Мой черный человек? Критик на Прозе ру...
Нужны ли критики на Проза. ру?» (Лора Маркова)
http://proza.ru/2010/02/10/1474
Тема критики, анализа, оценки будет возникать до той самой поры, пока останется хоть один автор, и на сайте Проза ру в том числе.
Вопрос ведь в другом, какой должна быть эта критика, и каким должен быть сам критик.
Но для начала, я бы разделила всех авторов здесь, как и на любом другом сайте на народных сказителей ( условно говоря) и тех кто стремится в академические, подчеркиваю, стремиться. Это разделение есть в театрах – народный и академический, и на моих глазах один из народных театров в городе стал академическим. Можно воспользоваться подобной терминологией и здесь.
У нас есть часть, может быть большая часть авторов-сказителей, которым важно что-то рассказать, что-то нам всем поведать. Это самый древний род литературы, берущий начало еще в былинах и древних сказках, сегодня они нам рассказывают о себе, о своей судьбе, о своих близких, и ничего им не надо, кроме того, как все это рассказать, оставить след, быть услышанными( прочитанными). В этот случае критик отдыхает, он совершенно ненужный элемент в контексте подобного рода творчества.
Зачем им критика и рассуждения, и обсуждения – полевые цветы прекрасно растут без всякого постороннего вмешательства, и мы их любим, и мы им любуемся, и нет никаких проблем.
Сайт –самое прекрасное место на свете, где эти полевые цветы растут и цветут, и возможно сохранятся, по крайней мере, ими можно любоваться, сколько твоей душе угодно. И на представления народного театра ходит определенная часть публики.
Хотя глупо было бы подходить к оценке его деятельности с мерками профессионалов и пытаться что-то там такое выявить, а то и навязать свое видение, в рамках высоких стандартов искусства.
Но вот если этого оказывается недостаточно для автора, если он не хочет писать музыку, не изучив нотную грамотность, тогда совсем другой вопрос, ему требуется и теория, и разбор полетов, и совсем другие оценки и критерии.
Тут появляется нужда в критике, и сразу возникает вопрос, каким он должен быть.
И опять же филологи говорят, что нет такой профессии: писатель, а есть такая профессия – критик. И ему не обязательно что-то стоящее написать, вообще не обязательно писать, он должен просто уметь анализировать и разбирать чужое.
Тут же возникает фамилия Белинского, ну Писарева и Добролюбова, и на этом все обрывается. А если больше никого мы не можем припомнить, так верен ли такой подход?
Я лично убеждена в том, что критик сам должен написать добротный роман или дюжину приличных стихотворений, прежде чем пытаться раздавать советы, это ведь тоже самое, что инструктор по плаванью, который не умеет плавать.
И только показав собственную состоятельность, пытаться влиять на процесс.
Можно ли нас чему-то научить, развить талант? Вероятно, нет, как нельзя быть чуть-чуть беременной, это уж либо есть, либо нет, но при всем при этом человек, работающий серьезно, и погруженный годами в свои рукописи, который вероятно, все или почти все знает про себя, все-таки должен иметь возможность поговорить о том, что есть, чего нет, что может быть и чего быть не может.
И поговорить не с каждым, кто на лбу себе написал: «Я критик», и считает, что его святая обязанность, чуть-чуть похвалить, а в остальном камня на камне от текста не оставить, а именно человеком, который в теме, и у которого нет второго посыла точно.
Сколько раз и мне, и вам тут истерически вопили некоторые критиканы:
- А если ты выставила свой текст, хочешь, чтобы тебя только хвалили, восхищались тобой, а я вот скажу все, что думаю по этому поводу. Не важно, кто я такой, какой мой опыт и образование, скажу и слушай, и реагируй, и исправляй по моему велению и хотению. Почему? Потому что я так хочу.
Наверное, это очень странно прозвучит, но мне практически все равно, хвалит ли меня Петя Иванов или не хвалит, именно потому что я все или почти все про себя знаю, и от еще одной ложки сахара может и слипнуться кое-что, да и диабет начаться тоже, а оно мне надо.
А вот заинтересованный разговор, спокойный, в рамках приличия, с человеком, который доказал свою состоятельность, ну очень интересен, и без всякого сахара могу пить крепкий кофе. Но опять же не с чужими людьми, которые могут быть по природе своей хамами и скандалистами. И такой критик при этом оказывает мне невероятную честь, как ему кажется, потому, что заглянул на страницу и считает себя критиком.
Конечно, у любого есть право высказаться, но ведь и у меня, и у вас есть право не слышать и не слушать его, почему нам-то в этом праве отказано?
А вот тут самое интересное и начинается - скандалы, месть, ярость, вражда, тогда и появляется мнение о том, что критика не нужна.
