Галина Владимировна Михина

               

   Моё знакомство с этой замечательной женщиной произошло весной 1953 года. Я учился тогда в 8-м классе. Как-то в перерыве между уроками ко мне подошла интересная, черноволосая женщина с весёлыми искорками в глазах Я видел её уже несколько раз в школе и знал, что работает она в родительском комитете. Я знал, что зовут её Галина Владимировна, но понятия не имел, чья она мама. Она почему-то подошла ко мне  и попросила оформить стенд с именами ребят, окончивших школу с медалями. Мне надо было вырезать буквы из картона, покрасить их золотой краской и наклеить на стенд. Я быстро справился с её поручением - оправдал надежды.
 
   При следующей встрече Галина Владимировна поговорила со мной, расспросила о родителях и потом сделала мне неожиданное предложение - посещать кружок бальных танцев. Я знал, что в нашей школе действует такой кружок, но у меня не возникало желания ходить туда. Вообще-то, танцевать я любил с детства и потому решил пойти и  попробовать, на что способен. Тем более, что кружок этот посещали девочки из соседней женской школы (учение было тогда раздельным). А девочки меня уже очень интересовали, и это была лишняя возможность встречаться с ними, чаще, чем один  раз месяц на школьных вечерах. К тому же на  этих вечерах мы всегда находились под бдительным надзором наших церберов-учителей. Здесь же в кружке была довольно непринуждённая  обстановка, с нами была лишь преподавательница танцев. И она не была  школьной учительницей, а потому на всё, кроме танцев, смотрела сквозь пальцы. Много позже я узнал, что идея организации этого кружка исходила от Галины Владимировны Михиной, мамы двух мальчиков из старших классов Володи и Шурика.
 
   В первое посещение кружка бальных танцев мне дали в пару высокую крупную девочку, ставшей потом моей постоянной партнёршей. Звали её Алла. Мне доставляло огромное удовольствие класть свою руку на её талию и танцевать. У Аллы были красивые голубые глаза, русые волосы, заплетённые в две толстые косы. Очень скоро я в неё влюбился. Мы разучивали только бальные танцы:  полонез, мазурка, полька, падекатр, падеспань. Наша преподавательница часто показывала сама, как правильно выполнять ту и или иную фигуру. И я был счастлив, если в качестве партнёра она выбирала меня. Несмотря на то, что я был в кружке самым толстым из ребят, танцевал  легко и схватывал движения быстро. Галина Владимировна тоже часто была с нами, и мне теперь  кажется, что она  аккомпанировала нам на рояле. Ведь за плечами у неё была консерватория.
 
   Как-то раз Галина Владимировна пригласила меня в гости. Когда я пришёл к ней, оказалось, что там уже были ребята и девочки, которые посещали танцевальный кружок. Это была уже сформированная Галиной Владимировной компания. Все они, включая и двух её сыновей, были старше меня. Передо мной фотография тех лет. Вот все они: десятиклассники Володя Михин, Ян Павловский, Лёня Папиш,  Валера Гладков, Володя Горский, Гена Москаленко и  девятиклассники  Шура Михин и Витя Соловьёв. Нет только меня - фото сделано ещё до моего прихода.

   Мы часто собирались вместе, предварительно созвонившись по телефону. Собирались всегда дома у Галины Владимировны, которая и была центром нашей компании. Она превосходно играла на пианино и пела романсы, под её аккомпанемент пел обладавший хорошим тенором Ян Павловский, а иногда пытался петь и я. Пели мы и хором.  Галина Владимировна занималась нашим музыкальным образованием: как-то приобретала для всех нас недорогие абонементы на утренние концерты в Колонном зале Дома союзов. Как теперь помню выступление замечательной певицы Нины Дорлиак, жены Святослава Рихтера. Она не только пела романсы и арии из опер, но и рассказывала нам много из истории музыки.
 
   Когда мы приходили в гости к Галине Владимировне, нас часто встречал её муж Пётр Матвеевич - очень приятный интеллигентный, несмотря на погоны, человек. Он беседовал с нами всегда на равных, и это нам очень  льстило. А иногда видели мы отца Галины Владимировны, Владимира Михайловича, подполковника медицинской службы. Он всегда радовался нашему приходу, беседовал с нами, улыбался через усы и бородку доброй улыбкой много повидавшего и испытавшего в жизни человека.

