Чудесное преображение Яна

О своём замечательном ученике Яне я уже рассказывал в статье «Трудные бабушки».
Ян – человек очень интересный, рыженький, с веснушками, в очках. Но его бабушка – ещё более интересный человек, чем даже сам Ян! Хотя в это и трудно поверить!
Бабушка решила, что Яна нужно научить читать. Яну – 6 лет. Он недавно пошёл в подготовительную группу детского сада.
Неужели Маргарита Анатольевна боится, что её внук не научится читать? Нет. Просто она очень-очень-очень заботливая бабушка!
На занятии она переживает и ежеминутно вмешивается в ход занятия. «Ян! Ну ты же знаешь!! Давай, читай!!! Какая это буква, скажи???!!! ЯН!!!!!!!»
Ян – человек с характером, он не отличается кротостью и покорностью, нет: он свободолюбивая, гордая натура!
И вот - начинается:
БАБУШКА. – Ян, ты же можешь это прочитать! Ну. читай!!
ЯН (спокойно). – Молчи.
БАБУШКА. – Как тебе не стыдно?! Ты это читал дома!
ЯН (очень холодно). – Если не замолчишь, я вообще читать не буду.
Когда он что-то обдумывает, то никогда не забывает отдать команду – мне и бабушке:
- Всем молчать!
Во время занятия он кривляется, капризничает, отказывается выполнять задания, которые у него не сразу выходят, – или вообще непонятно почему.
В общем, это не ребёнок – это крокодил!
Я просил Маргариту Анатольевну не вмешиваться в ход занятия: просто молча сидеть и смотреть. Прямо так открытым текстом и сказал. Она это сделала – но только на одном занятии: первом – после этой моей просьбы. Потом - снова пошла писать губерния. «Ян! Читай!!!» «Молчи, мешаешь». И т.д., и т.п.
В конце концов, он и ко мне стал обращаться почти так же, как к бабушке.
Я, наконец, не выдержал и вечером, после занятия, позвонил ей. Говорю:
- Давайте проведём эксперимент.
- Хорошо. А какой?
- Ян ведёт себя так, потому что вы его провоцируете. Он вообще привык так с вами разговаривать. Вы в каком-то отношении, конечно, замечательная бабушка: глубоко неравнодушная и активная – но вы не умеете обращаться с детьми. Я хочу, чтобы Ян сосредоточился на своей задаче. Давайте сделаем один раз так: я позанимаюсь с Яном без вас.
- Я мешаю?
- Нет, не в этом дело. Это эксперимент. Интересно, как он себя поведёт без вас.
Маргарита Анатольевна слегка обиделась, но согласилась. Правда, не преминула рассказать, что на занятиях по шахматам (тренер занимается с ним индивидуально) Ян ведёт себя идеально. В садике его тоже хвалят, говорят, что он очень внимательный и воспитанный.
Утром я решил, что всё-таки слегка пересолил: обижать человека нехорошо. Чего она будет сидеть в машине одна и куковать, поджидая любимого внука? Хотел уже ей позвонить, а тут она сама позвонила. В итоге мы проговорили битых полчаса. Я в это время занимался обычными утренними делами: собирался на работу, одевался – одной рукой: в другой был телефон.
Постановили: Маргарита Анатольевна будет присутствовать, но всё занятие неотрывно читать книжку. И посмотрим, как Ян себя будет вести.
*  *  *
На следующий день Ян, едва поздоровавшись, о чём-то глубоко и надолго задумался. Я уже дважды предложил ему раздеваться, но он не услышал. Бабушка заговорщицки смотрела на меня. Что бы это значило?
Наконец, Ян, искренне округлив глаза, стал торжественно извиняться передо мной за своё поведение на предыдущем занятии (а оно было не далее как вчера). Озвучивал он явно заранее заученный текст. Вот его-то он и вспоминал мучительно, войдя ко мне.
Я Яна великодушно извинил.
Вошли – начали.
Ян старается, лезет вон из кожи. Просто человека узнать нельзя, подменили! Лучшего ученика у меня в жизни не было (это при педстаже 33 года!). Читает – от зубов отскакивает. Ни на что не жалуется, никаких капризов. Только иногда посматривает этак хитренько на бабушку. Но она – ни гу-гу: читает, головы не поднимая от книжки.
