Тайны и мифы святых писаний. Глава 6 раздел 7
Патриарх Иаков
в Ханаане
Проследуем за нашими героями далее, не забывая посматривать на схему движения Иакова при его бегстве из Месопотамии.
После мирного расставания с Лаваном Иакову на пути его следования предстоит встреча с братом Исавом.
Быт. 32.3-5 "… И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом… И возвратились вестники и сказали он идёт на встречу тебе и с ним 400 человек…".
Отношения между ними до этого были очень даже натянутыми. Исав в своё время, будучи сильно взалкавшим, за миску чечевичной каши продал брату своё "первородство", что на востоке имеет огромное значение. Ну, хотя бы потому, что старшему сыну от отца достаётся двойная порция наследства. Затем, Иаков обманом, не без активной помощи матери Ревекки, получил у отца не своё благословение. Исав даже грозился убить брата, что в принципе и стало главной причиной бегства Иакова в Харран.
Но прошедшие 20 лет, заглушили обиду добряка Исава. В итоге встреча получилась довольно тёплой. Иаков, боясь справедливого возмездия, приготовил богатые дары, но Исав сказал: "… у меня много, брат мой: пусть будет твоё у тебя...". Прошу запомнить, что их встреча произошла на подходе к области Едом, которая, как можно понять, уже давно была местом обитания Исава. Там потом жили и его потомки "едомляне", из них в частности, род царей Иродов.
Далее Исав приглашает брата в гости и тот как будто бы соглашается:
Быт. 33.8-15 "… И сказал Исав… поднимемся и пойдём и я пойду пред тобою. Иаков сказал… господин мой знает, что дети нежны, а… скот у меня дойный: если погнать его 1 день, то помрёт весь скот… я пойду медленно, как пойдёт скот… и как пойдут дети…".
Вот здесь Иаков сам указал причины, по которым они физически не мог пройти 600 км от Харрана до Ханаана за 10 дней. Делать ежедневные переходы в 60 км для такого "скотского обоза" просто нереально. Где здесь, мягко говоря, преувеличение я не знаю. Можно конечно всему верить, но это когда в детстве и когда читаешь народные сказки (не обязательно еврейские).
Для справки. При расчёте времени движения торговых караванов дневные переходы брались в среднем по 30 км и это, заметьте сидя на горбатом корабле пустыни.
Но Иаков обманул брата, прошёл место обитания Исава мимо и с остановкой в Сокхофе добрался до Сихема. Сыну местного князя очень понравилась дочь Иакова Дина. Он её для начала, как видимо у них было принято, обесчестил, а потом сказал, что не против и жениться. Но братья Симеон и Левий взялись за мечи и вырезали данный населённый пункт под корень, так что Иакову пришлось от греха подальше уносить ноги.
Числовые данные, которые вам сейчас будут предложены, по конкретнее можно посмотреть схеме, предшествующей тексту следующего раздела.
А теперь посчитаем, сколько лет могло быть братьям-мстителям, если бы это случилось в год его ухода от Лавана. Самому Иакову было бы: 77 + 20 = 97 лет. Симеону, т.к. он родился на 86 году жизни Иакова, было бы: 97 – 86 = 11 лет. Левий на год младше брата, следовательно, ему только 10 лет. Ну, как вам юные мстители?
Но это ещё ладно. Надеюсь, вы не забыли, что Лия родила Дину в конце или сразу после второй семилетки, когда Иаков взялся разводить пёстрый скот. Да ей было бы от силы около 6 ; 7 лет. Конечно же, все должны быть старше, но каким образом? Напоминаю, обманув гостеприимного Исава, и обогнув Мёртвое море, Иаков останавливался в Сокхофе.
Быт. 33.17 "… Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши…".
Нет указаний о времени их пребывания в этом месте, но повзрослеть наши юные герои могли или там, или уже живя непосредственно в Сихеме.
Быт. 34.1-30 "… Дина… вышла посмотреть на дочерей земли той. И увидел её сын кня-зя… и взял её, и спал с нею, и сделал ей насилие... он полюбил девицу…и сказал…отцу своему… возьми мне эту девицу в жену... Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом… На третий день… два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол… и взяли Дину… и вышли. Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили сестру их… И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли… У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня… Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!...".
Итак, Дина на момент бесчестия уже была "девицей", а старшие её братья стали "мужами". В те времена отрочество длилось до вступления юноши в брак или до 20 лет по возрасту. Потом он уже считался мужчиной. Не зря же при исчислении народа учитывались "от 20 лет и старше", т.е. мужи-воины. Можем предположить, что нашим героям на тот момент было никак не меньше, чем: Симеону 21 год; Левию около 20; а девице Дине полных 16 лет. Смело прибавим всем, как говаривал майор Жиглов: " По десятке на душу населения". Следовательно, Иаков уже 10 лет осваивает просторы Ханаана.
После вынужденного бегства из Сихема, всё семейство на некоторое время обосновывается в Вефиле, и затем их путь лежит через Вифлеем в Хеврон. На этом переходе Рахиль рожает своего 2-го сына Вениамина и умирает при родах. Вообще путь Иакова изначально предполагал прибытие к отцу в Хеврон. Там в пещере Махпеле на поле, купленном Авраамом, уже покоились Сарра и сам Патриарх. Со временем это станет родовым местом захоронения. Но Иаков, по каким-то причинам не стал хоронить любимую жену там, хотя от Вифлеема до Хеврона чуть больше 20 км. В еврейском фольклоре есть предание, что Иосиф из-за этого крупно разругался с отцом. Тем не менее, похоронили Рахиль прямо здесь у дороги, памятник, правда, поставили.
