Дао

Что такое Дао пытаются разгадать и прокомментировать ученые, философы и мистики  на протяжении уже не одного десятка веков. Сегодня  на каждые несколько иероглифов  "Дао дэ цзин" существует как минимум по одной книге комментариев.


Это  не удивительно, так как само Дао есть то, что невыразимо словами.  О нем можно говорить только притчами, которые каждый читает по-своему. В этой непрозрачности, непознаваемости и неуловимости и кроется суть Дао.


Читать трактат легко, понимать трудно. Это пространство неявных смыслов, ускользающих от слов, расплывающихся мыслей, непознаваемых идей, несущие универсальные духовные ценности,


которые являют частью мистической традиции Китая. В своей мистичности она сближается с западной традицией мистиков, столь же темных для непросветленных, как и Дао.


Великая Чистота спросила у Бесконечности: "Вы знаете Путь?" - "Нет, не знаю", — ответила Бесконечность. Потом Великая Чистота задала тот же вопрос Недеянию, и Недеяние сказало: "Я знаю Путь!" - "А есть ли у твоего знания число? — спросила Великая Чистота. - "Да, есть". - "Что же это за число?"


"Моё знание Пути может возвысить и может унизить, может связать и может развести. Вот как можно считать благодаря моему знанию".


Великая Чистота спросила об этих словах у Безначального: "Кто же прав: Бесконечность, которая не знала, или Недеяние, которое знало?" - "Незнание глубоко, знание поверхностно, — ответило Безначальное. — Не знать — это внутреннее, а знать — это внешнее".


Тут Великая Чистота вздохнула и сказала: "Значит, мы знаем благодаря незнанию? А не знаем из-за знания? Кто же знает знание, которое не знает?"


"Путь неслышим, а если мы что-то слышим — значит, это не Путь, — ответило Безначальное. — Путь незрим, а если мы что-то видим — значит, это не Путь. О Пути нельзя ничего сказать, а если о нём что-то говорят — значит это не Путь. Кто постиг Бесформенное, которое даёт формы формам, тот знает, что Пути нельзя дать имя".


И ещё Безначальное сказало: "Отвечать на вопрос о Пути — значит не знать Путь. А спрашивающий о Пути никогда не слышал о нём. О Пути нечего спрашивать, а спросишь о нём — не получишь ответа. Вопрошать о недоступном вопрошанию — значит спрашивать впустую.


Отвечать там, где не может быть ответа, — значит потерять внутреннее. Тот, кто утратил внутреннее и спрашивает впустую, вокруг себя не видит вселенной, а внутри себя не замечает Великое Начало. Поэтому он никогда не поднимется выше гор Куньлунь и не сможет странствовать в Великой Пустоте".


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/dao/


Рецензии