Трисказец. Как мудрость в глупости проросла

1 сказ.   «ГОРОД МУДРЕЦОВ».


Собрались раз пятеро мужиков и решили своё поселение строить. Выбрали место у реки и каждый себе по избёнке сколотил.

- Как же мы теперь называться будем: деревней аль просто селеньем? – спрашивает один из мужиков – Фома.
- Ну вот ещё, деревней, глупый ты Фома, - возразил Кузьма, - городом мы будем! Я на своём доме «БУЛОЧНАЯ» напишу, что это за город без булочной?
- Так ты что же и булочки печь будешь? – удивился Фома.
- Зачем печь, это так, для видимости, вроде декорации. Просто я больше всех есть их люблю.
- Здорово придумал! – вмешался Григорий, - а я тогда «ПАРИКМАХЕРСКОЙ»  назовусь и большие ножницы у входа в дом вывешу.
- А если к тебе кто подстричься зайдёт из приезжих, - не унимается Фома, - что тогда им скажешь?
- Скажу, что людей не стригу. У меня будет парикмахерская для коров да котов.
- Ну это уж ты приврал, Григорий, ведь коров и котов не стригут.
- И впрямь ты глуп Фома, это же для того, чтоб ко мне никто стричься не заходил.
- А ты Богдан, какую табличку на доме повесишь? – поинтересовался Кузьма у четвёртого мужика, увидев, что тот, послушав их разговоры, уже что-то прибивает у входа в дом.
- А я теперь не просто Богдан, а Богдан Петрович – губернатором я города нашего буду. Что это за город без начальника?
Семён решил, что он «ВОКЗАЛОМ»  будет, железнодорожным.
- Правильно! - одобрил Богдан Петрович, - Может кто и проложит со временем к нам в город железную дорогу. А пока нам и вокзала достаточно.
Один только Фома отказался надпись на доме делать. Смеются над ним мужики, потешаются:
- Ты, - говорят мужики, - умом не вышел, чтобы что-то умное придумать. Так и на доме твоём написать следует: что, мол, дурак проживает.
- А город то наш без названья получился, - говорит самоназванный губернатор Богдан Петрович.

Стали они название городу придумывать, да ничего выдумать не могут.
- Смотрю я на вас, - не выдержал Фома, - какие же вы все мудрецы, надо же такой город из пяти изб придумать.
- Точно, мудрецы! - подхватил Семён, - И городу нашему лучше названья не сыскать, станем городом Мудрецов.
Так и решили назвать. Молва о новом городе далеко разошлась. Мужики пред всеми заезжими гостями похваляются в мудрости своей, одного только Фому ни во что не ставят.


2 сказ. «СОСТЯЗАНИЕ МУДРЕЦОВ».


Прослышал о  городе Мудрецов царь. В то время решил он советников своих поменять – уж больно глупы да ленивы стали. Кроме  золота и застолья богатого ничего боле не знали. И вот удумал тот царь, великосветский государь, состязание мудрецов устроить, а самого мудрого да в состязании победившего к себе на службу определить.

Как задумал царь, так и сделал. Послал гонцов во все края мудрецов созывать, да не забыл и о городе новом, что городом Мудрецов называется – личное приглашение отписал. Обрадовались мужики, что царь и их на состязание приглашает, стали в дорогу собираться, в яркие одежды наряжаться.

-И я с вами пойду, - говорит Фома.
- Тебе то куда, дома сиди, да город сторожи, - замахали руками на него мужики.
- Да коли я дурак, так и сторож из меня не кудышний, - отвечает им Фома, - а там, на состязании, может помощь моя потребуется: отнести иль принести что, так я мигом!
- Хорошо, Фома, пойдём с нами, да только смотри, не посрами нас, вперёд не вылезай, да голосу не подавай, - наказывают ему мужики.

