М. Ю. Лермонтов. Поэма Мцыри

1. Как в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» является романтическим произведением. И образ юноши-горца создан в соответствии с принципами романтизма. Мцыри – личность незаурядная, сильная, находящаяся в противостоянии с окружением, он стремится уйти из монастыря, то есть от реальной жизни в мир мечты.
 
Для героя поэмы монастырь, куда он попадает не по собственному желанию, становится тюрьмой, откуда он и совершает побег. Это человек с сильной волей, закалённой трагическим одиночеством. Он, как и положено романтическому герою, за неимением близких по духу друзей, близок природе. Природа Кавказа вызывает у юноши восторг, сердце наполняется ликованием. Ему понятен этот мир, где поток воды шумит и спорит с камнями и скалами, где орлы напоминают о свободе и вольности, где барс борется за победу так же мужественно, как и человек, житель гор. Мцыри имеет «одну, но пламенную страсть» – пройти в родимую страну, которая рисуется в его воображении как мир грёз, идеальный мир для жизни горца.
 
Автор не случайно вводит экзотические пейзажи, так как это лучшее средство для раскрытия характера Мцыри. Юноша, несмотря на трудности пути, успевает замечать многое и радуется каждой новой картине, которую дарила ему родная природа:

В то утро был небесный свод
Так чист...
Он так прозрачно был глубок,
Так полон ровной синевой!..

Особенно дороги сердцу Мцыри горные пейзажи: серебристая бахрома снеговых вершин, бурные потоки вод.
Герой, с его пламенной страстью, в одиночестве идёт к заветной цели, превозмогает чувство голода, избегает знакомства с девушкой-горянкой. Он уверен, что преодолеет все трудности. Его упорство и мужество вызывают восхищение и уважение, что позволяет считать Мцыри личностью исключительной, ведь он способен преодолевать препятствия, его не пугает трудный путь. Юноша ощущает своё единение с природой как братство и свободу, это придаёт ему новые силы, поэтому он готов отдать «две жизни за одну, но только, полную тревог».

Одним из опаснейших испытаний для Мцыри стала встреча с могучим барсом. Герой поэмы – горец по рождению, и генетическая память подсказала ему, как вести себя при встрече со зверем. Он вырос в монастыре, и никто не учил его сражаться с диким животным. Но Мцыри стоял и ждал минуту битвы, ощутив вдруг жажду борьбы. Это новое ощущение придаёт силы юноше, который понимает теперь, что и вдали от родины он «развил могучий дух его отцов». Осознание собственного мужества принесло герою уверенность, что он мог бы стать «в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри понимает, как опасен сильный зверь:

И первый бешеный скачок
Мне страшной смертию грозил...

Однако природная ловкость помогает ему опередить, предупредить намерения барса и верным, быстрым ударом рассечь ему лоб. Роль оружия выполнил надёжный сук, но барса не остановило серьёзное ранение:

Бой закипел, смертельный бой!

Мцыри оказался сильным, смелым и мужественным борцом: он сумел проткнуть горло зверю, который не сдавался и из последних сил сражался за победу и жизнь. В этом стремлении Мцыри был сродни барсу. Одержав победу, юноша оценил отвагу и силу противника. Он отмечает, что зверь принял смерть достойно, «как в битве следует бойцу». Это же самое можно сказать и о Мцыри, который в шестнадцатилетнем возрасте проявил себя как храбрый и мужественный воин, как взрослый мужчина. Его близкие могли бы гордиться им, так как в нём живы национальные черты кавказцев.

Эпизод схватки с барсом показал, что Мцыри мог бы осуществить свою мечту – «пройти в родимую страну», – ведь  эта «пламенная страсть» была единственной в его сердце. Но в бою с барсом юноша потерял силы, потом заблудился, что и стало непреодолимой преградой. К таким поворотам действительности юноша был не готов, даже простых навыков ориентирования на местности у него не было. Мцыри не подготовился к побегу: не взял с собой пищи, не подумал и о такой реальности, как оказание себе помощи при ранении.

