Мой черный человек? Критик на Прозе ру...

КРИТИКИ НА  ПРОЗЕ РУ.  МОЙ ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК?

Нужны ли критики на Проза. ру?» (Лора Маркова)

http://proza.ru/2010/02/10/1474

Тема критики, анализа, оценки будет  возникать  до той самой поры, пока останется хоть один автор, и на сайте Проза ру в том числе.

Вопрос ведь в другом, какой должна быть эта критика, и каким должен быть сам критик.

Но для начала, я бы разделила всех авторов здесь, как и на любом другом сайте на народных сказителей ( условно говоря) и тех кто стремится в академические, подчеркиваю, стремиться. Это разделение есть в театрах – народный и академический, и на моих глазах один из народных театров в городе стал академическим. Можно воспользоваться подобной терминологией и здесь.

У нас  есть часть, может быть большая часть авторов-сказителей, которым важно что-то рассказать, что-то нам всем поведать. Это самый древний род литературы,  берущий начало еще в былинах и древних сказках, сегодня они нам рассказывают о себе, о своей судьбе, о своих близких, и ничего им не надо, кроме того, как все это рассказать, оставить след, быть услышанными( прочитанными). В этот случае критик отдыхает, он совершенно ненужный элемент в  контексте подобного рода творчества.

Зачем им критика и рассуждения, и обсуждения – полевые цветы прекрасно растут без всякого постороннего  вмешательства, и мы их любим, и мы им любуемся,  и нет никаких проблем.

Сайт –самое прекрасное место на свете, где эти полевые цветы растут и цветут, и возможно сохранятся, по крайней мере, ими можно любоваться, сколько твоей душе угодно. И  на представления народного театра ходит определенная часть публики.

 Хотя глупо было бы подходить к оценке его деятельности с мерками профессионалов и пытаться что-то там такое  выявить, а то и навязать свое видение, в рамках высоких стандартов искусства.

Но вот если  этого оказывается недостаточно для автора, если он не хочет писать музыку, не изучив нотную грамотность, тогда совсем другой вопрос, ему требуется и теория, и разбор полетов, и совсем другие оценки и критерии.

Тут появляется нужда в критике, и сразу возникает вопрос, каким он должен быть.

И опять же филологи говорят, что нет такой профессии: писатель, а есть такая профессия – критик. И ему не обязательно что-то стоящее написать, вообще не обязательно писать, он должен просто  уметь анализировать и разбирать чужое.

Тут же возникает фамилия Белинского, ну Писарева и Добролюбова, и на этом все обрывается. А если больше никого мы не можем припомнить, так верен ли такой подход?

Я лично убеждена в том, что  критик сам должен написать добротный роман или  дюжину приличных стихотворений, прежде чем пытаться раздавать советы, это ведь тоже самое, что инструктор по плаванью, который не умеет плавать.

И только показав собственную состоятельность,  пытаться влиять на процесс.

Можно ли нас чему-то научить,  развить талант? Вероятно, нет, как нельзя быть чуть-чуть беременной,  это уж либо есть, либо нет, но при всем при этом человек, работающий серьезно, и  погруженный годами в свои рукописи, который вероятно, все или почти все знает про себя, все-таки должен иметь возможность поговорить о том, что есть, чего нет, что может быть и чего быть не может.

И поговорить не с каждым, кто на лбу себе написал: «Я критик», и считает, что его святая обязанность, чуть-чуть похвалить, а в остальном камня на камне от текста не оставить, а именно человеком, который в теме, и у которого нет второго посыла точно.

Сколько раз и мне, и вам тут истерически вопили некоторые критиканы:

- А если ты выставила свой текст, хочешь, чтобы тебя только хвалили, восхищались тобой, а я вот скажу все, что думаю по этому поводу. Не важно, кто я такой, какой мой опыт и образование, скажу и слушай, и реагируй, и исправляй по моему велению и хотению. Почему? Потому что я так хочу.

