Теория зрения Ременко

Сергей Дмитриевич Ременко 1933 г. р. советский учёный, радиолюбитель, мастер спорта по пулевой стрельбе, автор двухкомпонентной , нелинейной теории зрения.

Нелинейная теория зрения С. Д. Ременко создана в семидесятые годы и основана на нескольких принципах  моделирования процесса цветового зрения человека.

На необходимости физического (по факту цвета),  а не частотного анализа световосприятия глаза. Это обосновано тем, что существуют разница физических свойств внешне равноцветных потоков света,  полученных разным путём, а так же фактическим изменением цветности составного тона при изменении яркости составляющих. Принцип технического синтеза  цвета, не совпадает с принципом анализа света глазом.

Наличием у линз хрусталика и роговицы хроматической  аберрации, т. е. способностью разложения белого света в спектр и таким образом, что синие лучи проецируются ближе к линзе хрусталика, жёлтые дальше и красные на максимуме удаления от линзы хрусталика.

Не указывается словами, но физически отображается на схемах то, что и палочки, и колбочки работают со световым потоком не торцами, упёртыми в пигментный слой, а по всей своей длине, являясь индикаторами присутствия фронтов спектра, а не сенсорами потока. Делается указание на то, что размер колбочки, как сенсора не позволяет видеть мелкие предметы на большом расстоянии.

Принимается во внимание, лабораторно изученная поляризация нейронов под действием света. А также способность прозрачного слоя нервных клеток окрашивать красный луч в пурпурные тона.

Утверждается, что в одной светочувствительной колбочке  одновременно присутствует катализатор зелёного света хлоролаб и индикатор красного цвета эритролаб, а в палочках находится катализатор сине-зелёного света родопсин. Таким образом, существуют колбочки одного типа, а не трёх разноцветных, как считает трехкомпонентная теория зрения. 

В результате воздействия света каждая колбочка даёт два сигнала - один является индикатором отношений интенсивности красного и зелёного фронтов света и усреднённый сигнал соответствующий жёлтому фронту. Усреднённый сигнал смешивается с синим сигналом от палочки, создавая вторую цветоразностную пару. Совокупность цветоразностных сигналов красный-зелёный, жёлтый-синий определяет цветовое восприятие глаза.

С.Д. Ременко полагает, что в  физическом создании  цветовой картины, а значит и видеоряда в зрительных долях мозга, сам мозг участвует косвенно. С этим можно согласиться, учитывая скорость прохождения фронтов света в сравнении со скоростью передачи нервного импульса.

С помощью нелинейной теории зрения Ременко объясняются причины трёх видов болезни дальтонизм и технически легко из светофильтров, фоторезисторов и микроамперметров строится техническая модель зрения, способная определение цвета и недостатки цветовосприятия моделировать.

В целом можно сказать, что эта модель световосприятия пригодна  для создания общей теории зрительного восприятия, основанной на новых биотехнических решениях. В нелинейной теории зрения отсутствует или просто неизвестна автору этой статьи та часть теории, где бы говорилось о физическом опознавании (представлении) световой картины или сигналов от световой картины. 


Рецензии
Вот эта статья совершенно далека от истины.
Набор тезисов.
Колбочки не могут упираться в пигментный слой, потому что родопсин находится у них внутри.
И не было такой теории, по корой существовали бы колбочки трёх цветов.
Забыта физиология.Потерян смысл.Мозг имеет самое непосредственное отношение к созданию целостности образов и картинок.На своём затылке.
Скорости прохождения фронтов света не имеют отношения к скорости передачи нервного сигнала, потому что главное - количество поступившей энергии, определяемое частотой волны.Под действием этой энергии происходит хим. реакция
Прописные истины. Со школьной скамьи.
Поэтому это даже не модель.
У Хазена."Сетчатка не фотоплёнка."
Естественно, потому что действие фотоплёнки основано на ионизации (серебра), а действие палочек и колбочек из области другой специфики.
Ещё осталось вспомнить процессы зрительной адаптации, за что отвечает средний мозг и , как говорится, картина маслом.
Я всё же думаю, что уж если выставлять на обозрение такие статьи, то (не о Вас, Игорь)следует всё же более корректно подходить к учёту уже имеющихся наработок.
Мне это просто поразвлечься в поиске чужих глупостей., тем более, что я недавно всё это перечитывала.

Ольга Крюкова   18.10.2014 15:43     Заявить о нарушении
Ольга у этой теории есть сайт, есть последователи, похоже успешные, т.к. на основе неё создаются калориметры промышленные, не важно что бумажно, важно что денежно.

Игорь Табакаев   18.10.2014 16:03   Заявить о нарушении
Это хорошо, что калориметры.
Но это не означает, что и у нас так же.
Это означает, что для успешной работы калориметров найдено нужное решение.
Успехов Вам.
С уважением. Ольга.