Во время этого перехода вышел ещё один неприятный случай. Рувим, старший сын Иакова "склонил к сожительству" Валлу, служанку покойной Рахили. За эту проделку отец лишит его привилегий, полагающихся первородному сыну. Да, с моралью в нашем святом семействе, как видим, были небольшие проблемы: у отца, – подпольный гарем; старший же сын украшает родительские седины ветвистыми костяными наростами. Вот как об этих событиях повествует Библия:
Быт. 35.1-3,5, 16,18-20,22,28,29 "… Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там… И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним… встанем и пойдем в Вефиль… И от-правились они. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых…. И отправились из Вефиля. И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны… И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином. И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем. Иаков поставил над гробом ее памятник…. Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал Израиль… И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, в… Хеврон…".
А вот теперь "поговорим за Исава". Информация к размышлению. Читаем и внимательно следим за именами девиц:
Быт. 26.34 "… Исав… взял в жёны… Васемафу, дочь Елона Хеттеянина…".
Быт. 28.9 "… пошёл Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила… сестру Наваиофову".
Быт. 36.2,3 "… Исав взял себе жён из дочерей Ханаанских… и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа…".
Помните в фильме "Белое солнце пустыни" Чёрный Абдулла спрашивал: "Как прикажешь понимать тебя, Саид? " Тот же вопрос напрашивается и у меня, думаю, он появится и у вас.
Момент 1. Давайте разберёмся в отношении имени жены Исава, - Васемафа или всё же Махалафа? Чьим всё-таки чадом была эта самая Васемафа, - некоего Елона или Измаила? Или у Измаила было 2 дочурки на выданье, и обеих Исав осчастливил браком? Но из его родословия такой момент не просматривается. Извините, но создаётся впечатление, что всё это взято из разных источников, т.е. легенд и автором (авторами) совершенно логически не стыковалось и не редактировалось. Зачем же эти, извините литературные ляпы приписывать Моисею и тем более Создателю?
Момент 2. Вот что повествует книга Бытия о причине отселения Исава из родительского дома.
Быт. 36.6-8 "… И взял Исав жён своих и сыновей своих и дочерей своих, и всех людей дома своего, и (все) стада свои, и весь скот свой, и всё имение своё, которое он приобрёл в земле Ханаанской и пошёл в другую землю от лица Иакова, брата своего, ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе… по множеству стад… поселился Исав на горе Сеир. Исав, он же Едом…".
А теперь рассуждаем вот над чем. Иаков бежит от Лавана насыщенный жёнами, детьми и разно-мастным скотом в крапинку. Затем встречается с братом в южных окрестностях Мёртвого моря. Судя по словам: "… у меня много, брат мой ", - Исав ушёл из Хеврона уже давно и успел крепко встать на ноги в Едоме. Далее. Иаков, уходя к Лавану, был по существу нищий, а возвращается "с избытком". Потеснить брата он мог только после прихода в Хеврон со всем своим скотским обозом.
Получается, что Исав должен был уйти от отца после возвращения туда разбогатевшего брата, что в принципе, и написано в приведённом отрывке. А как же тогда их встреча у горы Сеир, произошедшая ранее? Ведь никакого Исава на тот момент там и близко не должно было быть.
Что-то опять перемудрили еврейские летописцы. Хотя напоминаю уже в который раз, что автор-ство книг Бытия и Исход, как утверждают богословы всех калибров, принадлежит Моисею, да ещё под руководством Создателя.
Момент 3. Обратите ещё раз внимание на схему движения Иакова при его бегстве из Месопотамии, составленную по хронологии посещения им отдельных мест. Он как будто китайский комсомолец нарочно ищет себе трудности. Вместо того, что бы двигаться вдоль Галилейской караванной дороги, т.к. этот путь более безопасный, Иаков следует по дикой восточной стороне Иордана. Затем спускается до южных гор Мёртвого моря прямо в руки своему братцу, которого очень даже боится. Почему бы раньше в районе того же Галаада не перейти вброд мелкий в тех местах Иордан и идти в тот же Сихем? Нет, надо было обязательно пройти через земли Амореев, Аммонитян, через Моав и попасть в Едом к брату Исаву? Кстати все вышеперечисленные ребята очень даже любили заниматься разбоем. Далее, обогнув, Мёртвое море и двигаясь на север, порядка 80 км попадаешь точно в Хеврон, ведь там конечная цель пути. Нет, проходим папу мимо, строим дом и селимся на целых 10 лет в Сокхофе. Затем на север в Сихем, где устраиваем за Дину местному населению сначала обрезание, а после поголовную резню. И только потом уже на 180 градусов и к отцу в Хеврон.
Логика в маршруте движения не только не еврейская, но даже и не житейская. Так пишутся сценарии для приключенческих сериалов. Впрочем, на-стоящими евреями наши герои станут позже, а пока это небольшое семитское племя кочевое.
Свидетельство о публикации №214101700689