Отзыв

на автореферат диссертации М.Ф. Шамсутдиновой
«Поэтика дихотомии “внутреннее-внешнее” в характерологии раннего творчества Л.Н. Толстого», представленный на соискание ученой степени кандидата филологических наук
(специальность 10.01.01 – русская литература)


Актуальность темы диссертации определяется необходимостью целостного исследования характерологии раннего творчества Л.Н. Толстого.
М.Ф. Шамсутдинова исследует поэтику дихотомии «внутреннее-внешнее» в характерологии раннего творчества Л.Н. Толстого в трех взаимодополняющих аспектах представления человеческих образов в художественной системе писателя: 1) пространственно-бытовое окружение героев (автобиографическая трилогия, «Семейное счастье»); 2) внешний облик персонажей в коммуникационном процессе («Два гусара», «Утро помещика», «Три смерти»); 3) окружающая персонажей среда, макромир, мироздание в целом («Метель», «Люцерн», «Казаки»), что дает возможность автору осмыслить все многообразие идейно-содержательного и сюжетно-композиционного уровней художественных произведений молодого Л.Н. Толстого как единую органичную систему. Подобное исследование поэтики ранних толстовских текстов до сих пор в литературоведении не предпринималось, что свидетельствует о научной новизне работы.
В диссертации успешно выявлены особенности воплощения образа дома, являющегося доминирующей сюжетообразующей компонентой в автобиографической трилогии и выступающего в смыслопорождающей роли, следуя в русле лотмановской литературоведческой традиции и профессора В.А. Зарецкого. Диссертант совершенно справедливо и обоснованно указывает, что «в “потрете” дома Иртеньевых угадываются черты каждого из изображенных в тексте домов: элементы лицемерия, позерства, “эффектного” выступления перед публикой Корнаковых и Валахиных, стремления демонстрировать свой социальный статус Ивиных зеркально отражаются, в основном, в образе отца, мачехи и уже более взрослого Николеньки (повесть “Юность”); естественность в движениях и действиях, чуткое понимание природы, искренняя любовь и доброта к ближним и окружающему миру Нехлюдовых перекликаются с образом матери, няни и самого юного Иртеньева» (С. 13).
Рассматривая последовательно разные ракурсы изображения человеческих характеров в ранних произведениях Толстого, автор диссертации приходит к заключению о том, что необходимой и обязательной предпосылкой духовного роста героев в толстовских текстах становится соотнесенность с движением времени, в котором и воплощается осознание собственно «Я» в его сопричастности ко всему пространственно-временному, заключенному в беспредельном таинстве бытия.
Научные положения и выводы, сформулированные в автореферате диссертации, обоснованы и достоверны.
Практическая ценность работы определяется возможностью использования материалов диссертации в практике вузовского преподавания истории русской литературы XIX века, а также в качестве основы для продолжения научных изысканий по данной теме.
Представленная работа выполнена на высоком научном уровне и соответствует требованиям ВАК РФ к авторефератам диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук, и ее автор М.Ф. Шамсутдинова заслуживает присвоения искомой ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.01 – русская литература.






Рецензии