Ольга Крюкова   18.10.2014 16:18   Заявить о нарушении
Ольга, извините, но набор тезисов виден именно в вашем ответе...
Во первых в колбочках содержится не родопсин, а йодопсин, который в свою очередь состоит из смеси двух фотопигментов: хлоролаба и эритролаба. Это давно открытый и доказаный факт см. работу «Зрительные пигменты в отдельных колбочках приматов» (“Visual Pigments of Single Primate Cones” W. B. Marks, W. H. Dobelle, E. F. MacNichol, Jr. Department of Biophysics, Johns Hopkins University, Baltimore, Maryland 21218)
Во вторых оба эти фотопигмента чувствительны ко всей видимой области и различаются только тем, что имеют немного различную реакцию на каждую длину волны видимого спектра и различные максимумы чувствительности.
Третье, спектр оптического излучения одномерный и описывается только длиной волны (или частотой, или энергией фотона как кому больше нравится). Тот или иной световой раздражитель воспринимается в зависимости от спектра, некой доминирующей длиной волны (или длинами волн).
По теории Ременко, колбочка, сопоставляя отношения раздражения хлоролаба к эритролабу однозначно определяет эту длину волны (приводит аналогию с рычажными весами). Заметьте, что для того, чтобы измерить температуру в какой либо области никому не придёт в голову идея использовать три вида термометров на разные области температур, а потом производить некие операции с их показаниями для определения искомого значения температуры. Для этой задачи достаточно одного термометра с подходящим диапазоном. Ременко блестяще показал работу колбочек и палочек сетчатки глаза на простейшем макете, не содержащим ни каких электронных устройств. Он просто и точно смоделировал работу колбочек и палочек глаза. Ни одна другая теория цветовосприятия не может не то чтобы создать рабочий макет глаза, но даже и внятно объяснить механизм и принцип его работы. И Физики и физиологи это понимают.
Ольга, вы смешиваете в одну кучу и цветовосприятие, и передачу информации к мозгу, и создание образов. Всё перечисленное это разные аспекты нашего зрительного восприятия.
Большинство людей, даже специалистов в этих областях, к величайшему сожалению оперируют не фактами, а набором бездоказательных фраз-шаблонов, зазубренных ещё со школьной скамьи и массой различных заблуждений растиражированных в том числе и «популяризаторами» различных направлений (не учёными), коим кстати являлся и всем известный автор «Занимательной физики» Я. И. Перельман...

Дмитрий Дмитриев 3   10.12.2014 21:33   Заявить о нарушении
Ольга, вы смешиваете в одну кучу и цветовосприятие, и передачу информации к мозгу, и создание образов. Всё перечисленное это разные аспекты нашего зрительного восприятия." - Ваши слова прикольны до ужаса, потому что в любое явление нужно рассматривать одновременно со всех позиций.
Перельмана прочитала всего уже давно и со многим согласна.
А вот то, что у меня набор тезисов в рецензии, так это же не статья, чтобы не быть дискретным набором, а быть последовательным изложением всех фактов, достоверных и не очень, в том числе и Своих умозаключений. а не простого переписывания текстов, чем грешат очень многие местные даже не авторы , а обычные копиродралы.

Ольга Крюкова   11.12.2014 10:22   Заявить о нарушении
Впечатление такое, как будто Ваше замечание написано женщиной...вернее списано литературы. Привели бы хотя бы формулу йодопсина, тогда всем сразу стало бы ясно о частотах. Сами названия по сути - это мы их такими дали.

Ольга Крюкова   11.12.2014 12:15   Заявить о нарушении
Извинините за вмешательство в научный спор, вопрос нанотехнологии не в том какими химикатами делает колбочка финт, а как она это делает в принципе. Вероятно, что там резонансная система, но фагот не на звук, а на свет работает непонятно как. Второй вопрос, если мы имеем оркестр из миллиона труб, то где дирижёр, и кто у него солист. Точнее всех оказался Александр Моисеевич Хазен, он ближе всех к загадкам микро. То что касается восприятия как такового, очевидно только то, что нынешняя модель ощущений и реакций чисто филосовская, на уровне реакций собаки на свет и звук. Тайна сия на уровне религии, можно верить в любую модель, молится на любую, но не знать, что это было в самом деле. В базе ощущений стоит душа, пусть чисто религиозное понятие, но если бы медицина лечила все прочие болезни, как душевные (с той же эффективностью) людей на земле было бы на порядок меньше .

Игорь Табакаев   11.12.2014 14:57   Заявить о нарушении
Ольга, извините. Я думал вы имеете отношение к работам в областях зрения и цветовосприятия (физика, биофизика, биология, медицина...). Вы видимо относитесь к лирикам. У меня нет к вам претензий, извините ещё раз.

Дмитрий Дмитриев 3   13.12.2014 00:22   Заявить о нарушении