Михалковский титаник бороздит просторы России

9 октября на экраны Вятки вышел новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар».
Предыдущие фильмы «Предстояние» и «Цитадель» (дилогия «Утомленные солнцем-2») сильно разочаровали зрителей и дали серьезный повод для злословия кинокритикам.

Новый фильм, как мне кажется, частично реабилитировал его как художника. В нем Михалков удачно связал «Солнечный удар» и «Окаянные дни» Ивана Бунина, объединив их одним главным героем, который в черные дни ареста чекистами вспоминает свое самое счастливое время – пору внезапной, как солнечный удар, любви. Действие развертывается параллельно в двух временных пластах.

Lave story прекрасно разыграна молодыми актерами Викторией Соловьевой (Незнакомка) и Мартиньшем Калитой (Поручик), хотя мне она больше напомнила не Бунина, а знаменитый «Титаник», снятый Д.Кэмероном в 1997 году.

Но дело в другом. В новом фильме Михалков вновь обратился к своей излюбленной теме (за которую его поругивали в советские времена) - ностальгии по ушедшей царской, дворянской России, звучащей в целом ряде его картин («Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сибирский цирюльник» и др.) Это его тема, в ней он, как говорится, купается, это то, что удается ему больше всего. Кстати сказать, и свой быт он наладил по образу и подобию русского барина, неслучайно этот ярлык так прилип к нему.

Фильм вышел на экраны в канун дня рождения Михалкова (21 октября), возможно, поэтому в нем так много неприкрытых самоцитат из «Неоконченной пьесы…», «Обломова» и других его работ. Но кроме того, есть отсылки и к другим режиссерам и даже прямые заимствования, например, физиологию любви он сравнивает с работой поршневого механизма, что уже было сделано ранее режиссером Михаилом Швейцером в фильме «Крейцерова соната» (1987).

Картину замечательно снял оператор Владислав Осепьянц, восхитительны крупные планы героев, интерьеры и натюрморты, подробно выписаны детали быта тогдашней России (здесь попутно нельзя не отметить и хорошую работу художника Валентина Гидулянова).

Хотя Михалков не смог удержаться от некоторых компьютерных трюков-фокусов, когда, например, легкий голубой шарфик героини прихотливо летает по пароходу (сцена явно затянута), бумажный журавлик на наших глазах превращается в чайку, неповоротливые пароходы бегают по реке, словно моторные лодки, а одно изображение наплывает на другое, отделенное от него более чем десятилетием.

Музыку, как обычно, написал композитор Эдуард Артемьев, а ария Далилы из оперы «Самсон и Далила» Сан-Санса в его аранжировке прочно и очень точно вписалась в партитуру фильма и еще долгое время после его просмотра звучит в душе зрителя. Кстати, в финале сам режиссер в сопровождении хора исполняет песню «Не для тебя придет весна…», слова которой никак не может вспомнить герой Любшина в его картине «Пять вечеров».

Запоминаются многие актерские работы: Милош Бикович (офицер), Мириам  Сехон (Розалия Залкинд-Землячка), Александр Мичков (юнкер с фотокамерой), Алексей Дякин (чекист Георгий), Александр Адабашьян (фотограф), Авангард Леонтьев (фокусник).

Фильм может нравиться или не нравиться, но в любом случае, посмотреть и составить собственное мнение, как мне кажется, будет интересно каждому, кто любит кино.

На фото: М.Калита в роли Поручика.

Опубликовано в газете "Новый вариант" 16 октября 2014 года.


 
 


Рецензии