Байки у костра

Лелька, у тебя ж скоро день рожденье! Считай, что мы не оставили тебе выбора. Где будем отмечать?

- Ребят, я честно еще об этом не думала.

- Как? – глаза Артема удивленно округлились, - Если память мне не изменяет, то твое двадцатилетие с седой бородой, заглянет к нам в эту субботу.

- Может, махнем в деревню на все выходные? Заселимся в какой-нибудь заброшенный домик, отдохнем от городской суеты и классно проведем время вместе. Как вам идейка?

- Нее, я пас! – отмахиваясь от Данила, как надоедливой мухи, Рита продолжила, - Давайте лучше в клубе зависним на мягких диванчиках, под клеевую музычку с вкусненькими коктельчиками?

- Марго, ты так предсказуема! Лично мне понравилась идея с заброшенным домом в деревне. Давайте голосовать? Кто «за»?- Артем, закончив речь, первый поднял руку.

Все, кроме Риты, последовали его примеру.

- Единогласно! В пятницу после обеда отправляемся в незабываемое путешествие в недры российской глубинки.

***

- Добро пожаловать на борт моего транспортного средства! Прошу пристигнуть ремни безопасности, мы приступаем к взлету. – У Артема сегодня было отличное настроение.

Друзья поддержали его звонким смехом и парочкой ответных шуток. Выбор пал на деревню Мостки. Что когда-то называлось дорогой теперь походило на ребра истощавшего мамонта. Жилых домов практически не осталось, большинство были серые, с прогнившими крышами и заколоченными окнами. Атмосфера наполняла сердца ребят тревогой и волнением предстоящего выбора места ночлега.       

- Круто! Здесь так тихо и нелюдимо, прям как из фильма ужасов с нехорошим концом.

- Дань, не сгущай краски. - Насупила носик Лелька, - Лично мне, здесь очень нравится.

- Смотрите, вон там бабулька на лавочке сидит.

- Она хоть живая? – ухмыльнулся Тема.

Возле захудалого домишки с полуразвалившимся забором, сидела бабулька. Разгладив морщинистыми руками на худеньких коленях фартук, она засияла в доброй, беззубой улыбке.

- Здравствуйте, милки! Чего пожаловали? Навестить кого приехали, но у нас тута и жилых домом не осталось. Чьи вы будете?

- Здравствуйте, бабуля! – начал разговор Тема – Мы отдохнуть от города к вам в деревню на выходные приехали, хотели бы поселиться в домике каком-нибудь.

- Ой, хорошо-то как! Нечасто сюда кто-нибудь заезжает, а мне радостно, хоть на людей посмотреть. Я всю жизнь в Мостках прожила и корнями сама отсюда. Мужа на войне потеряла. Дети разъехались, обо мне и не вспоминают, только доча изредка приезжает,  когда продуктов привести, а когда и просто ото всего отдохнуть. У нас природа вот какая красивая, глушь да тишь. Даже озерцо лесное есть.

- А озеро далеко?

- Да не далеко. Вон у том лесочке.

- Спасибо, бабуль.

Попрощавшись с бабушкой, молодые люди выбрали на окраине ветхлый, заброшенный  домик. Ведущая когда-то к дому тропинка заросла бурьяном, а вокруг дома одичавшими кустами  разрослась сирень, обволакивая дом со всех сторон нежным ароматом фиолетовых цветов. Ставни были неплотно закрыты, на дверях висел небольшой засов, весь покрывшийся ржавой стружкой, так что открыть дверь, особого труда не составило. Начинало смеркаться.

Электричества конечно же в доме не оказалось, поэтому девчонки распахнули ставни, чтобы с последними лучами солнца подготовить комнаты к ночлегу, Артем занялся разведением костра на участке за домом, а Данил отправился на поиски воды.

- Интересно, кто раньше здесь жил? – Леля с любопытством рассматривала комнату.

Их тут всего три, не считая небольшой кухоньки. Сохранилась старая мебель. Синяя, деревянная лавка с узорчатой спинкой, два грубых табурета и такой же стол. В углу над столом висела иконка Пресвятой Богородицы, сверху покрытая серо-коричневым от времени и пыли рушничком. В доме оказалось две печи, одна по-видимому служила для приготовления пищи, а другая разделяла одну дальнюю комнату на две. В одной из них стояла железная кровать.