В конце урока Ян сообщил, что они с бабушкой решили спрятать у меня в комнате баночку варенья (я как-то прибег к такому способу стимулировать учебную активность Яна, когда сам варил варенье: надо было прочесть несколько надписей – и тогда можно было найти «клад», что Яну очень понравилось), и я должен её обнаружить.
С трудом – но нашлась баночка. Варенье – хоть куда: абрикосовое! Представляете?
Идеал ученика! Учится прилежно, прямо весь насквозь светится от жажды знаний – а ещё и учителя вареньем угощает! О таком ученике можно только мечтать – и то платонически.
Супер, просто!
А ведь ещё накануне – меньше суток тому назад – это был типичный маленький рыженький крокодильчик. Ко мне обращался «на ты», покрикивал, кривлялся, капризничал, не хотел выполнять задания. Жуткий тип.
И вот – произошло полное преображение! Передо мной сидел, излучая во все стороны сплошную добродетель, идеальный ребёнок.
Вот какой гениальный воспитатель – Маргарита Анатольевна!
*  *  *
К сожалению, трудная бабушка не понимает, что Ян-то остался прежним.
Он, кстати, недавно ездил с родителями в Литву (Ян – литовец по национальности). Когда я его спросил, зачем они туда ездили, наш юный герой дал потрясающий по своей педагогической, психологической и где-то по большому счёту даже философской глубине ответ:
- Покупать мне носочки.
И уточнил:
- Красные!
Все его близкие взрослые существуют, по его мнению, исключительно персонально для него, для его ублажения. Вот и в другую страну поехали – ради того, чтобы купить золотцу  красные носочки, коих категорически не найти в магазинах Петрозаводска, Санкт-Петербурга и Москвы.
Достойная цель!
Маргарита Анатольевна не понимает, что «накачать» можно любого сравнительно маленького ребёнка, благо, что дети чрезвычайно зависят от своих близких взрослых. Вот только подобное идеальное поведение мгновенно сменится на противоположное, как только паинька уверится, что ему ничего не грозит.
Что ждёт Яна? Боюсь, проблем ему не избежать.
А ведь Маргарита Анатольевна – действительно в каком-то смысле замечательная бабушка. Уж такая заботливая, такая небезразличная.
Но как-то не по себе от всего этого: ведь ребёнок-то один, а у него, кроме 2-х бабушек, есть ещё и папа с мамой. Бедный! Сколько трудных взрослых – и он один-одинёшенек  вынужден с ними справляться.
*  *  *
К сожалению, Идеальный Ян – существует только в воображении бабушки.
Реальный Ян – умненький, живой, но уже весьма испорченный ребёнок. Инфант. Уверенный, что взрослые на то и живут на свете, чтобы доставлять ему удовольствия и развлечения.
Бабушка рассвирепела? Ну ладно: приспособимся.
Но что это даёт?
А между тем, эксперимент-то мой Маргарита Анатольевна блестяще сорвала. Я-то хотел посмотреть, как он себя поведёт. Меня интересовало его реальное – самостоятельное - поведение в изменившихся обстоятельствах.
Однако бабушка просто уничтожила, аннигилировала реального Яна. Вместо него пришлось иметь дело с ролью, которую Ян старательно – и, надо признать, небездарно – разыгрывал. Это роль Идеального Ребёнка.
Меня не увлёк этот спектакль одного актёра. Даже хамоватого и капризного, но настоящего, живого Яна я предпочитаю вот такому, пластмассовому, мальчику. А вот самому автору сценария и режиссёру-постановщику спектакль понравился. Она даже пришла почти в умиление от Яновой добродетели.
Впрочем, боюсь, это было умиление – от собственных педагогических достижений.
*  *  *
Плохо, когда человек полон энергии, хочет быть полезным – но совершенно не умеет делать того, что делать стремится.
В воспитании никакие чудесные преображения невозможны. Это длительный процесс постепенных изменений. Он требует труда души – и самоизменения самого воспитателя.
Без этого – невозможно воспитание. Только овладевая СОБОЙ и меняя что-то В СЕБЕ, можно помочь стать другим и ребёнку.
Не знаю, бывают ли «трудные» дети, но трудных взрослых сейчас очень много.
Вот кого непросто воспитать!
И только если это удаётся – тогда, и только тогда, решается и значительная часть проблем их детей.


Рецензии