Профессор Вакури
на Москву в аэропорту Сухуми.
Тогда все поезда опаздывали, все самолеты задерживались с вылетом, и народ покорно мучился, понимая, что протесты бесполезны. Дочке пятый год - сколько можно удерживать ребенка на скамье в зале ожидания?
Посидели просто так, почитали книжку, осмотрели помещение - а дальше? Вышли наружу. Жарища беспощадная, никого, все попрятались в тень. В бассейне неподвижно стояли крупные золотые рыбы.
- Мамочка, они настоящие?
Недолго думая, я взяла небольшой
камешек и бросила в бассейн: рыбы
туда-сюда заметались. Настоящие!
То никого не было, а тут сразу кто-то нашелся, чтобы гневно осудить мое поведение. Агрессия требовала выхода, люди цеплялись друг к другу - не к власти же претензии предъявлять!
Я никогда бы животным вреда не причинила,
и рыбы, конечно, не пострадали.
Жара и поборник нравственности
вынудили нас вернуться под крышу.
Вскоре рядом с нами уселся высокий худой седеющий китаец и стал писать в блокноте авторучкой Паркер с золотым пером. Китаец
был в то время невозможен. Русский с китайцем перестали быть "братьями навек", разошлись.
Я недоумевала.
Сосед повернулся ко мне и спросил:
- Фильм ..., как это будет по-русски?
- Пленка!
Он кончил писать и мы разговорились. Это оказался японец. Вакури, профессор русского языка из Токийского университета. Он летел
в Москву тем же рейсом, что и мы.
Мы перестали скучать и томиться. Профессор достал диктофон, и Верочка по его просьбе прочитала стихи про зоопарк. После слов
Долго-долго у решетки
Мы стоим, разинув глотки -
Знаем, знаем без часов,
Что обед для нас готов
дочка широко разевала рот, показывая, как это происходит.
Профессор Вакури не по-нашему весело смеялся.
Сказал, что ему шестьдесят четыре года, что в Сухуми он навестил свою очень старенькую первую учительницу русского языка, эмигрантку первой волны - это ей он писал прощальное письмо.
Контакт цивилизаций продолжался.
- Скажите, что у нас вам бросилось в глаза,
чем мы непохожи?
- У вас не придают значения эстетическому оформлению жизни, все грубо, случайно, некрасиво и непродуманно.
В пример профессор привел оформление блюд ... в общепите!
Спросил, знаю ли я кого-нибудь из японских писателей.
- Абэ Кобо, Окутагава Рюноске... Хокку... Танки.
Я очень любила Басе. И художники - как было
не упомянуть: гравюры Хирошиге, красавицы Утамаро... Есть в Москве, в Музее Востока.
Он очень впечатлился, хвалил культурный уровень русского общества - вот так, случайная встреча - и кто бы мог подумать...
И я спросила, кого из русских писателей
любят и знают в Японии - Толстого, Чехова, Достоевского и ... Маяковского!
Насчет последнего я удивилась.
Время шло. Сообщалось,
что рейс задерживается.
Профессор Вакури пригласил нас в ресторан.
После обеда снова сели ждать у моря погоды.
Профессор дал мне свою визитку, на ней написал телефоны в Москве, сказал, что очарован нами и хотел бы встретиться.
И мне хотелось! Но я не могла! Я давала подписку, обещая не заводить знакмства
с иностранцами! А я и так уже целый день нарушала запрет...
Жаль! Больше и не встретились.
Потом я прочла в "Литературной газете"
о его визите в Московский университет.
Свидетельство о публикации №214101501223