- Все в сборе? – крикнул с заднего двора Артем – У меня все готово.

Девчонки выскочили на улицу.

- Даня еще не пришел.

- Придет. Куда он денется. Давайте за стол быстренько.

- Вообще-то не красиво так поступать. Нужно дождаться Данила. Он же не по своим делам пошел, а для общего блага.

- Ладно, не нуди Марго. Пойдем, поищем его.

Артем подкинул в костер несколько поленьев и ребята отправились на поиски друга.

- Данил! Данька! Ты куда запропастился?

- Вы чего орете на всю улицу ироды?! – еле передвигая ногами, навстречу ребятам, двигалась их недавняя знакомая. – На колодце ваш Данил.

- Не злитесь бабушка. Где колодец находится?

- Идите прямо, справа от дороги увидите.

- Спасибо.

Бабулька ничего не ответила.

- Странная она какая-то.

- В старости все такие будут. А ты Марго и того хуже.

- А вот и Данька, собственной персоны, бутылки с водой тащит, надрывается.

- Тебе помочь малохольный?

- А вы чего здесь делаете?

- Тебя искать пошли. – Ответила Леля, взяв одну из бутылок себе.

- Ну, спасибо, как же я без вас. – С иронией в голосе произнес Данил.

 Друзья не спеша отправились к дому.

- Тёмыч это ты дверь не закрыл?

- Вы чего? Я ж вместе с вами выходил.

Дверь была открыта нараспашку, сумки вывернуты на пол, вещи беспорядочно разбросаны по комнате.

- Что за фигня?!

- Кому это нужно было? Ничего ценного у нас нет.

- Давайте обратно домой поедем? – захныкала Марго – Жутковато здесь как-то.

- Домой возвращаться не вариант. Бояться не чего. Если бы нам хотели навредить, то не выжидали пока мы из дома выйдем. – Попытался успокоить напуганных девчонок Данил.

- Проверьте, возможно, из вещей что-нибудь пропало?

Разложив все по местам, пропажи никакой обнаружено не было. Кому и для чего нужно было переворачивать сумки ребят, так и осталось загадкой.

Пламя костра, весело потрескивая, подпрыгивало вверх. Вечерняя прохлада быстро вернула друзьям хорошее настроенье. Данил достал из чехла гитару и тихая и зазвучала тихая, спокойная мелодия.

- Как же хорошо здесь. Я так с детства не отдыхала.

- Лель, а ты разве в деревне росла?

- На лето к бабушке отправляли. Мы костры каждый вечер палили, песни под гитару, картошку в мундире пекли, сало с хлебом жарили, вот это вкуснотища была! Вкус детства своеобразный. А как трава свежескошенная по утрам пахнет!

- А мы вечерами в саду старом собирались и страшные истории друг другу рассказывали.

- Ой, Данечка миленький, расскажи пожалуйста что-нибудь. – Взмолилась Рита.

- Если честно, я уже многое забыл, но одну историю запомнил на всю жизнь. Пошли мы с пацанами как-то вечером в клуб на танцы, в соседнюю деревню. Путь через лес лежал, дорогу знали, не первый раз ходили, поэтому идти не страшно было. И тут, нам навстречу мужик выходит, в руке у него огонек от папиросы мелькает и говорит нам: - Возвращайтесь обратно, беда случится. Мы в ответ посмеялись над мужичком странным и дальше своей дорогой пошли, а мужик увязался за нами, плетется следом, долдонит свое: - Беда, беда будет! Возвращайтесь обратно! Я обернулся сказать ему, чтоб отстал, а мужика и след простыл, лишь огонек от папироски мелькает, а голос мужика все так же будто б со мной рядом, свое твердит: - Домой идите, беда случится! Вот тогда по спине моей холодок и пробежал, а волосы по всему телу дыбом встали. Вы вправе считать меня трусом, но как оцепенение прошло, я со всех ног бросился бежать в сторону дома. Не слышал я, что мне друзья вслед кричали, не знаю как долго я бежал, но как только оказался во дворе своего дома, рухнул на скамейку, в голову мысли разные полезли. Зря я так всполошился. Вдруг чувствую, запах гари, в окошко приоткрытое  смотрю, а от туда дымок тонкой струйкой натягивается и пламя черно-красными языками жадно все вокруг слизывает. Я в окно влез и сразу к родителям в комнату бросился, мать уже без сознания лежала. Я ее на руки схватил и из дому вынес и сразу же за отцом вернулся. Растолкал его, а он понять ничего не может, встает и сразу камнем на пол падает. Я на кухню бросился, благо там ведра полные воды стояли, я ими пламя из печи затушил, двери, окна нараспашку открыл, чтоб вытягивало и отца из дома выволок. Все обошлось, слава богу! Но, а если бы я тогда домой не вернулся?

