2. Друзей моих прекрасные черты. Известинцы

На фото: журналист-известинец Дмитрий Мамлеев
и его жена киноактриса Клара Лучко.


ДРУЗЕЙ МОИХ ПРЕКРАСНЫЕ ЧЕРТЫ

Дружеские послания и эпиграммы

2-я часть

ИЗВЕСТИНЦЫ


                * * *

                Дмитрию Мамлееву, журналисту-известинцу, который стал
                первым заместителем председателя Гос. Комитета по печати СССР

Ты был в «Известиях» известен,
А нынче как вас величать?
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах – Госкомпечать.

                Было отправлено с телетайпа правительственной газеты "Известия"
                на телетайп Гос. Комитета по печати СССР.

                *

Мы на площади одной,
Называемой Страстной,
И стоит меж нами Пушкин,
Но к тебе он стал... спиной.

ПИСЬМЕЦО С ЮГА 
ответственному секретарю газеты "Известия"
Дмитрию Мамлееву

Я лежу на берегу,
Я о деле ни гу-гу.
Ничего на свете нету –
Ни газеты, ни буфета,
Даже женского вранья,
Только море, пляж да я.

В море плавают селёдки,
Кит таращит круглый глаз.
Где московские красотки?
Я давно забыл про вас.

Но на южном берегу
Верность дружбе берегу
И тебя, дружище Дима,
Позабыть я не могу.

Я сейчас, как негр, в загаре
И счастливый, как карась,
Шлю привет красотке Кларе*
(и, конечно, - её шляпкам!)
И ложусь довольный в грязь.

                Евпатория, Крым.
                (1970-е гг.)               

Клара Лучко – димина жена, популярнейшая киноактриса, народная артистка СССР,
которая носила умопомрачительные шляпки.


          * * *

                Ирине Ерофеевой

Ерофеева
Ира, фея - вы!
Я за фею
Пью кофею!

Ирина Ерофеева (Сосунова) - сотрудница отдела писем газеты "Известия".


                * * *

                Милой и славной Любе Нестеренко,
                моей однокурснице,
                сотруднице отдела писем

У цыплёнка две ноги.
Письма - любины враги!


                * * *
                Коллеге-репортёру

Мы вас уважаем, мы вас почитаем,
Мы вас перед сном ежедневно читаем.
Ваши репортажи
Нам полезны даже –
Навевают крепкий сон.
Просим новых. Вот и всё.


В "НЕДЕЛЕ"

Всё в "Неделе" сердцу мило -
И ребят весёлый дар,
И Галина, и Людмила,
И пузатый самовар.

"Неделя" - воскресное приложение к газете "Известия".
Галина Никулина и Людмила - сотрудницы "Недели".


                * * *
                Лене Пудаловой

Леночка Пудалова, Леночка Пудалова,
Мягче глаз и ласковей в жизни не видал я.

Елена Пудалова - секретарь редакции газеты "Известия". 


                * * *
                Марии Крушинской

Это – быль или, может, небыль?
Ты прости мне мой дерзкий стих. -
Под лазурным российским небом
Не встречал я красивых таких.

Словно ожила сказка детства,
До принцессы – достать рукой.
Не могу на тебя наглядеться,
Как не в силах уйти от другой.

                * * *

Я тебя моей не звал,
Я тебя моей не знал,
За тобою следом
Топал по обедам.

Не любовь и не жена,
В круговерти дней
Ты была мне так нужна,
Что жены нужней.

Мария (Марина) Крушинская – журналистка-известинка.


                * * *
                Ирине Круглянской

Я в газете "служу эпохе",
Жду зарплату как райского дня.
Иркин милый встрёпанный профиль
Вдохновляет на труд меня.

Ирина Круглянская - корреспондент литгруппы отдела писем газеты "Известия".

ИРКИН СТРИПТИЗ
                Ирине Круглянской

Вдохновенно и яростно,
Как на бис, как на приз,
На столе канцелярском
Ирка пляшет стриптиз.
Ирка пляшет стриптиз,
Пояс падает вниз...

Ирка, Ирочка, Ирушка,
Ты скажи мне: ты – чья?
Ты – как гибкая ивушка
У лесного ручья.
Я стою над ручьём,
Я молчу о своём.

