоре Алексеевиче. В правление Софьи Алексеевны с 1682 года – начальник Стрелецкого приказа. Стоял во главе неудавшегося заговора  в 1689 году против Петра I в пользу Софьи Алексеевны. Был казнён).



                СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ.


       Первое высшее учебное заведение в Москве. Официально открыта в 1687 году под названием Эллино-греческой академии.

       Инициатором создания её был Симеон Полоцкий. Первыми наставниками (руководителями) Славяно-греко-латинской академии были братья Лихуды.
Целью академии была подготовка образованных людей для государства и церкви. Ей поручались также цензура религиозных книг и суд над отступниками от православия.

       В академии преподавались: славянский, греческий и латинский языки, «семь свободных искусств», богословие.

       В XVIII веке курс обучения расширился. В академии были классы: грамматики, пиитики, риторики, философии, богословия. В ней учились М.В.Ломоносов, А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский и другие. В 1814 году академия была преобразована в Московскую духовную академию и переведена из Москвы в Троице-Сергиеву лавру.

(Продолжение:http://www.proza.ru/2014/10/16/1403)


Рецензии