Дневниковые записи 1995-1996 г. Чечня Глава 3

  Из четырех школ меньше всего пострадала наша, "четвертая", школа: выбиты лишь стекла. Но вид у нее далеко не школьный: окна забаррикадированы мешками, наполненными  песком, на крыше (прямо над актовым залом) установлен пулемет, нацеленный на наши дома, тарахтит мотор походной кухни, солдаты от безделья играют в ножик - бьют по входной двери...Моя школа - и не моя школа. Сейчас там хозяйничает СИЛА по чьей-то злой воле. Не подступиться. И даже не сметь посмотреть в ту сторону. А ножиком - словно по сердцу... А я-то, глупая, думала, что мы, учителя, соберемся в первый же день возвращенья здесь, во дворе школы. Что даже договариваться не нужно будет: всех потянет сюда. Но - посторонним вход воспрещен! Это мы, "сеятели разумного, доброго, вечного", сегодня здесь лишние, нет, даже не лишние, а чужие. Поэтому и обходим с опаской это место.
А оказалось, что нужно было бояться не только этих солдат, но и своих доморощенных мародеров: как только солдаты покинули стены школы, так сразу полчища варваров-грабителей из близлежащих домов ринулись в школу и... - начался грабеж. Несли все: и столы, и стулья, и книги, и мебель в разобранном виде, и клеенку, содранную со стен классов, и старый гниющий линолеум с пола... Ужас! До чего может упасть человек и потерять человеческий облик, когда он, в приступе "золотой лихорадки", подобно джеклондоновским героям, старается нахапать как можно побольше! Взывать к совести таких людей в такие моменты их жизни невозможно: никакими увещеваниями их не проймешь!
И осталась после такого нашествия наша школа, как израненная птица, немая, безголосая, безжизненная, напоминая собой заброшенную свалку. СтОит ли удивляться после такого вандализма чему-нибудь? И откровенно циничные надписи, оставленные российскими солдатами, читаются почти без душевной боли: "Самый лучший чеченец - это мертвый чеченей", "Чеченцы, учитесь жить без войны", "Аргун взят 23.03.95г." и т.д. и т.п. и приблизительно в 99 случаях - непечатными словами. Да-а, этих солдат тоже когда-то где-то какие-то учителя учили добру, красоте, наукам...
Неужели в каждом из нас  заложено самой природой стремление к плохому, злому, низости? А иначе - откуда все это - это варварство, этот вандализм, эта жестокость? Может, видя все это, ощущая вокруг себя эту атмосферу пошлости, людской подлости, и сказал Ф.Достоевский, что "красота спасет мир"? По крайней мере, желая этого и надеясь на это. Красота человеческих отношений, красота внутреннего мира человека, красота человеческих поступков - вот что, наверное, имел он в виду.
И вот эту растерзанную школу отобрали у нас. Вернее, мы несколько дней чистили кабинеты, потом нас "отфутболили" в здание кувейтского лицея, затем мы добились возвращенья назад. Сколько дней потеряли впустую, чистя чужие помещения! Уже наши дети смогли бы худо-бедно начать занятия, чтобы за май, июнь и июль ускоренно пройти учебный материал. Правда, из-за нестабильности ситуации некоторые хотят переждать 9 мая и только потом переехать: боятся боевых действий, вернее, провокаций. А нам ехать некуда: Сержень-юрт обстреливается, да и надоело мотаться туда-сюда. Хоть и заявляет З.Яндарбиев, что до сих пор был организационный момент и война только теперь начинается по-настоящему, в его пустую браваду никто не верит.
8 мая из приемника "жигулей" услышала марш "Проводы славянки". Раньше  звуки этой мелодии действовали на меня совсем не так, как сейчас... Раньше этот марш как бы подстегивал, подтягивал, заставлял ощущать торжественность, приподнятость, ликование и т.д.  А сейчас... Трудно определить словами, но осталось чувство чего-то утраченного навсегда. Что-то сродни тому чувству, что я испытала, когда узнала, что в аэропорту им.Шейха Мансура в Грозном поставлен памятник российским "воинам-освободителям". А ведь я никогда не была лояльна к дудаевскому режиму. Сколько должно быть вероломства с российской стороны, чтобы я и подобные мне (не согласные с режимом Дудаева) относились столь негативно к политике России в отношении к Чечне! Не потому ль я по сегодняшний день не смогла заставить себя посмотреть в лицо ни одному российскому солдату? Для себя я решила, что, наверное, больше преподавать русскую литературу не смогу. Я понимаю: ни Пушкин, ни Толстой не виноваты. Они тут ни при чем. И тем не менее...
Я никогда не смогу говорить о героизме русских солдат, о патриотизме советских солдат с тем чувством и с тем вдохновением, с каким я говорила. А когда тобой что-то не выстрадано, тобой не прочувствовано - об этом невозможно говорить с душой. А иначе - я не смогу. Уроки литературы - это прежде всего уроки нравственности. Теперь я понимаю русских мальчишек военной поры, которые всегда не любили учителей-русских, преподающих немецкий язык. Язык врага. Пусть не совсем это так. Но в какой-то степени аналогично.   
Постоянно думаю об одном: чтО чувствует Надежда Васильевна, когда читает о Чечне в газетах или смотрит ТВ? Ведь как никто другой россиянин, она следит за здешними событиями и из своего далека болеет нашей болью, сопереживает нам: она всегда была нашей совестью. А сейчас ей совестно и больно за свой  некогда единый народ. Видела б она сейчас наш Грозный! Тот красивый, ухоженный город, куда она приезжала в мае 1986, в котором не была 20 лет и которым она так искренне восторгалась! Сейчас его не узнать! Остались одни лишь обломки и каркасы высотных зданий. Зияющие глазницы окон домов, почерневшие от копоти и дыма стены, провалившиеся потолки-полы, срезанные осколками и бомбами стволы деревьев... Жуткая картина! А некоторых домов вообще не осталось. Нет  "Океана", "Чайки", старого моста через Сунжу у детского универмага, культпросветучилища... Ни одно здание по пр.Авторханова (бывш.Ленина) не пригодно для жилья. Ни одно. Даже Берлин в кинофотодокументах сохранился лучше.
С тяжелым чувством невосполнимой утраты возвращались мы с Хавой из Грозного. Казалось, эти деревья смотрели с немым укором на нас: почему мы не смогли защитить их? Даже обрубленные, искалеченные, не имея ветвей и верхушек, они тянулись к Жизни. Странно и страшно было смотреть на них, что-то неестественное было в их обличье. Хава поняла, в чем дело: "Мама, посмотри: эти листья распустились на стволах, так как ветвей нет".
(продолжение следует) 


