Маленький след. Записи из тетради. Часть 1

"Я родилась в одной из республик некогда существовавшего Союза. Менялись времена, менялось большое начальство, а люди по сути своей оставались прежними. Кто хорошо жил при коммунистах, стал жить еще лучше, при так называемых демократах, а кто раньше был ни кем, тот стал вообще ни чем…

 Мне не было еще и года когда мои родители отправили меня на воспитание к бабушке и дедушке.

Здесь я сделаю небольшое отступление и немного расскажу о своей бабушке. Хотя знаю я немного, она, конечно, рассказывала, но разве я тогда задумывалась, что мне это пригодиться. Она рано овдовела, оставшись на руках с тремя детьми. Свекровь выгнала ее на улицу. Моему отцу тогда было около семи лет, тети чуть меньше, а самый маленький еще в пеленках. Но вскоре бабушке предложили место сельской учительницы. Пришлось ходить за несколько километров в другое село, чтоб заработать и прокормить троих детей. Получила квартиру, до этого жила у родственников. Дети выросли, выучились и разлетелись от родного гнезда кто куда. Бабушка повторно вышла замуж. Даже это уже нельзя назвать замужеством. Она была достаточно пожилой, просто сошлась с удивительным человеком ,которого я знала и любила, как своего родного дедушку. Этим людям – бабушке и дедушке  - я обязана многим.   Все, что смогли дать мне мои родители – это жизнь. Не знаю, можно ли их за это благодарить. Но остановимся на том, что какой бы жизнь не была – она прекрасна!

В то время чтобы жить, нужно было работать на государство, под названием СССР. Т. к. могли посадить в тюрьму за тунеядство, а маленького ребенка можно отдать в ясли. Но меня не отдали в ясли,  наверное, потому что мои родители не были зарегистрированы официально узами брака. А отец, в добавок ко всему, был женат на другой женщине. За мной смотрела старуха восьмидесяти лет, у которой родители снимали жилье, а если ее не было, соседка-школьница. Как они за мной смотрели, все вместе взятые, можно судить потому что, когда меня забрала бабушка, я практически умирала от бронхита и была крайне истощена. Бабушка меня вылечила и выходила.

С бабушкой и дедушкой я прожила примерно до четырех лет. Говорят, что дети ничего не помнят из раннего детства. Но если напрячь память, то можно вспомнить определенные картины, хотя они получаются не ясные и расплывчатые, и кажется, что это было не с тобой или вообще в другой жизни.

Я помню свою первую обиду в три года, когда я обиделась на бабушку и сказала что ухожу жить к своей хорошей бабе Леле, которая жила в другой деревне, в трех километрах от нашей. Бабушка не восприняла мою угрозу всерьез, а я ушла. Перешла по навесному мосту через реку и лугом направилась в соседнюю деревню. Но на лугу паслась лошадь, я ее испугалась, пыталась обойти, а в это время меня спохватились, догнали и благополучно вернули в родные пенаты. Повзрослев, я бывала в гостях у стариков. И дедушка Костя любил вспоминать какой я была ласковой кошечкой, как я смотрела в окошко подперев кулачком подбородок. Как он носил меня на плечах в лес собирать лесные орешки и ягоды, а я бегала по лесу такая крошечно-маленькая, среди огромных сосен и была похожа на  Дюймовочку. Еще я помню как бабушка стояла в темном чулане, взяла с полки банку и с крышки сняла бабочку с огромными крыльями. Что это было я не знаю, откуда в чулане взялась бабочка и откуда это воспоминание, может это мое воображение или отрывок из детского сна. Но эта картина в моем подсознании, что даже сейчас сама собой встает перед глазами.

Вспоминаю уютный дом, окно под которым росла яблоня- белый налив и зимой на нее привязывали кусок сала, а я любила наблюдать, как его прилетают клевать снегири, синички и дятлы. А возле старой школы росло дерево, на котором было гнездо аистов. Они прилетали каждый год, и все лето по деревне разносился их монотонный стук. А осенью, когда их потомство подрастало, они улетали, и в деревне становилось тихо и грустно. Зимой, сидя на теплой русской печке, бабушка рассказывала мне сказки, читала стихи: « Как ныне сбирается вещий Олег, отмстить неразумным хазарам…» Помню, какой аурой любви была окружена.  Я была просто счастлива среди этих дорогих и родных мне людей.

 Так уж устроена жизнь, приходит день, когда надо расставаться, родители потребовали меня к себе.

Я не написала, хотя это и не так важно, что родилась я в Украине, воспитывалась у бабушки с дедушкой в Брянской области. Очень красива Брянщина:  леса, березовые рощи, луга поросшие душистой травой, прозрачные речки и озера, родниковая вода, истинно русские деревни с бревенчатыми избами, церкви с золотыми куполами.
 Примерно к четырем годам бабушка отвозит меня к родителям. К тому времени они уже уехали с Украины на родину моей матери – Ростовскую область. Они жили на кашаре, работали чабанами. Я их совершенно не знала. Мать называла по имени, а отца дядей.
Заново прокручивая перед глазами пленку жизни, вижу такой кадр. Лошадь с телегой быстро удаляется по пыльной дороге. Там кто-то отчаянно машет руками и что-то кричит. За телегой, спотыкаясь в высокой траве, бежит маленькая девочка, протягивает ручонки и громко плачет. Это я. Бабушка уехала. На этом месте и заканчивается моя счастливая жизнь. Впереди у меня совсем другая жизнь и она как степная полынь. А полынь  - трава горькая…"
(продолжение следует...)


Рецензии