Проповедь Св. Иоанна Крестителя

               
Деятельность святого пророка уже давно стала частью исторического христианства. Почему же личность Иоанна вызывает такой неподдельный интерес в сознании людей? Отчего личность именно этого пророка становится частью  нашего личностного становления как христиан? Что побуждает уже две тысячи лет христианский мир возносить молитвы к пророку, о котором Господь сказал: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» [Мф. 11:11]. Причина, видимо, кроется в деятельности и личности Святого Иоанна.
Он родился необычным образом от родителей, уважаемых в израильском мире. Его отец, первосвященник Захария, пользовался заслуженным уважением в иудейской среде, мать Елисавета, отличалась богоугодными и праведными делами. Однако их семейную жизнь омрачала проблема, от решения которой зависело и семейное благополучие, и уважение окружающего их мира.
Дело в том, что в Израиле господствовало мнение, что если в семье не происходит рождение ребенка, то данная семья сильно прогневала Бога, и потому Господь не дарует радость грешникам. Кроме того, рождение ребенка, особенно мальчика, было связано с мессианскими ожиданиями израильского народа. Каждая семья из колена Давидова ожидала прихода Мессии.
Таким образом, отсутствие детей в семье первосвященника Захарии воспринималось как поношение, как Божественное правосудие за неведомые народу грехи. Но, как известно, то, что видится поношением в среде людей, иначе мыслится Провидением.
Бог совершенно противоположно людскому мнению смотрел на жизнь родителей будущего пророка. Св. евангелист Лука повествует: «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
а всё множество народа молилось вне во время каждения, —
тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него
Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» [Лк. 1: 6-17].
То есть Господь уже при рождении показал путь, который предстоит пройти Его верному служителю. Причем эта избрание начинает сопровождать жизнь Крестителя, когда он находился еще в чреве матери, о чем также повествует Св. евангелист Лука: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» [Лк. 1:41-42].
Можно сказать, что Иоанн, будучи в чреве матери, приветствовал своего Господа, который также находился в материнской утробе. Эта была символичная встреча. Встречался закон и пророки с Боговоплощенной Благодатью. И голосами Ветхого и Нового Заветов выступали благочестивые жены и матери.
Надо сказать, что родители Иоанна изначально знали о высоком предназначении сына.  «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» [Лк.1:15]. Такое избрание налагало огромную ответственность не только на Иоанна, но и на его родителей.
Будущий пророк родился на шесть месяцев раньше Спасителя. Как и его будущая проповедь началась раньше проповеди Христа. Святой Креститель во всем шел перед своим Творцом, предуготавливая путь спасителю.
Однако деятельность свою Св. Предтеча естественно начинает не сразу. Известно, что для того, чтобы начинать проповедь израильскому мужу своему народу, необходимо было достичь тридцатилетнего возраста. Чем же занимался Иоанн до своей проповеднической деятельности? С ранней юности, видимо, зная о своем предназначении, будущий пророк уходил в пустыни, где предавался молитвенным размышлениям и аскетическим подвигам. Возможно, там состоялись его встречи с ессеями, которые считали себя глашатаями Правды Божией. Эта идея не могла не отразиться на дальнейшем жизненном пути Иоанна. Однако обитатели Кумрана не могли привлечь Предтечу Господня своей исключительностью, нежеланием общаться с народом, который они считали сынами тьмы. Отец Александр Мень писал: «История мира, по мнению ессеев, не удалась, и все, кроме них, обречены».
Иоанн же явно стремился рассказать миру об ожидаемом спасении, стать «гласом вопиющего». Избранность, аскетический образ жизни способствовали тому, что свою проповедь Иоанн начинал при благоприятном к себе отношении со стороны народа, давно ожидавшего прихода великого пророка.
