Сапожная мастерская

В облике Аси не было ничего женственного: низкий голос, грубое, как топором рубленое, лицо, фигура мужского типа, сильные руки. Карие живые глаза под косматыми бровями светились уверенностью. Семейные проблемы решала жена, мужские дела по дому были на ее плечах. Они с мужем дополняли друг друга. Он, как ни странно, наоборот, не мог забить дома и гвоздя, зато с легкостью выполнял всю женскую работу. 

Когда их семейный бизнес рухнул, нужно было срочно искать работу. Это, как негласный глава семьи, сделала Ася. Молодая женщина стала просматривать в газете рубрику «Работа». Единственное реальное объявление, которое ей попалось, было о наборе мастеров в ателье по ремонту обуви, остальные касались либо сетевого маркетинга, либо денежных «пирамид». 

Ася с сапожным ремеслом была знакома не понаслышке. Ее дедушка был известным на всю округу сапожником, так как выполнял работы любой сложности. Часто, когда другие мастера отказывали людям, они несли обувь деду, тот все чинил, «доводил до ума». Ему приносили заказы даже из мэрии. 

Ей нравилось наблюдать за работой ловких рук деда, казалось, что он волшебник, а работа сапожника сродни магии. Сама мастерская была для нее сказочным местом, где старые, непригодные штиблеты, как по мановению волшебной палочки, вдруг превращались в элегантные.

В свободное время дедушка обучал внучку. «Задатки у тебя есть!» – радовался мастер. От него Ася узнала, что первая обувь появилась еще в середине верхнего палеолита. Тогда она представляла собой что-то вроде портянок из медвежьих шкур, утепленных изнутри сухой травой. «Работа сапожника кропотливая, не каждому под силу. Но без хлеба истинные мастера никогда не остаются»! – говорил ей дед. И Ася, вдохновленная воспоминаниями, твердо решила стать сапожником и устроилась в ателье. 

После пары лет работы подмастерьем, женщина почувствовала, что освоила ремесло сапожника не хуже своих коллег-мужчин. Она уверенно забивала гвозди, резала, шила, клеила и точила. Но её огорчало, что львиную долю дохода в ателье забирал хозяин, а работникам доставались крохи.

Однажды Ася заглянула в бывший киоск своего дедушки. Местами обвитый плющом, он приютился на ухоженном газоне, среди пышной зелени развесистых деревьев. К нему вела вымощенная камнем дорожка. Что-то неуловимое привлекало ее здесь – специфические запахи, призраки прошлого. На стенах висели разноцветные шнурки, стопками лежали стельки, а на полках стояли жестяные коробочки с подковками, гуталином, воском и гвоздями. В углу находились винтажный ручной точильный станок, табурет и рабочий стол с инструментами.

Тут же промелькнула мысль: «Как бы я хотела работать здесь, как когда-то дедушка!» И подготовив необходимые документы, она открылась. Но была одна проблема – напротив на другой стороне улицы теперь стояла еще одна сапожная мастерская. Хотя с этической точки зрения было неправильно открывать рядом идентичный бизнес, но другого выхода у Аси не было, ей нужно было кормить семью. Однако в душу закралось ощущение вины, будто она сделала что-то постыдное.

Звали сапожника Гришей. Это был грубого, толкового вида мужчина с хитрым антипатичным лицом. Он дико расстроился, узнав неприятнейшую новость о появлении конкурента. Но мысленно себя успокаивал: «Расслабься, Гриша, кто доверит свои туфли бабе, это же смешно. Какой из нее мастер? Победа будет за мной!» 

Но получилось все с точностью до наоборот. Как только Ася открылась, люди стали приносить ей прохудившуюся обувь в обход соседа. Так постепенно женщина переманила к себе всех Гришиных клиентов. 

Важную роль сыграло сарафанное радио. Молва о внучке известного сапожника быстро разлетелась по маленькому городку.