Ах, я сам неприкаянный,
В тридесятом году
Свою малину-калину
Всё ищу, не найду.
Всё ищу, не найду,
Без любви пропаду.

А пока обалдело
Я смотрю, не дыша, –
Пляшут грешное тело
И святая душа.
И у гладких колен
Я сдаюсь тебе в плен.

Однажды мы с Иркой о чём-то поспорили. В юной запальчивости Ирка заявила и даже дала расписку, что если спор проиграет, то станцует стриптиз прямо на редакционном столе. Моё поэтическое воображение разыгралось, и я написал эти стихи. Вечером листок со стихами на тумбочке Ирки обнаружил её жених Борис. Он пришёл в ярость. К счастью, удалось быстро разобраться что к чему. Честная Ирка реабилитирована, поэт заклеймён, но оставлен в живых, а гнусные клеветнические стихи, искажающие светлый образ советской девушки-комсомолки, уничтожены. (О том, что в древнеиндийском трактате о любви Камасутра есть ещё более светлый образ счастливой девушки, которая совершенно нагой не только танцует, но и искусно занимается любовью и дарит любовь, блаженство и счастье своему любимому, мы в то пещерное время и знать не знали.) Вскоре молодые сыграли свадьбу, и их брак был долгим и счастливым.
А иркину расписку я храню до сих пор.


             * * *

                Ксении Бродер

Не зная Бродер, -
Не суйся в воду!

Ксения Бродер - литературный редактор газеты "Известия" во второй половине 1960-х гг.


             * * *

                Марине Лебедевой
             
Марина-дева
Кипит от гнева.
В глазах сердитки,
С грозою схожа.
Подобной пытки
Не дай вам Боже!
Но я и злую
Её целую.

Блистательная журналистка Марина Лебедева тогда делала первые шаги в газете, в журналистике. Она считала меня, репортёра, своим наставником. К своей подопечной я был очень требовательным и строгим, от чего она страдала, но мудро терпела.


В БУФЕТЕ

Ах, почему же я не Фет,
Чтобы воспеть родной буфет?!

Здесь запах щей, дразня, витает,
И стража охраняет вход,
Надежда юношей питает,
Наташа кофе подаёт.
Здесь с помощью тугих дверей
Из нас растят богатырей.

Здесь пренебрегши спецбуфетом,
Гордясь своею простотой,
С народом вместе ест котлету
Член редколлегии иной.

Здесь сердца стук был так неровен,
Здесь был мой разум помрачён,
Одной Мариной очарован,
Другой Мариной восхищён.
В буфете нашем, как в бою,
Терял я голову свою.

Всё мимолётно в жизни этой –
Росистый луг, цветущий сад,
И соловьиные рассветы,
И вы, красавицы буфета,
И ваш лукавый милый взгляд.

                Из Книги жалоб и предложений известинского буфета.

Однажды перед 8 марта группа молодых известинцев решила в Книге жалоб и предложений редакционного буфета, висевшей на верёвочке на одной из стоек, написать благодарности нашей обожаемой всеми буфетчице Наташе - Наталье Дмитриевне Щербине, варившей и потчевавшей нас ароматным и вкусным кофе. Для количества предложили написать и мне. Отказать ребятам я не мог, но сделал это в своей манере и форме. Мой положительный отзыв в стихах о нашем буфете читали многие. Прочитал и один член редколлегии, который вдруг страшно на меня обиделся.
Здесь необходимо пояснение. Члены редколлегии правительственной газеты были номенклатурой ЦК КПСС (главный редактор - номенклатура Политбюро ЦК КПСС, заместители главного - Секретариата ЦК КПСС, редакторы отделов - утверждались  отделом пропаганды ЦК КПСС). Как положено партийно-советской номенклатуре, они обслуживались спецбуфетом, который был прикреплён и получал продукты со спецбазы. (Тогда ходило ехидное выражение: Народ и партия - едины, но лишь различны магазины.) Редакционный спецбуфет находился на самой верхотуре старого известинского здания на Пушкинской площади. Его хозяйка Соня беспардонно обсчитывала своих высокопоставленных клиентов, на что они тихо жаловались нам, некоторые из них предпочитали обедать в нашем буфете для простых смертных, где было намного дешевле.
Один из них, редактор отдела, прочитав мои стихи, через несколько дней подсел ко мне за столик и проникновенным голосом грустно спросил:
- За что ты так меня? Что я тебе сделал плохого?
- Александр Иванович, да это совсем не про вас, - пытался я оправдаться. И наивно предложил:
- Ну, хотите, специально напишу, что это четверостишие вовсе не о вас?
Член редколлегии и номенклатура ЦК КПСС, как курица крыльями, испуганно замахал руками...