Через три дня, как условлено было, собрался народ на большой поляне пред воротами царскими умом померяться да смекалкой потягаться.
Вот из палат своих бело-каменных выходит царь и задаёт первую задачу:
- Я, - говорит, - намедни по лесу гулял, да на колодец старый наткнулся. Наклонился было водички попить. Да счастье своё в него и обронил. Подскажите мне, мудрецы великие, как то счастье обратно выловить? Первым Кузьма из города Мудрецов вышел и говорит:
- Ты, царь, воду то из колодца по - вычерпай, а счастье - оно на дне останется.
- А я думаю, - молвит Богдан, - воду из колодца не выливать, а каждый день тебе царь-батюшка по ведру воды выпивать, наверняка в каком-нибудь ведре и счастье окажется.
Григорий посоветовал через сито воду пролить, а Семён предложил и вовсе колодец в царские палаты перенести и ждать, пока счастье само выплывет.
- Пойду и я своё слово царю скажу, - не удержался Фома.
- Да куда тебе, - закричали мужики, схватив за руку Фому - ты же из нас мудрецов – самый глупый, опозорить нас захотел, стой здесь и не вылезай.
- Отпустите меня, я словом не обмолвлюсь, что из города Мудрецов прибыл. А если глупость скажу, так зато народ потешу – больно грустны все собравшиеся, да серьёзны.
- Ну что с тобой, дураком  спорить, –  говорит Богдан Петрович, - только время терять, да мудрые слова растрачивать.
Согласились с ним мужики и отпустили Фому.
Вот подходит Фома к царю и молвит слово мудрёное:
- Это какое же счастье, царь-батюшка, ты в колодец уронить изловчился? Коли это монеты золотые, то счастье не в деньгах и не в богатстве. Ежели это войско твоё могучее, так в колодце ему и место, чтоб народ понапрасну не стращал, да не пугал. А коли это счастье людское, что в душе сидит, так оно или есть или нет его. А ежели нет, то и в колодце не сыщешь – его заслужить надобно.

Удивился царь ответу Фомы, да виду не подал. Вторую задачку задаёт:
- Выросли, - говорит, - на моей берёзе яблоки большие, так вот скажите мне, мудрецы великие, есть ли мудрость в этом и какая?
Посыпались на голову царя ответы, да один глупее другого.
- Мудрость в том, говорит Кузьма, - что яблоки берёзовым соком нальются.
- А я думаю, - молвит Богдан, - в том, что под такой берёзой подберёзовики расти не будут.
- Да нет же, - возражает Семён, - урожай яблок богаче будет, ведь берёзы то высокие растут.
Григорий промолчал и вовсе ничего не выдумал.
- Ну а ты, что скажешь, Фома, - спрашивает царь.
- Мне и сказать-то нечего, какой же мудрец мудрость в глупости ищет? Ведь яблоки на берёзах не растут,  то всем известно.

Подумал царь и говорит:
- Послушал я вас, посмотрел на способности и пришёл к выводу: правильно ли мои глашатаи донесли до вас, что конкурс мудрецов проводится, а не дураков? Глупцов да дураков и в моём царстве хватает. А среди всех вас собравшихся приглянулся мне по уму только один Фома.
- Это как же так, - возмутился Семён, - Фома у нас самый глупый в городе Мудрецов, а слова и мысли мудрые,  так это он наши передавал.
- Верно говоришь, - подхватил Богдан, - самозванец он, а мысли те наши были!
- Точно так, - обрадовались Григорий да Кузьма, - в тюрьму его, а нас во дворец!
Усмехнулся царь, да виду опять не подал.
- Ну что ж, в тюрьму, так в тюрьму. Только вот беда какая: получается вас четверо мудрецов, а мне только один нужен. Дам я вам ещё испытание. Кто выдержит из вас, тот и во дворце жить будет.

 
3 сказ. "ИСПЫТАНИЕ У ГОРБУНА".


- Живёт со мной по соседству зверь не виданный, - говорит царь, - лютый да голодный – Горбуном зовут его. Был у этого Горбуна петух диковинный. Каждое утро он будил его на рассвете: когда есть надо садиться, иль спать ложиться – кукарекал. Тут внезапно заболел петух и помер.
 
Горбун во всём произошедшем наше царство, как соседское, винит и требует петуха его к жизни вернуть или грозится всё наше царство по щепочкам разнести. Вас по очереди я к Горбуну и отправлю, кто вопрос о петухе мирно уладит, тот и останется в королевстве моём жить.