Рецензии
90-е годы были ужасными всюду... преступность зашкаливала в городах, селах, на дорогах, всюду... даже там, где нет войны... Люди не знали как выжить... многие кончали жизнь самоубийством... О войне говорили так, как могли говорить в те годы при тех властях... Я понимаю вас всех... мне было больно за своих знакомых, кто жил там... правда в местах, где было тихо... Но ведь из Сибири этого не видно!
Еще хотелось мне сказать, Айза, о солдатах... Есть такая профессия - родину защищать, присягу выполнять... Она дается сверху и ее надо выполнить иначе это не армия, а сброд и она не сможет защитить страну. На Кавказе была другая война, но военные не могли ослушаться даже приказов, которые вызывали сомнение или сопротивление... Я знаю тех, кто не всегда выполнял приказ... В лучшем случае из офицера они становились солдатами... А такие были тоже... даже если они по-своему были героями... им не прощали отказы выполнить приказ! В армии так не должно быть ни в какой... Я это понимаю... Тяжко им было... делать то, что приказывали... ведь с этим приходится выжившим жить и сейчас!!! Это не просто, я знаю, что они чувствуют... не только по написанному, а это тоже жизни! Это - другая сторона войны... Русские тут не причем... национальности не причем... Есть люди всюду и нелюди... Они были с обоих сторон... Нелюди есть на Кавказе и сейчас... Много к нам с той войны 200-прибыло... еще больше 300--х... И они с этим живут!!!
Спасибо за то, что написали, что есть возможность прочесть и увидеть как оно... от конкретного человека, жившего там ... тогда!!!
С уважением и телом Лидия

Лидия Калашникова   09.12.2016 11:18     Заявить о нарушении
Согласна с Вами, уважаемая Лидия! 90-е годы были страшными, и преступность зашкаливала ВЕЗДЕ, во всех регионах. И Вы это знаете. И честно говорите об этом. Но встречаются даже здесь, на ПРОЗЕ, авторы, которые делают акцент на преступности в те годы на территории Чечни и - обязательно! - по отношению к русским.
А армия, к сожалению, к тому времени была не та, в которой служили мой муж, а позднее и сын. В двух чеченских войнах тон задавали контрактники, которые приехали на войну зарабатывать,и в подавляющем большинстве - уголовники.
Они даже над своими - срочниками - измывались. Элементарный пример: за БТР-ом впритык ставили солдатика, который вдыхал черный выхлопной газ, а тот не смел ни на метр отклониться. А сколько раз сердобольные жительницы республики по-матерински угощали на базарах этих ребят, когда видели их затравленный и голодный вид...
Вы правы, Лидия, есть люди-нелюди с обеих сторон.
Я тоже очень рада знакомству с Вами!

Айза Барзанукаева   09.12.2016 18:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.