Весенние дни октября

Ярко-желтое на темно-сером – это красиво.

Я смотрю в окно. Сегодня пасмурно. Мокрый ветер перебирает ветки – оборванные струны – на пегой арфе берёзы. А если выйти на балкон, видна аспидная доска влажного асфальта, заляпанная красными и желтыми кляксами кленовых листьев.

Октябрь. Осень.

Но это только на улице. Потому что в мою комнату вернулась весна: зацвели цитрусы. Сказочный запах летает по всей квартире. Белым цветут лимон Пондероза и апельсин Гамлин, цветочками с лиловатым румянцем – лимон Мейера.

Апельсиновое дерево живет у меня уже четвертый год. Я спасла его из магазина, где оно почти погибло во время ремонта: цитрусы не любят извести. Так что ко времени моей покупки пышную в недавнем прошлом крону – я видела этот апельсин несколько месяцев назад – заменили две тоненькие веточки с десятком листочков.

Впервые апельсин зацвел прошлой осенью. Я уже и не надеялась на цветение, думала смиренно: пусть растет на моем окне просто красивое зеленое дерево, пусть выдыхают слабый приятный аромат его блестящие листочки. И тем чудеснее и неожиданнее был сюрприз. В середине сентября, перед самым моим отъездом в Тверь (я изучала тогда свою родословную по линии матери и собиралась читать в Тверском архиве метрические книги Успенской церкви местечка Ильино), вдруг обнаружилось в кроне апельсина на новом приросте множество крошечных бутончиков… Недели через три распустились белоснежные цветы с желтыми тычинками, восхитив удивительным запахом: их венчики источали сладкий липовый дух с ноткой черемуховой горечи. Цветущие лимоны пахнут иначе.

За минувший год моё апельсиновое дерево вырастило три красивых плода. Все апельсины развились из кругленьких зеленых завязей трехлепестковых цветов (пятилепестковыми были в кистях только цветы верхушечные). Сейчас они грузно и в то же время изящно свисают вниз на длинных, тонких, покрытых небольшими листочками веточках. И так приятно подержать на ладони слегка шероховатый, приплюснутый сверху и снизу, с каждой неделей всё больше тяжелеющий, наливающийся цветом и соком апельсин!

Я не тороплюсь снимать урожай. Хотя специалисты пишут, что цитрусы поспевают еще до того, как полностью окрасится в желтое или оранжевое их кожура. Пусть мои три апельсина – вместе с белыми цветами – украшают и дерево, и окно в эти октябрьские, но по-настоящему весенние дни…

НА СНИМКЕ ВВЕРХУ: апельсины урожая 2014 года. Масса самого большого – 240 г; два других - по 208 г
Фото автора


Рецензии