ИЗВЕСТИНКАМ
в день 8 марта

Будьте прекрасны!
Будьте любимы!
А мы не пройдём
Равнодушно мимо!

                Опубликовано в многотиражной газете "Известинец".


К МАШЕ
(секретарю отдела литературы и искусства
правительственной газеты "Известия")

Отдел литературы
Был прежде вечно хмурый.
У них, людей искусства,
Партийны даже чувства.
А ныне Черепаный
От вас совсем как пьяный.
И взор вперяет Пенкин
Не в гранки, а в коленки.
И Добыш, уж на что кремень
И работящий очень,
О вас вздыхает целый день
И половину ночи.
Отдел от страсти зова
Ах! - деморализован!
Соцреализм попал в беду!
Искусство под угрозой!
Такого мимо не пройду,
Скажу суровой прозой:

 Милая Маша, пожалуйста, пожалейте нашу родную
 советскую литературу, а заодно и искусство, которые должны
 принадлежать и служить нашему великому советскому народу
 и вести его, неразумного, к коммунизму, а то и куда подальше!
 (мой призыв согласован с первомайскими Призывами ЦК КПСС)

Ах, Маша, милая моя,
Пускай погибну лучше я,
Зато друзей спасу от бед!
И, жертвуя собою,
Я приглашаю вас в буфет
И вам сдаюсь без боя!

Считайте меня коммунистом!

                (1970-е гг.)

Юрий Черепанов - заместитель редактора отдела литературы и искусства.
Михаил Пенкин - член редколлегии газеты "Известия", редактор отдела.
Георгий Добыш - сотрудник того же отдела.


                * * *

                Юрию Хренову,
                заместителю редактора отдела пропаганды -
                от Эдуарда Пасютина, по недоразумению
                заместителя секретаря парткома редакции газеты "Известия"

Себя считаешь коммунистом настоящим? -
И хрен с тобой!
Но Эдьки Хрен не слаще!


О ГАЗЕТЕ "ИЗВЕСТИЯ"
при главном редакторе П.Ф. Алексееве

От макета до клозета
Путь проходит за часы
Наша славная газета,
Все четыре полосы!


ПЕРЕД ЮБИЛЕЕМ
правительственной газеты "Известия"

Та подставляет перед, этот лижет зад -
Каждый добивается наград.

                (1977 г.)


УБИЙЦА

                Галине О-вой

Галка - убийца,
Галка - убийца.
Только попробуй
В неё не влюбиться -
Хищным глазом
Убивает сразу!

о Галина О-ва - сотрудница кабинета иностранной печати.


ЖИВУ С ОЖИДАНИЕМ ЧУДА
                Моей милой подопечной
                Наде Медведевой -
                с нежностью

Среди суетливого люда,
Среди повседневного блуда,
Среди равнодушья в крови
Живу с ожиданием Чуда -
Живу с ожиданьем Любви.

Надежда Медведева (в замужестве Торопина) - в то время молодая сотрудница газеты "Известия", которая полностью доверилась мне и делала свои первые робкие шаги в журналистике с моей помощью. От нас ушла в новую "Крестьянскую газету"(главный редактор Игорь Абакумов), где возглавила отдел информации.


                * * *

У известинцев на зависть
Мощный секретариат:
Здесь Ершова обрезают,
А Сабирова крестят!

                Написано в соавторстве с собкорами Владимиром Курасовым            
                (Магадан) и Александром Щербаковым (Красноярск) для капустника
                на вечере отдыха собкоров в Петрово-Дальнем.