Глубже раскрыть характер, показать истоки формирования личности помогает использование такой формы повествования, как исповедь. Юноша рассказывает о времени, проведённом вне стен монастыря, тому монаху, который когда-то спас его от смерти. Он убедительно говорит о том, что не жалеет о побеге и не боится умереть так рано, в начале жизненного пути, потому что готов променять «рай и вечность» даже за несколько минут, проведённых в родном краю. Значит, перед смертью Мцыри ни о чём не жалел, так как больше всего любил родину и свободу. К трудным испытаниям и ранней смерти его привела мечта, которую не смог осуществить юноша при столкновении с действительностью.

2. Как понимает свободу главный герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

Данная поэма является романтическим произведением, и подтверждение тому – наличие многих характерных черт. Например, в поэме реальный мир отступает перед миром идеальным, миром мечты. Герой стремится уйти от существующей действительности, чтобы, преодолевая множество препятствий, осуществить мечту. На этом строится сюжет произведения, в котором автор развивает идею протеста и стремления к свободе, соединяя её с темой патриотизма.

Поскольку для Мцыри монастырь становится тюрьмой, он в шестнадцатилетнем возрасте совершает побег, чтобы узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Мцыри – человек с сильной волей, ему близок и понятен свободный мир природы. Имея «одну, но пламенную страсть» – пройти в родимую страну, он готов отдать «две жизни за одну, но только полную тревог».

На вопрос, что значит для него свобода, юный герой ответил ещё в шесть лет, когда попал в плен: он «знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал». Уже тогда мальчик проявил «могучий дух его отцов», демонстрируя верность свободе и родине – Кавказу. Он не хотел жить в плену, для него жизнь возможна только в родных местах. Монастырь, где один из монахов вернул ребёнка к жизни, стал для Мцыри приютом, но не домом.

Уже в раннем детстве у него зародилась «одна, но пламенная страсть» –  вернуться туда, где «люди вольны, как орлы». Для Мцыри очень важно жить рядом с теми, кто близок ему по крови и по духу, чтобы можно было произносить священные слова «отец» и «мать», чтобы была возможность поклониться родным могилам. Три дня вне монастырских стен стали для Мцыри лучшими за все годы, проведённые вдали от родины. Он увидел горы и почувствовал, что именно там прошли первые годы его детства:

...что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней...

Радость и  восторг наполняли душу юноши, свобода пьянила его. Мцыри, как истинный сын природы, действительно обладает способностью сливаться с ней:

Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и  прятался, как змей.

Даже голод  он переносил стойко, чтобы  не отклоняться от цели. И бой с барсом  воспринял как обычное, нередко  встречающееся  дело в  жизни  горцев, поэтому его «сердце  вдруг зажглося жаждою борьбы».
Мцыри не удалось осуществить свою мечту, но, даже умирая, он говорит, что променял бы вечность и рай за несколько минут жизни на родине.

3. Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть?

На этот вопрос автор не даёт ответа в поэме, но суть повествования подсказывает один из возможных выводов: за свободу трудно бороться в одиночку. У Мцыри нет друзей, он очень юн и неопытен, к побегу не подготовлен, не взял с собой хотя бы еды или какие-то вещи. Он не умеет ориентироваться на местности, не знает дороги, поэтому идёт наугад.

Герой, с его пламенной страстью, идёт к заветной цели, превозмогая чувство голода, избегает знакомства с девушкой-горянкой и даже сражается с барсом. Он уверен, что преодолеет все трудности. Его упорство и мужество вызывают восхищение и уважение, но мечте его не дано осуществиться.
 
Потеряв силы в бою с барсом, юноша кружит по местности, возвращается к монастырю, теряет сознание, и его находят монахи. Придя в себя, Мцыри рассказывает о времени, проведённом в горах, тому монаху, с которым может быть откровенным. Он убедительно говорит о том, что не жалеет о побеге и не боится умереть так рано, в начале жизненного пути:

Увы! – за несколько минут
Между крутых и тёмных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял...

Наверное, мечта в столкновении с действительностью потерпела поражение потому, что сам герой вырос вдали от реального мира, не знал его и не был готов к жизни вне монастыря. Юноше, выросшему в неволе, сложно начинать новую, другую жизнь.

