хрупкий мир художественная публицистика
Нашу тургруппу разместили по квартирам,которые сдавали местные жители(некоторые этим только и выживали).Только я перекусила,немного полежала,вскочила и говорю девчатам:"Пошлите к морю!"Они отмахнулись,мол,устали,им хотелось спать.Я нашла попутчицу в другой комнате,такую же любознательную,как я.
Самая большая радость и самая настоящая гордость местных жителей- это море.Оно такое огромное и необъятное,что,кажется,нет ему ни конца ни края.Вода в нем обыкновенного светло-голубого цвета.
И только в грозу, когда черными надувными матрасами нависают тучи,из которых вот-вот польется вода,когда солнечный свет просеивается пучками,море темнеет, на берег со свистом накатывают тяжелые волны,на гребни.которых падают вспышки молний.На горизонте небо с морем сливаются,образуя форму створок раскрытой черной ракушки.Это зрелище пленяет и завораживает своей силой, красотой и величием.
А на берегу светло от уличных фонарей,рядами стоящих на набережной,тихо.Кажется.что все это нереальное зрелище,что происходящее на море это всего-навсего картина художника,а мы ее зрители.
Вот крупными монетками зашлепал по асфальту дождь,и его холодный душ заставляет нас проснуться от гипноза грозного Черного моря,потому что мы мокнем так, что наши мокрые платья становятся нашей второй кожей,ноги сами несут нас к ближайшей остановке.Прыгая по лужам,мы резвимся,хохочем,как дети.
За домом,в котором мы живем,начинаются горы.Невысокие зеленые,Вот где райский уголок,в нестерпимую жару,когда в тени 38 градусов.Мне всегда хотелось взобраться на них,но желающих пойти со мной не было,а одна я боялась.
...В то время шла война между абхазцами и грузинами.Абхазия была совсем рядом.В Адлере,где мы жили,было тихо.И только черные платки и черные платья на женщинах и рассказы местных напоминали нам о том.что рядом идет война.Признаюсь,мне да и другим тоже,она казалась нам далекой и нереальной.
Но, ни смотря на это ,нас возили в Сухуми.Я не видела в своей жизни опаснее дороги, чем та,которая лежит на подходе к городу.Узкая полоска земли,по краям которой с одной стороны-горы,с другой-крутой обрыв.Чуть свернет шофер влево, и улетишь в тартарары.Слышу,как бабка,сидящая впереди меня,молится.Становится жутко...
Все наши тридцать жизней в руках этого крепкого и уверенного на вид шофера.Все решает его опыт и умение.Как же хрупка человеческая жизнь,как недолговечна!Упадешь с такой высоты - нет тебя.Почему мы не из железобетона?
Не успели мы заехать в Сухуми,как нас остановил блок-пост.Трое военных зашли в салон автобуса,проверили у всех пассажиров паспорта,а обученная собака обнюхивала наши вещи.Не найдя ничего подозрительного,пожелав нам "доброго пути",они вышли.Дальше мы ехали без приключений...
Нас высадили прямо у набережной Черного моря.Солнечная погода.Ни ветерка,всюду покой в природе.Черное море блестит зеркальной гладью.Здесь оно лежит у "ног" города,Выйдешь из дома, и вот оно рядом.Мы идем к фонтану,где по пояс в воде стоят скульптуры тринадцати драконов."Они, по преданию, защищали наш город от врагов,-говорит гид,-ночью из их пасти идет огонь и дым".
Напряженность,с которой мы въехали в город,спала.Я искала приметы войны, но нигде не находила их.Было спокойно и тихо.Ничто не говорило о том.что эта маленькая республика воевала.
Я сразу увидела эту женщину в черном платье до пят с длинными рукавами,на ногах- черные босоножки, на голове - черный платок."Ох,упрела,поди,в такой-то одежде на жаре," -участливо проговорила одна сердобольная женщина из нашей группы.Меня резануло по ушам это слово "упрела". Как о лошади...
Женщина в траурной одежде стояла в окружении четырех мужчин и старушки.Я подошла поближе.У нее мужа и двух сыновей грузины убили, -шептала старушка,-как она будет теперь одна?Ведь никого у нее теперь нет".Я видела перед собой выженные горем глаза, восковое лицо,опавшие плечи. Она стояла,как живая статуя скорби,и я ничем не могла ей помочь.потому что не воскресить любимых ею людей.
Как хрупок мир,если его можно разрушить одним преступным приказом сверху.И люди, жившие веками в мире и согласии,вдруг топят друг друга в морях,океанах крови.Это ужасно,это противоестественно человеческой природе!Неужели власть,земля,нефть, деньги и другие ценности.из-за которых проходят войны,дороже человеческой жизни. которую можно забрать,но уже никогда нельзя вернуть?!
1989 г Сочи-Сухуми
Свидетельство о публикации №214101701538