Капитан Житков

                КАПИТАН ЖИТКОВ

Анечке было 12 лет, когда капитан Житков стал захаживать к ним в дом. Ну да, он ухаживал за мамой. С отцом она давно рассталась. Он жил в далёкой Сибири. Анечка понимала, что мама нравится многим мужчинам.

Но после войны мужчины так разбаловались – Анечка неоднократно слышала это от маминых подруг и знакомых. Ведь сколько парней погибло, сколько мужей и женихов не вернулось домой! А женщин-то и девчат –пруд пруди. И даже среди такогоцветника Маруся выделялась и статностью, и красивыми светлокаштановыми волосами, и всегда румяным улыбчивым лицом.

Говорят, что женщины падки на деньги. А Анечке много раз приходилось слышать горестные рассказы маминых прятельниц: одну мужик оставил ради женщины с квартирой; другая «купила» мужа , так как у неё был свой дом и участок с садом; у третьей отец был директором  крупного продуктового магазина (и это в практически голодные послевоенные годы). А если у тебя не было подобного прикрытия за спиной, то красивая внешность и фигура, доброжелательная улыбка и покладистый характер становились даже помехой – этим беззастенчиво пользовались безответственные мужчины. И, конечно, если был «довесок» (или «хвостик») в лице ребёнка, то шансы найти своё счастье, свою судьбу у таких женщин были ограничены.

То есть, исключения, конечно, были. Кому-то улыбнулась удача. А кого-то послевоенные ловеласы ловили на крючок. Женщины верили красивым словам , каким-то подаркам, старались во многом угодить ухажёру. Но в конце концов оставались ни с чем, обманутыми и покинутыми.

Капитан Житков сразу понравился Марусе: волевое, мужественное, решительное лицо. Именно таким она представляла офицера и воина. Да и Анечка вроде бы увидела в нём серьёзного человека. А Марусе очень хотелось, чтобы её избранник понравился дочери. Маруся к приходу Житкова старалась приготовить ужин повкуснее, чтобы он не казался очень скудным. А капитан неизменно приносил что-нибудь к чаю. Приходил он каждую неделю, но подолгу не задерживался.
 
Маруся решила, что Анечка уже не маленький ребёнок и рассказала ей, что у Житкова есть жена, но она тяжко болеет. Конечно, он пока не может с ней расстаться.
– Как  же он может предавать жену и приходить к другой женщине? Он что ждёт, когда она умрёт? – спрашивала девочка.
– Ты  ещё мало в жизни понимаешь, – вздыхала  мама. – Я, наоборот, считаю, что он поступает благородно по отношению к ней – не бросает больного человека. Мне жаль его. Ведь, как каждому человеку, ему хочется тепла, заботы, ласки, которых он теперь лишён дома.

Анечка молчала, но всё-таки её угнетала такая ситуация. И она видела, что Маруся чем дальше, всё больше привязывалась к Житкову. Всё также она помогала дома маме, а утром бежала в школу, в свой 6-а класс. Училась Анечка на все пятёрки без посторонней помощи: ей нравилось учиться, да и помогать собственно было некому.

Учителя в школе болели так же часто, как ученики. Тогда девочкам, что постарше и хорошо учились, предлагалось провести свободные уроки в младших классах. Это нравилось и старшеклассницам (они при этом убеждались в своей значимости), и малышне – ведь к ним приходили как будто старшие подружки, а заодно и снисходительные «учительницы». Они завышали отметки, которые ставили не в классный журнал, а записывли в отдельную тетрадку. Ни на кого не кричали, не требовали абсолютной тишины. А ведь было в классе тихо и интересно – вроде бы играли «в школу». Многие малышки некоторых «учительниц» просто обожали.

Анечка ничего не имела против, ей даже нравилось, когда на переменках  маленькие девочки окружали плотным кольцом своих «учительниц», что-то рассказывали им, о чём-то расспрашивали.

Особенно к Анечке привязалась одна девочка из подопечного класса, которую все в классе называлт «Берочкой», хотя настоящее имя  её Лариса. Подружки из класса объяснили Анечке, как возникла «Берочка». Лариса немного картавила, вместо буквы «л» произносила «р». Ещё в первом классе на новогодней ёлке  она спела песенку:
                Берочка по ёрке
                Скачет вверх и вниз.
                Берочка, за ёрку
                Рапками держись!
                Прыг-скок на сучок
                Рапками держись! 

   
Так и осталась Лариса (Рариса)  Берочкой.  Анечке было смешно, песенку она запомнила – ей понравились и песенка, и девочка. Отметки в журнале Анечка не ставила, но делала свои пометки на одном листе бумаги – пусть потом учителя младших классов сами разбираются.

