Мэры Москвы от установки звёзд на башнях Кремля до

Часть 1
Когда-то «Центрами принятия решений были не Советы, столь щедро перечисленные в Конституции СССР, а органы, которые в ней не названы. Это партийные комитеты разных уровней…». Должность чиновника, руководящего не только Москвой, но и областью, называлась 1-й секретарь МК. Нынешнее название МЭР ёмкое, а сегодня Москва поглощает область. Немногим погрешив против истины, мы можем и прежнего правителя Москвы назвать благозвучным именем МЭР.
Итак, в 1935 г., сменив прежнего МЭРА Л.М.Кагановича, МЭРОМ Москвы стал Н.С.Хрущёв. Его правление длилось 3 года до 1938 г. При нём была достроена 1-я линия метро и построены ещё 2,5 линии. Как веха, на кремлёвских башнях были смонтированы и зажглись звёзды.
В 1938 г. МЭРОМ Москвы стал А.С.Щербаков, сменив прежнего Н.С.Хрущёва. А.С.Щербаков правил до своей смерти в 1945 г. А.С.Щербаков был единственным МЭРОМ, похороненным у кремлёвской стены. При нём Москва пережила Великую Отечественную войну. Спасибо МЭРУ за бесперебойную работу метро . Но устанавливать зенитки на крышах домов в центре города было бесчеловечно.  После победы началось триумфальное строительство домов на Тверской, облицованных трофейным гранитом. Даже во время войны продолжалось строительство метро. (Станций метро стало так много, что игра в их отгадки в пионерлагерях заменила игру в «испорченный телефон»). Началось озеленение скверов. (Помню, мы с Патриарших воровали саженцы кустов, чтобы озеленить свой двор). Главное, с 1944 г. началась прокладка газопровода из Саратова в Москву.
В 1945 г. МЭРОМ стал Георгий Михайлович Попов (не путайте с Гаврилой Харитоновичем). (И ещё, не приписывайте другому. Именно действующий тогда МЭР в 1948 г. продвинул Е. А. Фурцеву в 1-е секретари МГК). Его правление длилось 3 года - до 1949 г. При нём началась газификация Москвы.
Тверская и другие центральные улицы стали убираться снегоуборочными машинами 2-х типов. Снег загребался лапами или винтом. В 1947 году Москва отпраздновала своё 800-летие. Был установлен памятник Ю.Долгорукому. 6.12.1949 г. Г.М.Попов за попытку подмять министров и командовать министерствами был снят. Для города Г.М.Попов сделал многое.
В 1949 г. МЭРОМ Москвы повторно стал Н.С.Хрущёв и правил Москвой до 1954 г. Город был полностью газифицирован. Тогда по маршруту 1 прошел первый двухэтажный троллейбус. Другим экспериментом было растапливание снега газовыми нагревателями во дворах домов. Вот совместное обучение девочек и мальчиков в совместных школах с 1953 г. закрепилось. В 1949 г. началось вещание телевидения с Шуховской башни по системе Владимира Зворыкина. Первые передачи, что я увидел на нашем самодельном телевизоре, по вечерам были типа концерта. Как на эстраде. Зато  с 15 ч. был технический час. Тут показывали лучшие короткометражки, мои гости были в восторге. Но в продаже появились КВН-49 Александровского з-да. Даже вечерами стали показывать фильмы.
  На то время пришлась смерть И.В.Сталина. В отличие от миллионов других, в тот день мне повезло. Я с друзьями проник в Дом Союзов раньше их. Мы поднимались по лестнице Дома Союзов, а навстречу нам спускался 1-й почётный караул. Я на расстоянии вытянутой руки видел К.Е.Ворошилова, кумира своего довоенного детства, и был счастлив.
  С 1953 г. по 1954 г. МЭРОМ был Н.А.Михайлов.