   Часто мы устраивали вечера танцев для, чего приглашали наших партнёрш по кружку. Позже, однако, вместо них стали приглашать других девиц, и им всегда было лестно приглашение в этот дом. Танцевали мы конечно вовсе не бальные танцы, а фокстроты, танго, вальсы. Большинству из нас ребят особенно нравилось танго, может быть потому, во время этого танца можно было прижать к себе партнёршу и получать удовольствие не только от танцев, но и от прикосновений. Большего мы себе тогда не позволяли. К нашему приходу Галина Владимировна почти всегда пекла вкусное печенье и трубочки с кремом. А ещё Галина Владимировна научила нас карточной игре в преферанс, и мы, расчертив большой ватманский лист для записи счёта, играли до умопомрачения, сменяя друг друга.

   Вместе мы совершали лыжные прогулки в соседний парк Покровское-Глебово или катались с гор за городом, в Опалихе, куда ездили на электричке. На горах безраздельно царствовал Ян Павловский. Лихо по-мастерски съезжал он на лыжах с самых высоких горок. Мы пытались подражать ему, но, конечно, часто падали, иногда ломали лыжи, предназначенные для  равнинного бега. Ян ушёл из жизни первым: инфаркт в тридцать с небольшим лет.  Все мы тяжело перенесли эту утрату.

   Из всей компании я особо выделял Лёню и Шурика. Лёня был очень скромным парнем и ничем особо не выделялся среди других. Но он играл на скрипке, и это высоко поднимало его в моих глазах. Шурка - очень уравновешенный, всегда доброжелательный. К тому же мы были почти сверстниками. Мы очень с ним подружились. Да и все члены этой компании были замечательными ребятами. Все они отлично учились и по окончании получили золотые или серебреные медали. Кроме меня, самого младшего: я медали не получил.
         
   Через год бывшие десятиклассники поступили в институты, ещё через год  - Шурка и Витя. В школе остался только я. Все они вели уже вольную и весёлую студенческую жизнь, и только мне приходилось ежедневно садиться  за парту. Во время студенческих каникул ребята часто  собирались вместе. К этому времени на столе уже стояло вино, немудрёная закуска и традиционное вкусное приготовленное  Галиной Владимировной печение. Потом были танцы до глубокой ночи. Наутро все они отдыхали, а я шёл на «каторгу». Впрочем, если честно, я часто в такие дни пропускал школу. Пропускал и тогда, когда ребята в студенческие каникулы ездили кататься на лыжах  в Опалиху.
 
   На следующий год и я поступил в МАИ, где к тому времени учились Горский, и Шурка с Витей. Компания наша не распадалась, но видеться мы стали всё реже. Старший из двух братьев Михиных - Володя учился в военной академии и постепенно отдалялся от нас. Ян и Валерий учились в ФИЗТЕХе, очень трудном ВУЗе. Расположен он был за городом, в городе Долгопрудном, и его студенты, даже москвичи, жили часто в общежитии. Лёня Папиш хотел поступить в Ленинградскую военно-медицинскую академию, но в год его поступления, тяжёлый 1953, евреям нечего было мечтать попасть в такое престижное учебное заведение. Он поступил  в институт Стали и сплавов, гордо носившее тогда имя вождя всех времён и народов.

   Когда мы с Наташей решили стать мужем и женой, я привёл её к Михиным и познакомил с Галиной Владимировной, с её семьёй и со всеми нашими ребятами. Все они одобрили мой выбор и дружно хором спели одну из наших любимых шуточных песен, где рефреном было: «У меня для этой самой штуки-штуки-штуки-штуки есть своя законная жена!» Они пели и наслаждались произведённым эффектом. Надо заметить, что я хотя и был самым молодым среди них,  женился первым.

   Прошли годы. Мы все давно женаты, некоторые даже неоднократно. Почти у всех - внуки. Мы живём далеко друг от друга, некоторые уехали из России. Видимся друг с другом редко, заменяя общение телефонными разговорами. Приезжая в Москву, всегда звоним друзьям, встречаемся с ними. С Лёней, живущим теперь в Израиле, у нас постоянный контакт через Интернет. Мы с Наташей были у Лёни и Люды в гостях, и они посетили нас в Германии.
 
   Уже давно нет в живых Галины Владимировны, как и всех мам и пап ребят нашей компании.  Но каждый из нас всегда и с благодарностью будет помнить Галину Владимировну Михину, её любовь к нам и всё хорошее, что она сделала для нас.


Рецензии