Однако время, когда начиналась проповедь Иоанна, было крайне тревожное. Иудея находилась под властью римского цезаря. Народ волновался и бурлил в мессианских ожиданиях. Израиль жаждал не только религиозного освобождения, но и национального, которое многими понималось и как религиозное. В этой тревожной атмосфере и явился из пустыни пророк. Он пришел в долину реки Иордан. И буквально сразу завевал сердца слушателей. Он обращался к людям с жестким требованием очистить свою душу покаянием. . Его проповедь отличалась особой силой и краткостью: «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» [Мф.3:2]. Он без снисхождения обличал грехи [Лк.3:7]. И проповедовал покаяние для прощения грехов. «И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк.3:3). И говорил об Иисусе Христе: «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» [Лк.3:16].
Впечатление от проповеди пророка, его огненного облика вызывало в сознании людей огромное впечатление. Это было вызвано в первую очередь тем, что он говорил о Суде над миром. Все вокруг Иоанна дышало близостью великих и грозных событий. Народ узнавал в нем одного из древних пророков, которые своими огненными речами призывали к покаянию и исправлению греховной жизни.
Символом вступления в мессианскую эпоху Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана, реки, которая издревле считалась границей Святой земли. Подобно тому, как вода омывает тело, так и покаяние очищает душу. Кстати, обряд омовения присутствовал в ветхозаветной церкви, когда язычники, становясь ее членами, должны были совершать омовения. Можно сказать, что Иоанн продолжил ветхозаветную традицию, что было свойственно, кстати, и первым христианам. Омовение символизировало начало новой жизни. Именно к этому и призывал пророк. Вне покаяния невозможно становление новой жизни, невозможно строить дом, фундаментом которого и есть покаяние. Поэтому Предтеча требовал не просто произвести обряд омовения, но искреннего раскаяния, исповедания своих грехов. «Сотворите, - говорил пророк, - достойный плод покаяния!...Уже топор лежит при корне деревьев; итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь» [Мф. 3:8,10].
Что же добивался своей проповедью Св. Иоанн? Безусловно, он не призывал людей к тому же аскетическому пути, по которому шел сам. Свою задачу он видел в том, чтобы в народе израильском возродился Святой Остаток, как во времена пророка Илии. А для этого необходимо было разбудить сознание, обратить его к памяти, в которой творилась иная реальность, где Бог и человек сосуществовали на перекрестках мироздания.
По свидетельству Иосифа Флавия, Предтеча учил народ «вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными к Предвечному» («Иудейская война»). Его проповедь носила нравственный характер: «У кого две рубашки, - говорил он, - пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть также поступает» [3:10].
Особо интересно подчеркнуть его отношение к воинам, которые приходили к нему за советом. Пророк не предлагал бросать им службу, но требовал, чтобы они вели ее честно, избегали насилия и наушничества. Известно, что именно в результате доносов, много людей страдало от воинов. Особенно это получило распространение в эпоху императора Тиберия, когда и происходила знаменитая деятельность Крестителя.
Первоначально проповедь Иоанна привлекала к себе всеобщее внимание не только простых людей, но и знати. Поэтому синедрион посылал к нему посольство. «И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?» [Ин.1:19]. Вначале деятельности пророка Ирод с удовольствием слушал Иоанна и придерживался его советов. «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» [Мрк. 6:20].
Можно сказать, что даже в душе Ирода Антипы иной раз просыпалось стремление к Богу. А, может быть, это был обыкновенный страх? Ответить на этот вопрос трудно. Как говорится, чужая душа  - потемки. Но именно этот царь прервет проповедническую деятельность Святого, который пред своим арестом, совершит неожиданное для многих событие: акт крещения пришедшего Мессии, Который пришел принять из рук пророка великое таинство.
     «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» [Мф. 3:14-15]. Иоанн указал народу на Иисуса Христа, как на Агнца Божьего вземлющего на Себя грехи мира. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» [Ин.1:29]. Затем Иоанн перед всем народом заявил, сказав, что Иисус Христос истинный Сын Божий и Спаситель мира. «Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня ... Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» [Ин.1:15-18]. То же самое он повторил перед священниками и левитами [Ин. 1:19-28]. Повторил это Иоанн и перед своими учениками. «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» [Ин.1:35-36]. Иоанн говорит Мессии, что он, Иоанн, не достоин развязать ремня на обуви Его. «И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» [Мрк.1:7]. Иоанн говорит, что Христу надлежит расти, а ему, Иоанну, умаляться.