– Зачем ты сюда приперлась, не могла встать в другом месте? – негодовал Гриша, входя в киоск Аси, смерив своего конкурента презрительно-осуждающим взглядом. Лицо его было не просто мрачным, а грозным. 

Женщина ловко вырезала подошву из резиновой пластины, и даже не взглянув на собеседника, ответила: — Не забывай, что я таки потомственный сапожник. Это ты сюда прибыл нежданно-негаданно на наше семейное место.

Гриша пребывал в полном отчаянии, ведь он тоже имел семью, а ничего другого кроме как чинить обувь, сапожник не умел. Появление конкурента лишило его дохода. Мужчина долго размышлял, как ему лучше поступить. Нужно было срочно что-то менять.

Чтобы вернуть клиентов, он решился на отчаянный пиар-ход: сделал скидку на все виды ремонта – тридцать процентов. Если, например, у Аси пара набоек стоила пятьсот рублей, то у него стало – триста пятьдесят.    

Через некоторое время клиенты начали возвращаться к Грише. Хоть он и брал за свой труд меньшую плату, но заказов снова стало много. Мужчина теперь получал прибыль за счет большого объема выполненных работ. После череды взаимных подлостей оба сапожника стали недоброжелательно думать друг о друге. 

У Аси стало пусто. Мысли "сверлили" голову: "Может все бросить и закрыться? Но на что мы тогда будем жить?" Теперь ей нужно было срочно предпринять что-то для возвращения клиентов. Находчивая женщина, взвесив все риски, пошла на более резкое снижение цен, чем конкурент, и предложила скидку на ремонт обуви в пятьдесят процентов. 

Жители, заинтригованные новой акцией, постепенно вернулись к Асе. Ситуация снова стала диаметрально противоположной. И Гриша понял, что эту «войну» он проиграл. Пару дней он был подавлен. Чувствовал себя униженным.

Но понемногу придя в себя, напоследок решил еще раз «насолить» ненавистному конкуренту, повесив объявление на своей будке: «С сегодняшнего дня весь ремонт бесплатный»!!!

Слухи быстро распространились, и любители халявы рекой хлынули в мастерскую Гриши, а некоторые из них сдавали на ремонт по несколько пар. Мужчина один день работал бесплатно, а потом с горя ушел в запой. Он принимал обувь, но не ремонтировал её, таким образом, из-за небывалого ажиотажа заказов скопилось на месяц вперед. 

Теперь у Аси снова наступили скудные времена. Тянувшиеся в своём безысходном однообразии дни, усугубляясь болью душевных мук, стали невыносимы. Ей хотелось забыться, все бросить, забиться в угол и реветь. Но она верила в удачу, знала, что за черной полосой приходит белая. 

Этот день у Аси задался прямо с утра: после недели проливных дождей засияло яркое солнце, согрело, оживило отсыревший киоск, сразу на душе стало как-то теплее. Из театра принесли большой заказ на пошив балетных тапочек для труппы. Жизнь в мастерской, которая стояла на паузе, снова забурлила. Но самой радостной новостью было то, что Гриша увез свою сапожную будку. 

Это было несказанное счастье. Их «война» закончилась, счастливая Ася осталась работать, она победила!

С тех пор прошло уже тридцать лет. Сапожная мастерская по-прежнему стоит на своем месте, утопая в зелени ветвистых деревьев. Вопреки существующим стереотипам, здесь не курят, не пьют и не сквернословят.

В мастерской работает пожилая женщина, которую все называют тетей Асей. У нее всегда много заказов, дело своего деда потомственная сапожница с честью сумела продолжить. Кроме того, у тети Аси теперь есть подмастерья, один из которых - ее сын. 

А Гриша тоже добился успеха. Он перевез будку в оживленное место. Благодаря смекалке, трудолюбию он смог развить свое дело и сейчас владеет собственным ателье. Их с Асей «топор войны» давно зарыт.


Рецензии