   Часть 2
С 27 марта 1954 г. по 2 марта 1959 г. МЭРОМ в течение 5 лет был И.В.Капитонов. Это было временем прекращения строительства в городе силами заключенных. Я помню стройплощадку МГУ на Воробьёвых горах, окружённую глухим забором с колючкой и лаем собак за ней. А вот за Москвой-рекой среди бескрайних огородов в Лужниках строился стадион. Строили его москвичи и лимитчики. Москве требовались рабочие руки. Из моих дворовых приятелей парень, живший в подвале, за квартиру пошёл в ремесленное училище. Потом наш Подвальный пригласил нас на свою стройку. Высокое здание, и на 10-м этаже наш друг демонстрировал нам, как ловко он кладёт бетонные блоки крупнее кирпича. Мы, ещё не имевшие паспортов мальчишки, тоже подрабатывали. Дворовой командой мы ездили на Пресненскую овощебазу. Там мы ночами разгружали вагоны, а утром, забежав домой, шли учиться. В 1957 г. прошёл Московский фестиваль молодёжи.
С 1959 г. по 1960 г. МЭРОМ был П.Н.Демичев.
С 1961 г. по 1967 г. МЭРОМ был в течение 6 лет Н.Г.Егорычев. В его правление была восстановлена Триумфальная арка на Кутузовском проспекте. При его активном участии в 1966 году был сооружён мемориал Могила Неизвестного солдата у Кремлёвской стены в Александровском саду. Как и случалось ранее, он был снят с должности за попытку подмять под себя министра (обороны).
С 1967 г. по 1985 г. МЭРОМ был в течение 18 лет В.В.Гришин. За отсутствием достойных результатов его правления в Интернете я вынужден напомнить о проведении в Москве Олимпийских игр в 1980  г. Прекрасный подарок Москвы к 70-летнему юбилею Л.И.Брежнева – досрочное окончание разработки самолёта ИЛ-86 и перелёт его маршрутом Ходынка - г. Жуковский.

С 1985 г. по 1986 г. МЭРОМ был Б.Н.Ельцин. Он завоевал популярность у москвичей тем, что ездил на трамвае, что было естественно, ведь трамвайная остановка была рядом с домом номенклатуры, где он жил. А напротив был магазин, в котором видели его в очереди в винный отдел. Ельцин встречался с рабочими предприятий. Я чуть однажды не попал на такой митинг, но заводской клуб вмещал не более 800 желающих, и я, как беспартийный, не попал.
С 1987 г. по 1988 г. МЭРОМ был Л.Н.Зайков. Правление его ознаменовалось началом борьбы с пьянством и алкоголизмом. Спиртное подорожало на 45%. Давным-давно ходила прибаутка со смыслом, что при следующем подорожании водки «у нас будет, как в Польше». М.С.Горбачёв плохо знал историю и не мог предположить, что будет это по-российски. Зато смертность в СССР снизилась. Правда, больше снизилась и рождаемость.
С 1989 г. по 1991 г. МЭРОМ был Ю.А.Прокопьев. На его правление пришлось всесоюзное исчезновение товаров с полок магазинов. Помнится, я не поверил, что съестного нет в магазинах, и после работы попытался доказать обратное. Принёс домой лишь пакет горчичного порошка. МЭР пытался помочь москвичам. Ведь теперь впору было из Москвы организовывать продовольственные поезда. МЭР ввёл «визитные карточки москвича». В моей визитке были вписаны 2 моих законных иждивенца. Использовать свою визитку я не мог потому, что на нашем заводе был строгий режим. Зато я приносил с работы гуманитарную помощь – почти новые «клевые» б/у вещи с запада и Японии. На работе у жены совсем не было режима. Там женщины утром обегали местные магазины. Собирались вместе в начале трудового дня и решали, за чем вставать в очередь. Потом распределяли визитки и шли занять очередь в назначенные магазины. Благо, вахтёры у них появились при будущей власти. На правление этого МЭРА пришлись события путча. Что было дальше, все знают, каждый по-своему.


Рецензии