Наверное,  это очень странно прозвучит, но мне практически все равно, хвалит ли меня Петя Иванов или не хвалит, именно потому что я все или почти все про себя знаю, и от еще одной ложки сахара может и слипнуться кое-что, да и диабет начаться тоже, а оно мне надо.

А вот заинтересованный разговор, спокойный, в рамках приличия, с человеком, который доказал свою состоятельность, ну очень интересен, и без всякого сахара могу пить крепкий кофе. Но опять же не с чужими людьми, которые могут быть по природе своей хамами и скандалистами. И такой критик  при этом оказывает мне невероятную честь, как ему кажется, потому, что заглянул на страницу и считает себя критиком.

Конечно, у любого есть право высказаться, но ведь и у меня, и у вас есть право не слышать и не слушать его, почему нам-то в этом праве отказано?

А вот тут самое интересное и начинается - скандалы, месть, ярость, вражда, тогда и появляется мнение о том, что критика не нужна.

Но представьте себе ситуацию, когда вы что-то делаете, а дюжина человек со всех сторон пытается вам сказать, указать, показать, как это нужно делать, и не дай бог с кем-то из них не согласиться.

А ведь на сайте ситуация часто именно такова. Так самое интересное, что большинство из них еще менее сведущи в процессе, чем мы сами, им просто надо сказать, как раз по той причине, чтобы самоутвердиться за наш счет, а может быть полный творческий кризис, и возникает самый простой вопрос: почему он может писать, а я не могу, это не справедливо, и лучше все сделать для того, чтобы он тоже не смог, по принципу: «Не доставайся ты никому».

Очень часто, как ни прискорбно, критикан – это тот  черный человек, который пришел, чтобы заказать нам реквием, даже если он сначала не осознает этого, иначе не объяснить тот напор, с которым все происходит в нашем странном общении…

И здесь уже наше право, все прекрасно понимая, не впустить его в нашу жизнь.
Детей стали учить  тому, что вовсе не все взрослые дяди и тети хотят нам добра, и потому не стоит быть такими доверчивыми и идти к ним навстречу с распахнутой душой, особенно если конфетку показали, или котеночка, в виде пары слов восторга, а потом уж берегись.

Автор в каком-то смысле такой же ребенок, и он тоже должен помнить, что далеко не все так называемые критики хотят нам добра, а большинство как раз наоборот, в безумной борьбе с графоманией, за литературу, еще из каких-то своих соображений хотят именно обратного, и это надо признать. Критик должен быть свой, не сват, брат, лучший друг,  а именно живущий на одной волне, понимающий, что он хочет на самом деле…

А так как таких очень мало, и на всех явно не хватит, на многих не хватит, то великая радость, когда  на сайте или в каком-то другом месте удается  встретить именно такого  собеседника, помощника, со-автора, но никак не критикана-правдоруба, раздираемого яростью и злобой, ревностью и завистью…

Остается только искать, ждать и надеяться, особенно людям, не получившим представления о творчестве, не получившим образования гуманитарного, куда им без критика... Но найти бы, дождаться, встретиться... Но здесь, как и в любви, вовсе далеко не всегда и не сразу такое случается..
И все-таки ждать и надеяться и не размениваться по мелочам.

Послесловие

 Статьи подобного рода выявляют новые какие-то  случаи критиканства, о которых пока еще не имела представления, по той простой причине, что меньше бываю на сайте и реже общаюсь с авторами, чем в добрые старые времена, хотя и тогда они были не слишком добрыми, если честно.
Что же тут нового -старого обнаружилось

- Господин Х. признался, что он не будет со мной чмокаться, зато будет резать свою правду, не заботясь о моих комментариях по этому поводу... Вероятно, ему больше делать нечего, только свою правду направо и налево разбрасывать, ну черт в помощь, что тут еще сказать.

- По примеру барышни Раисы  сажусь писать отзывы всем авторам, чьи тексты мне по какой-либо причине не понравились, сообщу, почему я их не хочу читать, свою страницу закрою, чтобы оттуда чего не прилетело, а больше мне делать нечего по жизни, только таким вот полезным делом заниматься.