«Это была символическая встреча. Отшельник во власянице, с почерневшим от солнца, изможденным лицом, с львиной гривой волос, воплощал собой тернистый путь дохристианской религии, а новое откровение приносил Человек, Который, внешне, казалось, ничем не отличался от любого простолюдина из Галилеи» (Прот. Александр Мень «Сын Человеческий» с. 63).
Иоанн, подобно  древнему Илии, обличал пороки людей не щадя вельмож и власть имущих. Как бесстрашный проповедник Истины, Иоанн не побоялся громогласно обличать и нечестивого царя Ирода, за греховную связь с Иродиадой, женой брата, которая к тому же доводилась Ироду племянницей. Смелые обличения Иоанна не нравились Ироду, который хотел убить его, но боялся волнения народа. «И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» [Мф.14:5]. Чтобы закрыть обличающие уста Иоанна, Ирод заключает его в темницу в городе Махероне.
Находясь в темнице, Иоанн посылает посольство из двух учеников к Иисусу Христу. «Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» [Лк.7:19]. Это был вопрос, который, видимо, предполагал размышление не только о судьбах мира, но и своей собственной судьбе. Предтеча понимал, что наступление нового мира неизбежно ведет к уходу старого, а значит, и его жизненный путь подходил к концу, и он исполнил свой долг перед Богом, возложенный на него изначально.
Иродиада за то, что он осмелился обличить её беззакония, возненавидела Предтечу больше чем Ирод, и искала случая погубить его. На дне рождения Ирода во время пира Саломея, дочь Иродиады, своей пляской вызвала сильный восторг у Ирода и его вельмож. И Ирод в награду за это пообещал выполнить любое её желание. По совету Иродиады Саломея потребовала, чтобы ей принесли на блюде голову Иоанна Крестителя. Пьяный Ирод, показывая гостям, что он держит свое слово, приказывает оруженосцу (секулатору) отрубить голову Иоанну Крестителю, и таким образом исполнил эту жестокую просьбу. Узнав о происшедшем, ученики произвели погребение Иоанна, и затем рассказали обо всём Иисусу Христу [Мф. 14:12].
Так завершилась деятельность великого пророка Иоанна Предтечи. Вся его жизнь – это исполнение Божественной воли, Которая заключалось в том, чтобы подготовить избранный народ к встрече со Спасителем. Дальнейшая история показала, что Израиль не был готов принять Богочеловека, не был в состоянии понять, что Господь пришел не нарушить, но исполнить Святой Закон. Удивительно, но это осознал человек, который тщательно следовал предписаниям Закона, понимая, в отличие от фарисеев, его духовную сущность, тем самым, отрицая слепую приверженность букве.
Начиная с деятельности великого пророка, мы стали понимать глубину аскетического восприятия жизни, увидели спасительность этого пути, как и то, что истинное служение в семье, - это служение Богу, как и засвидетельствовали родители Святого пророка.
Память о великом пророке, Предтече и Крестителе Иоанне Православной Церковью празднуется семь раз в году: 23 сентября в честь его зачатия; 24 июня день его рождения; 29 августа день усекновения его главы; 7 января на другой день Крещения Господнего; 24 февраля в память первого и второго обретения его главы; 25 мая в память третьего обретения его главы; 12 октября перенесение из Мальты в Гатчину в 1799 году десной (то есть правой) его руки.
                Список литературы:
1. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Изд-во «Свет на Востоке» Корнталь 1983.
2. Прот. Александр Мень. Сын Человеческий. Москва «P.S.» 1991.
3. Иосиф Флавий « Иудейская война». Изд-во « Эксмо» 2010.


Рецензии