Анатолий Ершов - собкор газеты в Горьком (ныне Нижний Новгород).
Альянс Сабиров - собкор газеты в Казани.


                * * *

Дал заданье Феофанов:
"Производство и Совет" -
Не ищи под сарафаном
То, чего в природе нет!

                Написано в соавторстве с Владимиром Курасовым            
                и Александром Щербаковым для капустника
                на вечере отдыха собкоров в Петрово-Дальнем.

Юрий Феофанов - в то время (1980-е гг.) редактор отдела советского строительства.


ПРОВОДЫ

                Ивану Дмитриевичу Лаптеву,
                главному редактору газеты "Известия",
                который стал Председателем Совета Союза
                Верховного Совета СССР

А куда ты, паренёк,
А куда ты?
Не ходил бы ты, Ванёк,
В депутаты.

В депутатах м...даки,
Чай, найдутся,
Без тебя большевики
Обойдутся!

                (1990 г.)


ГЛЯДЯ ИЗ ДРУГОГО ВЕКА

По ухабам, но со славой
Шли известинцы вперёд:
Кто - налево, кто - направо,
Кто - совсем наоборот!

И останутся как сказка,
Словно песня "Сулико"
Заголовки от Друзенко,
Гонорары Захарько.

Анатолий Друзенко - в последние годы советской власти и после её бесславного падения был заместителем главного редактора газеты, мастер придумывать заголовки.
Василий Захарько - в последние годы советской власти и после её падения ответственный секретарь редакции, утверждавший гонорарные разметки по номеру.


СОСЕДУ-СОБАЧНИКУ

                Володе Фрейдсону

Прости, мой друг, что я в твой дом зашёл без стука, -
Кто ж знал, что при живой жене ты спишь с какой-то сукой.

                (Ноябрь 2012 года)
                Дача в Пахре.

о Владимир Фрейдсон - в настоящее время издатель и редактор нескольких газет, имеющих в логотипе слово Известия, чем он гордится. Ещё он по соседству со своим домом с официального разрешения Московской епархии РПЦ на свои деньги строит  небольшой православный храм, за что я его очень уважаю. Володя и его милая жена Мила - заядлые собачники, обычно у них в доме живут 3-4 собаки, которых они подбирают на улице и приводят к себе.


О НЫНЕШНИХ "ИЗВЕСТИЯХ"

Ах, "Известия", ты ли это? -
Скверноподданническая газета!

Газета "Известия", в которой мне выпали радость и счастье служить более сорока лет, и нынешние "Известия" - это две совершенно разные газеты. Вот как авторитетный британский еженедельник «The Economist» охарактеризовал нынешние низкопрофессиональные и угодливые до гадливости «Известия»:
...газета, в последние годы проникнутая национализмом, конформизмом и цинизмом.
 (a newspaper which in recent years has exuded nationalism, conformism and cynicism.)

Я не прошу у власти пирога -
Мне более свобода дорога!

На текущий сей момент
На хрена мне Президент,
Кремль мне вовсе не указ -
Мне важнее,
Мне нужнее
Нетекущий унитаз!


НАПОСЛЕДОК

Здесь точку ставить мне пора.
Ушёл двадцатый со двора.

Хотя свободою мы живы,
Опять газеты стали лживы.
Хотя цензуры нет в помине,
Холуйство правит прессой ныне.
В том никого я не виню,
Но нас скупили на корню.

Век двадцать первый на подъёме,
Чужие люди в нашем доме.
И пусть теперь другой поэт
Слагает вирши про буфет.


Рецензии
У Вас такие талантливые, приятные, симпатЮчный эпиграммы! Светлые и жизнерадостные.
С уважением,

Галина Козловская   14.11.2014 23:22     Заявить о нарушении
Милая Галина! Спасибо на добром слове.
Как Ваш поход по Галинам?
В Новом году будьте успешны и радостны! Дружески Ваш -

Эдуард Пасютин   30.12.2014 18:33   Заявить о нарушении
Спасибо, Эдуард. С наступающим Новым годом! Он вот-вот подойдёт. Удач Вам творческих много-много-много.
С уважением,

Галина Козловская   31.12.2014 04:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.