Реплика по поводу...

Сегодня в Доме книги на новом Арбате любителям поэзии будет представлена только что вышедшая в свет книга избранных стихов Александра Аронова, а завтра в Центральном доме литераторов пройдёт вечер его памяти. Ему исполнилось бы в эти дни 80. В конце 1950-х мне довелось общаться с Александром – в авторитетнейшем литобъединении "Магистраль". Упоминаю сейчас об этом для того, чтобы нижеприводимая моя кратенькая реплика не прозвучала некорректно. Хочу высказаться запросто – как если б это было в живом приятельском общении, более полувека тому назад, в одной из комнат знаменитого ЦДКЖ (Центрального дома культуры железнодорожников) – на площади трёх вокзалов в Москве...

По какому поводу реплика? На прошлой неделе в газете "МК", где Аронов проработал свыше 30 лет, было помещено одно из последних его стихотворений – "осознанное прощание с жизнью, миром, любовью, друзьями", как выразился в пространном сопроводительном тексте Андрей Яхонтов, коллега Александра.

Не дочитываю книг
И уже не дочитаю.
Всё равно наступит миг –
И без них я всё узнаю.
Всё узнаю, всё пойму...
Только вот неинтересно,
Что там станет мне известно
В темноте и одному.

Таково это замечательное восьмистишие. Оно, не скрою, глубоко меня пронзило. Прямо-таки поразило, изумило. Возникло нестерпимое желание задать Саше Аронову некие вопросы – на мой взгляд, вопросы чрезвычайной важности. Желание это стало для меня тем более безудержным, что комментарий Яхонтова, в его попытке раскрыть внутреннюю психологику Саши, показался мне чересчур легковесным, банальным, а то и вовсе пустопорожним (цитирую): "Он – компанейский, общительный, весёлый и смешливый – понимал: приближается немота, и "тайны гроба" станут в обозримом будущем насущностью, придётся обходиться без книг и приятелей, без анекдотов и вина, придётся постигать иную реальность, чем та, к которой привык, постигать, увы, одиноким способом, не рассчитывая ни на чьё участие".

Итак, моё вопросительное – как бы запоздалое и, в некотором смысле, демагогическое – обращение к Саше Аронову.

Неужели тебе и впрямь «неинтересно» всё то, что ожидает тебя (и каждого из нас) за неизбежным порогом? Если неинтересно, тогда при чём здесь тот переходный «миг», который и без всяких книг сулит тебе (и всем нам) великое откровение: «всё узнаю, всё пойму»? Что конкретно предвидится тебе под понятием «всё»? Нет ли досадной неувязки между твоим «неинтересом» к потустороннему познанию («что там станет мне известно») и заведомым, опережающим утверждением, будто «там» тебе придётся пребывать «в темноте и одному»?.. Надеюсь – и уверен – ты услышишь меня. Отзовёшься ли?

15 октября 2014.


Рецензии