О значении поэмы "Мцыри" сказано много, поэтому остаётся только добавить, как важно для русских людей знакомиться с особенностями духовного облика народов Кавказа, узнавать об их жизни. Это наши сограждане и соседи, понимать которых учит нас и великий гуманист, русский поэт М.Ю.Лермонтов.


Рецензии
Здравствуйте уважаемая, Зоя! А Вам не кажется, что судьба Мцыри схожа с судьбой
чеченского народа, кем на самом деле он был? Сколько лет боролись за свободу от
России, так мы её и не добились. Только неизвестно, что мы с этой свободой делали.
Тут у нас две тейпы соревнуются, доказывая друг
другу, что малыши Мцыри и Пётр Захаров из одной семьи села Дади- Юрт, уничтоженный Ермоловым в 1819 году. То что Пётр оттуда доказано давно, его забрал русский солдат Захаров, дал имя Пётр, но рос он в другой семье.

Пётр так и подписывал свои картины "художник из чеченцев", воспитывался у Раевских, стал академиком художества. Близко дружил с Брюловым.
Картины его хранятся в Эрмитаже, правда прожил он всего 30 лет. Не знаю говорил я Вам или нет, но в Грозном давно построен русский драм театр им. Лермонтова и единственный памятник тоже ему.
Один из тейпов доказывающих своё родство с обоими персонажами, Ваш покорный слуга.
Вам это ничего не говорит)))! Да ещё "Я даром славы не беру!"
Зоя, хорошо пишете про литературу, благодарю!

Гунки Хукиев   27.03.2016 21:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Гунки!
Все народы достойны свободного развития и сохранения национальной самобытности. Только Кавказ сильно привлекал как Османскую империю, так и Америку, и Турцию уже в наше время. А горцы ведь нередко и набегами на Русь добывали себе на пропитание, потому в плен попадали не только кавказцы, но и русские, за которых потом выкупы требовали.
У Вас своё мнение, Вы имеете право сами решать свою судьбу.
Только опыт мне подсказывает, судя по фактическим событиям, что новым очагом нестабильности могла бы надолго стать и Чечня, как умеет это делать Америка на Ближнем Востоке и в Африке. Проклятым натовцам нужны военные базы по всему миру, дешёвая нефть и рынки сбыта.
Вы видели карту военных американских баз? Плотным кольцом окружена Россия-матушка, и чеченский народ мог стать в ТЕ, враждебные ряды. Зачем нам терять дружбу и поддержку друг друга?
Гунки, меня заинтересовала история Вашего рода, это очень интересно!
Поздравляю, Вам повезло, что Вы знаете свою родословную.
Всего Вам наилучшего!

Зоя Орлова   28.03.2016 10:17   Заявить о нарушении
В далёкие времена, отряды арабов рыскали по Кавказу, воровали мальчиков из них получались хорошие воины, мамлюки. Был такой грузинский фильм "Мамлюки".
Турки постоянно набирали из чеченцев, один дослужился аж до турецкого маршала. А 18 веке, другой мальчик воспитанный в графской семье, воевал унтером на Бородинской битве, позже стал генералом, граф сохранил ему родовую фамилию и стал он Александром Чеченским, но из-за уважения к его нации, его не направляли на Кавказ, он постоянно находился в Европейских баталиях. Имел успех в Петербургских салонах, женился на дворянке, а след этой семьи затерялся после 1917 года.
Все эти дети не становились крепостными, они становились преданными России гражданами, и в свите царя тех времён также было много наших. При Брусиловском прорыве 1916 году, в основном была Кавказская туземная дикая дивизия. Это командиру дивизии Великому князю Константину, захотелось придать своим любимчикам нечто экзотическое название, чтобы будущие фашисты пугались.
Когда наших родителей выслали в 1944 году, чтобы перед советским народом как-то
оправдать бессмысленную жестокость, произвели в паспорте и пятую графу,о неблагонадёжности, и слухи о какой мифической лошади. Так что, Зоя, у нас, помимо войн, много общего в деле служения России.
Да, будет время загляни, вчера закинул на страницу "Горячие хлопцы...", там я пытаюсь показать характер своей молодости.

Гунки Хукиев   29.03.2016 12:31   Заявить о нарушении
Спасибо, Гунки, почитаю...

Зоя Орлова   29.03.2016 12:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.