Но представьте себе ситуацию, когда вы что-то делаете, а дюжина человек со всех сторон пытается вам сказать, указать, показать, как это нужно делать, и не дай бог с кем-то из них не согласиться.
А ведь на сайте ситуация часто именно такова. Так самое интересное, что большинство из них еще менее сведущи в процессе, чем мы сами, им просто надо сказать, как раз по той причине, чтобы самоутвердиться за наш счет, а может быть полный творческий кризис, и возникает самый простой вопрос: почему он может писать, а я не могу, это не справедливо, и лучше все сделать для того, чтобы он тоже не смог, по принципу: «Не доставайся ты никому».
Очень часто, как ни прискорбно, критикан – это тот черный человек, который пришел, чтобы заказать нам реквием, даже если он сначала не осознает этого, иначе не объяснить тот напор, с которым все происходит в нашем странном общении…
И здесь уже наше право, все прекрасно понимая, не впустить его в нашу жизнь.
Детей стали учить тому, что вовсе не все взрослые дяди и тети хотят нам добра, и потому не стоит быть такими доверчивыми и идти к ним навстречу с распахнутой душой, особенно если конфетку показали, или котеночка, в виде пары слов восторга, а потом уж берегись.
Автор в каком-то смысле такой же ребенок, и он тоже должен помнить, что далеко не все так называемые критики хотят нам добра, а большинство как раз наоборот, в безумной борьбе с графоманией, за литературу, еще из каких-то своих соображений хотят именно обратного, и это надо признать. Критик должен быть свой, не сват, брат, лучший друг, а именно живущий на одной волне, понимающий, что он хочет на самом деле…
А так как таких очень мало, и на всех явно не хватит, на многих не хватит, то великая радость, когда на сайте или в каком-то другом месте удается встретить именно такого собеседника, помощника, со-автора, но никак не критикана-правдоруба, раздираемого яростью и злобой, ревностью и завистью…
Остается только искать, ждать и надеяться, особенно людям, не получившим представления о творчестве, не получившим образования гуманитарного, куда им без критика... Но найти бы, дождаться, встретиться... Но здесь, как и в любви, вовсе далеко не всегда и не сразу такое случается..
И все-таки ждать и надеяться и не размениваться по мелочам.
Послесловие
Статьи подобного рода выявляют новые какие-то случаи критиканства, о которых пока еще не имела представления, по той простой причине, что меньше бываю на сайте и реже общаюсь с авторами, чем в добрые старые времена, хотя и тогда они были не слишком добрыми, если честно.
Что же тут нового -старого обнаружилось
- Господин Х. признался, что он не будет со мной чмокаться, зато будет резать свою правду, не заботясь о моих комментариях по этому поводу... Вероятно, ему больше делать нечего, только свою правду направо и налево разбрасывать, ну черт в помощь, что тут еще сказать.
- По примеру барышни Раисы сажусь писать отзывы всем авторам, чьи тексты мне по какой-либо причине не понравились, сообщу, почему я их не хочу читать, свою страницу закрою, чтобы оттуда чего не прилетело, а больше мне делать нечего по жизни, только таким вот полезным делом заниматься.
-Прошу прощения у нашего Чистильщика, потому что имела в виду того супермена Дональда Л. из одноименного фильма, а про нашего забыла, если честно, но он о себе напомнил, а как же по-другому, и вождь всех народов, помнится, себя узнал в одном из творений Зощенко...
- Жду самых крутых наших критиканов с их бессметными высказываниями в адрес рейтинга, уровня моей гениальности и прочих фишек, без которых общаться с нами они никак не могут. Зачем мне это нужно? А после смерти моего дедушки в 2008 году, царство ему небесное, страшно не хватает такого словоблудства, скучаю без брюзжания и поучений.
Свидетельство о публикации №214101700584
О, да!
Я за конструктивную критику (когда могут подсказать, например, про частые повторы, а глаз "замылился" и не видит).
А так, кусочек из моей сказки о поносе (он ведь разный бывает и из разных мест):
...Ещё бывает, что летит иной понос.
Исходит он пониже местом,
Чем произрастает нос.
И разлетается чудесно,
Обрызгав слоем тонким
Всех, кто рядом есть вокруг.
Укройтесь плотною клеёнкой
И от друзей таких, и от подруг...
Если интересно, полная версия стихоплета http://proza.ru/2024/04/17/75
С уважением, Ольга.
Рамзина-Туманова Ольга Сергеевна 19.05.2024 18:29 Заявить о нарушении
Любовь
Любовь Сушко 19.05.2024 19:40 Заявить о нарушении
как Вам будет удобно)
Я не прозаик. Стихоплёт на 1 минуту прочтения или меньше.
С уважением, Ольга.
Рамзина-Туманова Ольга Сергеевна 19.05.2024 21:02 Заявить о нарушении