Заведующий

Утром было всё, как обычно, а в двенадцать пришёл хмурый человек в чёрном пиджаке с жёлтой папкой в руках и сказал, что надо ждать Заведующего. Никто никогда не видел Заведующего, но слышали о нём многие. Рассказывали, что он работает (и даже живёт, добавляли некоторые с особым выражением на лице) на самом последнем, седьмом этаже. На этот этаж никто никогда не поднимался, кроме хмурого человека в чёрном пиджаке с жёлтой папкой в руках. Раз в неделю, вечером в пятницу, он приносил план работ на следующую неделю и уносил результаты работы за эту неделю. Больше его никто не видел и не вспоминал о нём. Зарплату все получали по специальным карточкам, которые были вшиты им под ноготь среднего пальца левой ноги. Это было оригинально: во всех остальных, неправильных, фирмах специальные карточки зашивали под ноготь среднего пальца правой ноги, а в нашей фирме под ноготь среднего пальца левой ноги. Так делалось потому, что левая нога важнее правой, именно с неё мы начинаем маршировать. Другие фирмы об этом не знают и знать не хотят, поэтому они не умеют маршировать.
Впрочем, на всех остальных этажах тоже никто не был. Все работники предприятия работали (и жили) на первом этаже. Первый этаж был поделен с помощью кистей и красок на 64 равных прямоугольника. В каждом прямоугольнике стояли стол и стул. Ровно в полночь стол перепечатывали в диван, а для тех, кто заработал больше нормы, в кровать, а стул в кресло, к которому для тех, кто заработал больше нормы, припечатывали ещё и мягкие подушки и высокую мягкую спинку, как в старинных фильмах. В шесть утра все диваны и кровати снова перепечатывали в рабочие столы, а кресла в стулья. Это было очень удобно, потому что можно и жить, и работать в одном месте, не тратя время на бессмысленные передвижения по городу. И правда, что делать среди вечного тумана, без солнца и звёзд? На стенах первого этажа были развешаны живые картины всех директоров. С ними можно было общаться напрямую, слушать их указания и даже задавать вопросы. Директоров было 12, каждый из них руководил работой 5,333 работника. Никто не знал, как зовут этих директоров, поэтому их не звали, а оттого и вопросов старались не задавать, потому что неприлично как-то задавать вопросы, не обращаясь к человеку по имени. Впрочем, не все были уверены, что директора были людьми. Возможно, они имели доступ к Заведующему, а возможно, что и не имели. Их никто не уважал, но все их слушали. Обычно директор говорил что-нибудь вроде: «Надо трудиться усердно, работа сама себя не выполнит, под лежачий камень вода не течёт». А работник кивал и говорил: «Да, конечно, усердно, не выполнит, не течёт». Впрочем, никто не знал, в чём заключается работа, даже те, кто работали здесь уже десятый год. А больше десяти лет здесь никто не работал, потому что на десятый год работы прилетал ангел и забирал работника на небо.
 На первый этаж была одна входная дверь и не было выходной двери. Во входную дверь входил хмурый человек в чёрном пиджаке с жёлтой папкой, а выходил он через единственное узенькое окошечко на потолке, которое соединяло первый этаж со вторым. Через это же окно ангел забирал десятилетнего работника.
Каждое утро работники брали еду из автомата и начинали работать, закусывая и запивая работу. После работы работники проводили свободное время, общаясь друг с другом по социальной сети в интернете. Они могли бы общаться и лично, но зачем вставать и перелазить через перегородки между рабочими местами, когда можно не сходя со своего места насладиться почти живым общением. После свободного времени наступала полночь и надо было ложиться спать. Многие трудились изо всех сил, чтобы получить кровать, потому что на кроватях можно было видеть сны. Сны были чёрно-белыми, но всё же это были сны. Когда-то сны были цветные, а теперь только чёрно-белые. Наверное, Заведующий видит цветные сны.
И вот в одно обычное утро пятницы пришёл хмурый человек в чёрном пиджаке с жёлтой папкой и сделал это утро необычным, объявив, что вечером придёт Заведующий, чтобы сделать важное объявление. Сказав это, хмурый человек положил папку на чей-то стол, сбросил пиджак на пол и подпрыгнул в окно. Никто не решился прикасаться к его вещам, но все были до крайности удивлены и взволнованы и стали строить догадки.
- Наверное, нас хотят проверить, знаем ли мы правила, - сказала Соня 123.
