Соцреалист Михаил Афанасьевич

   В помощь булгаковеду
   
...
   
Кого как не Михаила Афанасьевича следует отнести к основоположникам соцреализма. Писатель, обладавший редкой силы изобразительным даром, попав под пресс социалистического строя, с редким же энтузиазмом занялся, как бы сейчас сказали, литературным переформатированием действительности, начав с «Дней Турбиных», так любимых Сталиным, продолжив «Батумом» и, конечно, достиг апогея в «Мастере». Собственно, эпитет «социалистический», прилагаемый к реализму как к таковому, определяет суть метода работы художника с материалом, его главный инструмент, — а именно, плен идеологической парадигмы. В те времена еще ничего не знали о так называемом «Стокгольмском синдроме», но теперь-то мы видим, что и в личной жизни и в творчестве Булгакову пришлось, по сути, отречься от личной свободы, от собственной воли и возложить все свои надежды на хозяина мира сего. Начиная с переписки и телефонного разговора с Отцом и Учителем — вплоть до Воланда, персонифицировавшим фигуру абсолютного диктатора, от которого исходит не только все злое, но и — невероятное дело! — все доброе. Строители социализма и коммунизма пели, что «рождены, чтоб сказку сделать былью», но на самом деле с точностью до наоборот — то есть последовательно, несмотря на наукообразность материализма, превращали реальную реальность в нечто сказочное, фантасмагорическое, призрачное — как пресловутые коммунистические идеи с их Голубыми городами и городами Солнца. Советизация действительности, кстати, привела также к тому, что повествовательная манера и персонажи деформировались, приобрели фельетонную одномерность. Фельетонный стиль так характерен для писателей «соцреалистов». И не только для Булгакова. И для Ильфа-Петрова, и для Зощенко, и даже для Олеши. Как и вообще в соответствие с тенденцией современного реализма, литературные персонажи того и другого часто почти неотделимы от самого автора. Что, кстати, является одним из «родовых пятен» большинства современных реалистов. Тут, может быть, уместно сравнить социалистического реалиста Булгакова, начинавшего, пожалуй, в ранних рассказах сильным реалистом, даже натуралистом, с истинным, эталонным реалистом Хемингуэем. Ведь они практически современники, одно поколение. Разве можно представить себе Хэма, внутренне (да и в реальности) консультирующимся относительно своих вещей и творческих планов с верховным правителем — будь то хоть президент США, или даже Фидель?

   Кстати, есть мнение, что Булгаков — прекрасный пример того, что такое «мученик дьявола».
   А сколько нынче мучеников у самого Михаила Афанасьевича!..


...

отсюда: http://www.sergeymagomet.ru


Рецензии
Верно замечено, Сергей, про фельетонный формат, выросший из того т.н. социалистического реализма. Даже Шолохов,доведённый, похоже до отчаяния
тем"головокружением от успехов" в своей Поднятой целине" изобразил деда Щукаря с его авантюрами именно умышленно в фельетонном стиле.
Многие авторы в ту эпоху, чтобы не скатиться в пафос и лицемерие пользовались фельетонной стилистикой и Юрий Олеша в пьесе "Список благодеяний". Этому стилю следовали Фазиль Искандер в "Козлотуре", и Войнович даже в космической песне "от звезды до звезды" и, конечно, в "Чонкине".

Видимо, иначе нельзя было в те времена, чтобы оставаться честным писателем на фоне произведений великого писателя Л.И. Брежнева.

С уважением!


Евгений Жироухов   21.05.2021 12:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.