Пошёл первым к Горбуну Богдан.
- Я, - говорит он ему, - мудрец очень мудрый, спрашивай что хочешь, только царство не трогай.
- Ну что ж, - согласился Горбун, - дашь мне совет: как без петуха жить, сам тебя на хребте домой отнесу, а коли не дашь – сидеть тебе мудрец в моей темнице.
- Что тут мудрить, ты теперь вместо петуха на жёрдочку сам полезай и солнышко карауль. А как завидишь небесное светило, так кукарекай во всё горло сам себе, да погромче, чтоб расслышать смог.
Обиделся Горбун, что Богдан его с петухом сравнил и посадил в темницу к крысам и паукам.

Вскоре к Горбуну пожаловал Семён.
- Слышал я, - молвит он,- о твоей беде. Толкуют петух у тебя помер и солнце больше не встречает. А ты не грусти понапрасну, а совет мой мудрый выслушай: ты солнце поймай, на плетень посади и караулить восход не придётся – солнце всё время с тобой будет.

Посадил Горбун и Семёна в темницу. Настала очередь идти к Горбуну Кузьме. Подошёл он к Горбуну и слова вымолвить не может – язык от страха к зубам прирос. Оказался и Кузьма в темнице Горбуна. Вскоре и последний – Григорий пожаловал. Несёт он с собой под мышкой курицу. Подошёл к Горбуну и отдаёт ему.
- Вот тебе – новый петух, - говорит,- кукарекать будет лучше прежнего. А курица та возьми, да и снеси яичко прямо перед носом Горбуна. Закричал Горбун страшным голосом на Григория:
- Ты что, мужик, шутить со мной вздумал – вместо петуха курицу подсовываешь! Нет тебе лучшего места, чем темница моя.

Проходит неделя, как ушёл последний из мужиков и не возвратился. Фома тем временем у царя в палатах пирует. Не поверил царь тогда наговорам мужиков да клевете на Фому – оставил его у себя во дворце жить да мудрым советником служить.

Стал волноваться Фома о мужиках пропавших, хоть и лгали они на него, а всё ж жалко – вместе жили, хлеб – соль делили, как родные стали. Подходит он к царю и говорит:
- Отпусти меня к Горбуну, пойду друзей своих из беды вызволять да с Горбуном толковать.

Отпустил его царь. А Горбун в то время совсем рассвирепел, мужиков по-очереди съесть обещается. Вдруг жилище Горбуна оглушил голос чей-то неведомый, страшный да сердитый:
- Ты, - говорит, - Горбун, погубил сына моего любимого – петуха третьего! Не будет тебе зверёныш прощения за это! Я – царь петушиный, посылаю тебе второго моего сына. Он хоть ростом не велик, зато такой силищей обладает! По царски ухаживай за ним. А он приглядывать за тобой станет: чтоб людей не губил да царства соседние не трогал. До конца жизни тебе в таком наказании, да под надзором ходить. А ослушаешься – петушок мой до смерти тебя заклюёт!
И после этих слов прямо на середину двора петух откуда-то сверху слетел. Перепугался Горбун, нежно взял петуха, на постели свои пуховые усадил, а сам бегом народ из темниц своих освобождать.

Возвратились мужики обратно к царю в царство. Встречает их Фома, да посмеивается:
- Много ли страху натерпелись, мудрецы великие?
- И не спрашивай, не хотим мы больше в царевы палаты, не мудрецы мы вовсе, домой скорей хотим.
А Фома взял большую картонку, в трубочку скатал, да говорит в её узкий конец:
- А город то как? Мудрецов останется?

Узнали мужики голос царя петушиного, обрадовались да рассмеялись.
- Так значит это ты нас  от гибели верной спас? Прости нас, Фома, что несправедливы были с тобой и не серчай на глупость нашу да жадность. Мы теперь тебя уважать станем. А город наш отныне деревушкой звать станем. Глупость за ширму не спрячешь, да и ты хоть самым мудрым назовись – ума от этого не прибавится.

Улыбается слову мужиков Фома: «Никак в их глупости мудрость проросла!»  Да и сам он в царевых палатах боле не остался , а вместе с мужиками домой, в родное поселение вернулся.


 


Рецензии