-Прошу прощения у нашего Чистильщика, потому что имела в виду того супермена Дональда Л. из одноименного фильма, а про нашего забыла, если честно, но он о себе напомнил, а как же по-другому, и вождь всех народов, помнится, себя узнал в одном из творений Зощенко...

- Жду самых крутых наших критиканов с их бессметными высказываниями в адрес рейтинга, уровня моей гениальности и прочих фишек, без которых общаться с нами они никак не могут. Зачем мне это нужно?  А после смерти моего дедушки в 2008 году, царство ему небесное,  страшно не хватает такого словоблудства, скучаю без брюзжания и поучений.


Рецензии
Доброе утро, Люба!...

Кто-то умный сказал - "Стать состоявшимся писателем - можно лишь потеряв всех друзей". Ваш покорный слуга долго размышлял над этими словами и, хотя никогда не имел писательских амбиций, был вынужден признать - после сообщения о двух собственных страниц в Интернете - их число сократилось... Что уж говорить о незнакомых людях, к тому же обуреваемых вышеупомянутыми амбициями (один из них на авторской странице объявляет себя "народным поэтом" и "королём прозы", а призыв к чтению своих текстов заканчивает словом "Наслаждайтесь!...". Вот что является главной отличительной чертой графомана - непоколебимая уверенность в том, что ничего, кроме наслаждения, чтение его опусов вызвать не может...).
Умнейший Симон Кармиггелт как-то сказал - "Самое замечательное в писательском мастерстве то - что ему нельзя научиться!...".
Иными словами, никто не знает - как надо!... Ведь критик - это неудавшийся автор!... Вы справедливо заметили - большинство из них сами ничего путного не создали.
Да и вообще, их поведение напоминает ситуацию - когда на улице к Вам подходит человек и заявляет, что ему не нравится Ваша причёска, например, или шарф, или куртка...* И какой напрашивается ответ?...

Храни Вас Бог!

Сергей
_____________
* - см. "Критикам".

Сениф   20.08.2015 09:40     Заявить о нарушении
Добрый день, Сергей!!!
Думаю не только писателем, но и творческим человеком в любой сфере, потому что соперничество, зависть почти всегда присутствуют. Не дай бог что-то хорошо написать, добиться успеха.. Да и потом сам процесс требует одиночества, интима какого-то...Даже художники остаются наедине с полотном в любом случае.
А научиться на самом деле нельзя, потому что это не просто порядок слов, это эмоции, переживания, открытия, это возможность оживить текст, как это происходит, никто не знает. Это либо случается, либо нет.
Рада Вас слышать...
Люба

Любовь Сушко   20.08.2015 09:48   Заявить о нарушении
не прошла рецензия, ибо всё уже написано ранее

Любовь, критику никто не любит.
Каждый автор знает о своей избранности, поэтому и публикует свои опусы.
Горе читателю, если опусы графоманские.
С уважением

Сергею, тем, кому что-то у Вас не нравится, — сразу в лоб, и вся недолга.

Вячеслав Вячеславов   23.08.2016 12:50   Заявить о нарушении
Вячеслав, ее и не должны любить, но хотя бы прислушаться и попытаться понять, конечно, если это критика, а не издевательства троллей, надо.
Моя родственница, подверженная страшной зависти и правдорубству, сделала для меня в пылу своей критики значительно больше, чем те, кто восторгаются и восхищаются, когда злость проходит, думаешь, а ведь очки как у бабушки, и в оптику, платье бабушке подарить надо, правда - и в магазин. А так не замечаешь сам, вроде нормально, те, кому продать надо, расхвалят так, что не хочешь, а возьмешь, и так и в творчестве. Вот когда особенно усердно хвалят, это уже должно насторожить - с чего бы это?
Люба

Любовь Сушко   24.08.2016 06:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.