Проблема ландшафта по архивариусу Дзаппери

Один из основных приемов практический гештальтпсихологии – умение менять местами Фигуру и Фон. Если вы, допустим, мерзнете и мокнете на автобусной остановке, то Фигура – автобус. Нужно вообразить, что "фигура" – осенний пейзаж, желтые листья кленов, а автобус – так, фон, на котором происходит что-то гораздо более важное.

Классический пример – картина Леонардо "Мона Лиза", она же - Джаконда, она же - Пацифика Брандани. Когда гешалтьтпсихология была в моде, на Елисейских полях можно было купить репродукцию "Джаконды" с вырезанной фигурой.

Помните, как это у Маяковского: «Вы говорили: «Джек Лондон, деньги, любовь, страсть», – а я одно видел: вы – Джоконда, которую надо украсть!»

Нужно научиться видеть не фигуру Джоконды, а пейзаж за ее спиной. Мистические снежные склоны на горизонте, озера, зубчатые скалы, озеро, из которого вытекает какой-то извилистый, инопланетный поток… Долгое время этот ландшафт считался фантастической выдумкой гения, но не так давно ученые пришли к выводу, что этот ландшафт вполне документален.

Геоморфолог из университета Урбино Оливия Неши и художница Розетта Боркиа установили, что речки, озера и горы, изображенные позади портрета Джоконды, расположены в области Марке, это неподалеку от Тосканы и Эмилии-Романьи. Эти места слегка захватываешь, когда едешь на машине (летишь во сне) из Римини во Флоренцию.

Разумеется, Леонардо кое-что приукрасил в горах Монтефельтро, видимо, наслушавшись россказней генуэзцев о Парадизе - местечке на Юго-Востоке Таврии, именуемой нынче Новый свет.

Кстати география ландшафта подтвердила теорию о том, что моделью для картины (согласно свидетельствам хранителя архива Ватикана Роберто Дзаппери) послужила вовсе не Лиза Герардини, супруга торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондоне, а Пацифика Брандани, замужняя дама, которая была любовницей сосланного в герцогство Умбрийское (район Монтефельтро) Джулиано Медичи. Брандани умерла вскоре после того, как родила герцогу незаконнорожденного сына, после чего Медичи заказал своему гениальному другу ее портрет.

Конечно, гештальтпсихология гештальтпсихологией, но, имей Джулиано Медичи любовницу в другом месте, возможно, не было бы никакой Джоконды, потому что весомую часть ее величия, безусловно, излучают фантастические горы Монтефельтро. Причем, по своему опыту знаю, горы повлияли также и на чувства самого Медичи. Я бывал в Новом Свете раз тридцать, а в ХХ веке даже жил в "Скалолазном Раю" (он же - туристический "Ад").

Финал у этой истории печален. Для Джулиано Медичи. Очарованный собственной картиной, Леонардо слинял вместе с "Моной Лизой" в Париж.


Рецензии
Если бы не прочитала, то ни за что бы не догадалась посмотреть за фигуру, на фон.

Одна Вся Из Всех   20.05.2015 21:16     Заявить о нарушении
Для этого надо было, как минимум, изобрести гештальтпсихологию.

Сергей Журавлев   26.05.2015 13:47   Заявить о нарушении