- И что это за мужик оказался?

- Этого я до сих пор не знаю, мужик это был или что-то другое.

- Жутковато конечно.

- А мы раньше у отца на Родине жили, на границе с Чечней и когда война началась, жить с семьей вообще опасно стало, поэтому решили все что нажили с годами оставить и переехали к родственникам матери в среднюю полосу России. Сестра на семь лет меня старше. Нас в школу пристроили, а мы всей семьей у тетки поселились. Тяжело конечно первое время приходилось. Языки злые, нас беженцами обзывали, носы ворочали. Бабушка помогла нам домик старенький купить. Мать в школу поваром устроилась, отец пошел на пилораму бревна катать. Зима близилась, мы в доме одну комнату под жилье обустроили, а в остальных по мере поступления ремонт делали. Сестра на отрез отказалась в таких условиях жить и у тетки осталась, пока мать ее за волосы оттуда не приволокла. Купили поросеночка, мать со столовой отходы таскала ими и кормили его, а отец с пилорамы какие мог материалы для стройки домой приносил. Хотите осуждайте его - хотите нет, но он о семье думал, а ни о своей наживе. Я хоть и ребенком была во всем родителям помогала, знаю как печи разбираются, как фундамент заливается и кирпич кладется.

- Марго, я даже представить не могла, что вам так тяжело приходилось.

- Да, было время. Так я вот к чему разговор веду. Через два года сестра уехала в институт учиться и я у родителей одна осталась. Стала увлекаться литературой и меня в газету местную внештатным корреспондентом взяли, статейки разные про школу писать, а иногда мои стихи печатали. Короче, нашла себе увлечение. Ночами читала, писала много, все спят давно, а слова сами на бумагу ложатся, только и успевай записывать. В одну из таких ночей я тоже допоздна засиделась, мать спать еще не ложилась, романом мыльным зачиталась. Слышу, под окном моим ходит кто-то. Штору приоткрываю – никого. А снег все равно хрустит и будто бы ворона каркать начала. Я к матери в зал вбегаю, рассказываю все как на духу, она меня успокоила, говорит, что почудилось и чтоб я спать ложилась. Утром мать меня в школу будит, к окну подводит, я смотрю, а вокруг дома от окна к окну следы протоптаны по размеру козлиные, а по очертанию лошадиные. У меня ноги и подкосились, значит не почудилось мне. Нечистая в дом ломилась, а попасть никак не могла, так как мы дом недавно освятили. Потому что чертовщина в доме разная творилась.

- Что творилось? Рассказывай дальше! – залепетали ребята в один голос, плотнее закутавшись в одеяла.

- Мы не раз шаги на чердаке слышали, как доски скрипят. В кухне посуда сама билась и веник постоянно пропадал. У родителей до развода дело дошло из-за ссор частых. С нами женщина по соседству жила, она в церкви работала, свечечки, да иконки продавала. Она меня на службу в церковь каждые выходные водила. Нравилась я ей чем-то. Вот я ей все, что у нас в доме происходит и рассказала, она в тот же вечер к матери с разговором пришла. Долго они на кухни сидели, мне слушать не разрешили, но я под дверкой все равно крутилась, интересно же. Вот что могла то и услышала. Оказалось, что от старых хозяев в нашем доме домовой остался и своего  мы с собой привезли. Вот они и не уживаются между собой, нужно старого задобрить и уйти попросить. Тогда и в доме жизнь наладится. Мать в ту же ночь молочка в мисочку налила, печенье на тарелочку положила и несколько кубиков сахара, в кухне возле печи поставила и попросила ласково домового не буянить, объяснила, что в нашей семье есть свой хозяин. С тех пор жизнь в доме спокойнее намного стала. А сахарок, кстати, с тарелочки пропал.