- Конечно, знаем, - Стас 123 хотел понравиться Соне 123 и поэтому стал перечислять правила, - правило номер один: следуй заведённому распорядку; правило номер два: не спрашивай, в чём причина заведённого распорядка; правило номер три: не думай, что ты самый умный; правило номер четыре: не трогай жёлтый пиджак; правило номер пять: не трогай чёрную папку.
- Эти правила не подходят, - сказал Лёша 123, - потому что папка жёлтая, а пиджак чёрный, а в правилах всё наоборот.
- Может, тогда сегодня будет выходной? - предположила Маша 123.
- Выходные бывают только в субботу и воскресенье, - заметил Артём 123 — а сейчас ещё пятница.
- А может, что-то изменится? - как будто задумавшись, спросил Петя.
Все задумались. Им показалось, что чего-то не хватает. Но никто не мог вспомнить, чего именно.
Тогда решили готовиться к приходу Заведующего. Готовились долго и усердно, даже не работали. Кто-то говорил с директорами, кто-то сидел за столом и сдувал с него пыль, кто-то смотрел в единственное окно. Один только Петя слонялся без дела и как будто о чём-то размышлял.
Наконец, наступил вечер. Но Заведующий не приходил. Прошло ещё время. Все сидели на своих местах и внимательно смотрели в окно. А Петя смотрел на дверь.
Наконец, пришло время ложиться спать, но никто не перепечатывал столы в кровати и диваны. А спать очень хотелось. Тогда Маша 123 и Артём 123 сговорились подойти к директорам и спросить у них, почему не пришёл Заведующий и почему рабочие столы не превратились в кровати и диваны.
- Уважаемый директор, - обратился Артём 123 к своему директору, - почему не пришёл Заведующий?
Директор помолчал, подумал и ответил:
- Не знаю.
- А почему рабочие столы не превратились в кровати и диваны?
- Не знаю.
Артём отошёл немного в сторону и спросил тихо:
- А что вы знаете?
Но директор его не расслышал. Зато его расслышала Соня 123. Он сказала:
- Что ты такое говоришь, Артём 123?
- Нам нужно спать, - угрюма сказал Артём и улёгся прямо на стол. Некоторые работники последовали его примеру и вскоре уснули, так как очень хотели спать.
Оказалось, что большая часть работников не легла спать. Они сидели за столами и не знали, что им делать: работать уже не надо было, Заведующего они не дождались, а спать было негде. Так они и просидели до утра. Под утро многие задремали сладко, склонившись над столом.
Утром надо было отдыхать, потому что была как раз суббота. Но ведь должен был прийти Заведующий. Никто не знал, что делать. Решили снова спросить директоров. Артём подошёл к директорам и всех разом спросил их:
- Директора, что нам делать?
Директора молчали. Они спали.
- Может быть, разбудить их? - спросила Соня 123.
- Не надо, пускай спят, - сказал Артём.
- Что же нам делать? - спросила Маша.
- Мы должны следовать правилам, - сказал Лёша 123.
- Но в правилах ничего не говорится про нашу ситуацию, - возразил Артём.
Все задумались.
- А давайте перекрасим папку в чёрный цвет, тогда мы сможем нарушить правило, - сказал вдруг Петя.
Всем, кроме Лёши 123, понравилась эта идея. Маша принесла краски и кисточки, а Артём покрасил папку в чёрный цвет. Когда краска высохла, Петя торжественно её открыл. В папке лежал один белый листочек, а на листочке было что-то написано.
- Петя, прочти, прочти нам, что там написано, - заголосили вдруг все.
Петя прочитал вслух:
- «Меня нет. Заведующий.»
Наступила оглушительная тишина. Все глубоко задумались. Думали долго, но никто ничего не мог придумать. Наконец, Соня сказала:
- Если его нет, давайте разрушим перегородки и будем спать все вместе, - и многозначительно посмотрела на Лёшу 123.
- Нельзя разрушать перегородки, мы потеряем культурную самоидентичность, - закричал Лёша 123.
- А кто же мог написать «меня нет»? Кто-то же должен был написать «меня нет»? Если это написал тот, кого нет, то он написал правду, а если это написал тот, кто есть, то он написал ложь. Значит, если Заведующего нет, то Он написал правду.
Это всё сказал Петя.
- Но Его нет! Как мы будем жить, если Его нет? - воскликнула Маша.
- Спокойно, - сказал Артём, - Его нет, но Он сказал правду, а это важнее всего на свете — говорить правду.
- Не правда, - сказал Лёша 123, - давайте оденем пиджак и пойдём Его искать!
Он схватил чёрный пиджак, так и не нарушив правила, надел его и прыгнул в окно. Больше его никто никогда не видел. А все остальные стали ломать перегородки. Работать больше не нужно было.

15-16 октября 2014 г.


Рецензии