Однажды она вызвала к доске Ларису. Девочка старательно выводила мелом слова диктанта на доске, а остальные ученицы писали в своих тетрадках. Лариса всё написала правильно, и Анечка хотела ей поставить пятёрку.
 – А  как твоя фамилия, Лариса?
 – Я  Рариса Житкова.
Анечка удивилась-ведь  надо же, какая знакомая фамилия. Ну, а что удивительного? И писатель Борис Житков был – Анечка его книгу прочитала «Что я видел?» Но почему-то фамилия Ларисы не оставляла её равнодушной. Как-то на переменке после внеочередного замещения во втором классе, она спросила девочку:
 – А  где ты живёшь?
 – Да  в военном городке. Мой папа воевал на фронте. Он капитан.

 Анечка с Марусей жили у хозяев на частной квартире: все удобства во дворе, комнатка малюсенькая, да и платить за неё приходилось дорого. А многие жители города завидовали тогда военным: их семьи жили в четырёхэтажных дома с водопроводом и канализацией, на кухнях стояли газовые плиты. Правда, не было лифтов, но зато у многих были телефоны.

Анечке становилось всё интересней. Неужели капитан Житков, который каждую неделю приходит к ним домой, это отец Берочки?
 «Если хочешь, я провожу тебя домой после школы,–предложила Анечка.– Мне   как раз в ту сторону нужно идти».

Хотела ли Анечка зайти к девочке домой? Нет, она ещё не определилась. Она рассталась с девочкой на углу. Бешено колотилось сердце. А Лариса позвонила в звонок дома. Впрочем, дверь парадного уже открылась, из дому вышел военный, тут же подхвативший и закруживший девочку. А она радостно прокричала: «Папа! Папочка!»
 – Беги  скорей домой, там мама тебя с обедом ждёт, а я должен на службу вернуться.
 Мама уже выглядывала из окна второго этажа дома, помахивая рукой мужу и привечая дочку.

Анечка стояла довольно далеко, но всё-таки сомнений у неё не было: это был капитан Житков. «Но может быть, его жена действительно не здорова», – подумала  Анечка. Впрочем, капитан никогда не говорил, что у него есть дочка. Маруся как-то спросила Житкова о детях, но он то ли промолчал, то ли сказал, что детей нет. При этом лицо его как-то нахмурилось, и Маруся решила , что не стоит дальше расспрашивать.

Анечка ничего не сказала маме о своих наблюдениях. А в школе ненароком спросила у Лариски, как зовут её отца, да и классном журнале удостоверилась, что его звали Алексеем, как и капитана Житкова. И, конечно, она узнала, как зовут маму Берочки. Обычно в журнале указывалисьтакже место работы и должность родителей. Мама девочки не работала.
 – Лариса, а твоя мама не работает, потому что больна?
 – Вовсе  нет, – ответила  девочка. – Моя мама добрая, красивая и почти никогда не болеет.

Может быть, услышав этот разговор девочек и оценив ситуацию, Маруся была бы меньше поражена, нежели Анечка. Да, как же так! Ведь он обманывает свою семью и нас с мамой. Тихая и спокойная Анечка была вне себя от гнева и возмущения.

В этот вечер капитан Житков в частный дом на окраине города не приходил. Анечка немного остыла, и на следущий день, когда Житков пришёл( а мамы ещё не было) строго и спокойно обратилась к нему по имени-отчеству:
 – Алексей  Владимирович, товарищ Житков, я запрещаю вам приходить к нам, я запрещаю вам встречаться с моей мамой!
 – А  что случилось, Анечка? Это тебе мама велела передать такое радостное известие? – лёгкая ухмылка тронула его губы.
 – Нет. Это  моё решение. Я не хочу , чтобы мама узнала о том, какой вы – наглый лжец, обманывающий и свою жену, и дочку Ларису (до, да, она учится во втором классе нашей школы), и мою маму. Лучше, чтобы вы ушли до прихода мамы с работы. Я ей всё потом объясню. Или вы хотите, чтобы я всё вашей жене объяснила?

Житков стоял красный. Эх, лучше бы всё это говорила Маруся, а не её девчонка. Марусе, взрослой женщине, всё можно было бы как-то объяснить. Впрочем, что объяснять?! А девчонка такая резкая и категоричная оказалась! Он всё ещё стоял в шинели, затем быстро натянул офицерскую фуражку и выскочил.

...Больше Анечка с мамой никогда не встречались с капитаном Житковым.


Рецензии