- Вот это вам повезло с домом! – ухмыльнулся Данил. – Ну что, достаточно на сегодня страшилок. Пойдемте спать.

Затушив костер, ребята отправились в дом. Девчонки легли на надувной матрас, а парни разместились на полу в спальных мешках.

 Утро выдалось теплым, обещая жаркий, солнечный день. Поздравив Лельку с нагрянувшим двадцатилетием, вручив ей подарки, обеспечили именинницу хорошим настроеньем на весь день.  Ребята решили пойти отыскать лесное озеро, про которое говорила бабулька и, взяв с собой продукты для пикника и несколько полотенец, отправились в путь.

*******

Озеро оказалось необычайно красивым. Кристально чиста вода, манила прохладой.  День пролетел очень быстро. Приятная усталость наполняла тела друзей, поэтому вернувшись с озера они углубились в крепкий послеобеденный сон.

- Ой, уже начинает смеркаться, пора разводить костер и жарить мясо. Я жутко проголодалась.

- Лель и куда в тебя столько влезает?- засмеялся Тема.

Каждый был задействован в подготовке праздничного ужина. Возможно для кого-то он может показаться обычным, но только не для студентов. Шашлычок ароматно румянился на костре, девочки нарезали овощей и занялись очищением запеченного в мундире картофеля. Лелька отправилась в дом за солью, вернувшись на ее лице читался ужас.

- Ребят, в доме опять кто-то похозяйничал.

- С чего ты взяла?

- Икону перевернули вверх тормашками.

- Что ты там понапридумывала?! Пойдем, посмотрим.

Лелька оказалась права. Артем залез на табурет и вернул икону в нормальное состояние, и как только ребята собрались выходить из дома, она с грохотом упала на пол. Девчонки взвизгнули.

- Это плохая примета. – Чуть слышно произнесла Рита и глаза ее моментально наполнились слезами. – Я боюсь.

- Не чего тут бояться, просто нас хотят напугать.

- Ты слепой?! Она сама упала на пол!

- Может я ее неустойчиво поставил.

- Дурак ты, Темыч, если не веришь в это!

- Сама ты Марго, дура! Потому, что веришь!

За окном, казалось, мелькнула чья-то тень.

- Вы это видели?

- Я видела.

Артем выбежал на улицу, ребята последовали его примеру.

- Стой! Стой, тебе говорят! – Артем, поднял с земли камень и бросил в убегающего. Тот упал пластом.

Ребята окружили его со всех сторон, Данил перевернул его на спину. Это оказался мужчина лет 35, щуплого телосложения и болезненным лицом. От него сильно разило спиртным.

- Что тебе от нас нужно?

- Только не бейте меня! Я не хотел вам причинять вреда!

- А зачем ты в вещах наших лазил и икону переворачивал.

Глаза незнакомца округлились.

- В вещах я лазил, деньги, да побрякушки разные искал, но икону честное слово не трогал.

- А кто тогда икону трогал?

- Можете мне не верить, но в этом доме бабка моя жила, у нее частенько всякая чертовщина в доме творилась. Говорят, что ее прокляли еще в молодости. Она красивая очень была, за ней пол деревни мужиков бегало, а бабы деревенские злились, туркали ее. Один вообще из семьи уйти к ней решил, да и она не прочь была в омут с головой, а жена его прокляла их. Вот с тех пор мужик этот с ума сошел и сам в болоте утопился. А бабка моя изгоем стала и сама из деревни ушла. А в ее дом так больше никто и не вселялся.

- Значит дом этот не хороший. Я в нем ночевать не останусь.

- Тогда вообще спать не будем. А ты, - Данил обратился к ночному гостю, - дергай от сюда и чтоб на глаза больше не попадался, иначе не тяжко тебе придется.

Мужчина вскочил на ночи и пустился прочь  через кусты сирени.

А друзья вернулись во двор и остаток ночи провели под цокот сверчков и потрескивание костра. На рассвете собрав вещи, отправились обратно к городской суете и учебным будням. Не смотря на произошедшее, они твердо решили обязательно повторить поездку, только без ночевок в заброшенных домах. Пусть они, как и раньше, продолжают хранить в себе тайны и память о прежних хозяевах и былых временах.

 


Рецензии