Интеллектуальные похождения невзорова

У РУССКОЙ ДУШИ ЗАКОНЧИЛСЯ СРОК ГОДНОСТИ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ НЕВЗОРОВА)

В гулкой пустоте коллективной русской души раздалось зловещее филинское уханье: экстравагантный, блистательный, демонический Александр Невзоров сардонически прохохотал: «У русской литературы закончился срок годности» (Так называется его статья в "Снобе") . С Достоевским и Толстым, с духовностью и разговорами о ней, со всем этим гнильем и заплесневелостью покончено. И на этот раз, кажется, навсегда. Надоедливая, агрессивная дидактика русской классики, имеющая нулевой эффект, всех достала и подлежит отмене.
Звучит дерзко и эффектно! Однако, где-то мы уже слышали это. Ах, да, около ста лет тому назад классику уже сбрасывали с «корабля современности». Но тогда механизм «очистки» и «зачистки» сработал не на все 100%. Прошло некоторое время и обнаружилось: если звёзды зажигают, значит это кому-то нужно. Горячие головы чуть поостыли, и до них стало доходить: кораблю, чтобы быть устойчивым, требуется вес, груз. Иными словами, расставание с классикой замедлилось.
Но вот новая горячая говорящая голова-2014 запела старую песню о главном, т.е. о классике. И не просто о классике, а о классике как хламе. И подумалось: всё это неспроста, в этом что-то есть. Только, вот, в голове у Невзорова, как у всякого непомерно амбициозного интеллектуала, всё наперекосяк. Про него не скажешь, что он без царя в голове. Но если царь в голове восседает вместо Бога, то представлений об абсолютных критериях там нет и в помине. Вместо них – распоясавшийся, фантазирующий рассудок в роли махновствующего батьки «Гуляй-поле», не дающий никому спуску, не церемонящийся ни с правым, ни с виноватым. Его обладатель достаточно талантлив и цепок, чтобы ухватить проблему, но не достаточно одухотворён, чтобы постичь её суть. Суть же состоит, отнюдь, не в смерти русской классики. Суть – в смерти русской коллективной души. А мертвой душе действительно не нужна ни классическая, ни современная литература. Адресат выбыл. Даже комариный писк интеллектуального сноба, отменившего всю русскую классику, не будет ею услышан.
Однако, строго говоря, дело совсем не в литературе. Дело в тех ценностях, смыслах, нормах, идеалах, которые через неё приходят к человеку и поселяются в его душе. Душе же, которой всё это не нужно, которой на эти смыслы и ценности, мягко говоря, наплевать, которая готова довольствоваться пустотой и зловещими откровениями демонических невзоровых и доренок, а также ужимками легионов мелких литературных бесов, такая душа уже не жилец на белом свете, она - покойник. Демоны государственности, видать, уже успели разорвать себе на портянки эту незадачливую душу.
Когда эта душа первый раз возопила о том, что «кораблю современности», на котором она плывёт, не нужен Пушкин, это было начало её распада. Теперь, когда поступило заявление об истечении срока годности русской литературы, - это уже фаза почти полного распада русской коллективной души. Ей уже поздно читать классику, поздно бежать ставить свечки, поздно пить валерьянку и боржоми. Свершилось: срок, в течение которого она была ещё на что-то годна, закончился. Подружиться ни с классической литературой, ни с Богом, ни с вечностью она не сумела. А суетное время земных мытарств в железном ярме государственного левиафана практически истекло. Гостеприимно открылись инфернальные врата: добро пожаловать в преисподнюю! Ад ваш!
У духа, присутствующего в русской классике, не может кончиться «срок годности». Дух бессмертен. А коллективная русская душа, видать, выработала свой земной ресурс и вошла в состояние предсмертной комы. Потому она и не отзывается на отправляемые в её адрес месседжи. Умер не адресант, а адресат. А г-н Невзоров всё перепутал и свалил суть дела с больной головы на здоровую.

Однако, слава Богу, на земном шаре, кроме непутёвых государств, геополитических девиантов, неудачников и самоубийц, существуют еще и вполне вменяемые цивилизации, народы, государства, И русская классика не останется без внимания со стороны их симфонических личностей и коллективных душ. Высшие смыслы и ценности, которых у неё не отнять, смогут еще послужить более прилежным ученикам.
Быть оригинальным трудно. И приходится признать: отмена русской литературы нашему брутальному ниспровергателю не удалась. Как говорят в народе: «Не по пузу каравай!»  Но важно не это. Главное в данном случае то, что «гениальную» идею,  посетившую нащего СМИ-шного небожителя,  большинство молча приняло и  покорно  проглотило, как будто она и впрямь гениальная.  Впору его поклонникам выйти на улицы с транспарантами: «Мы верим вам, Александр Невзоров!» А, вот, я в своей сирости и убогости, во-первых, не верю, а, во-вторых, не могу молчать и потому написал на невзоровский тезис  свой антитезис. Написал не для Невзорова, а для себя. Знаю, что небожителю на оппонентов наплевать. Но нормальному человеку невозможно смириться с тем, чтобы ему в мозг впивались ядовитые занозы, какими разбрасываются иные демонизировавшиеся по собственному желанию добровольцы из отрядов самообороны князя тьмы.


Рецензии