Домик в Коломне. Фантазия

         "Четырехстопный ямб мне надоел:
          Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
          Пора б  его оставить. Я хотел
          Давным-давно приняться за октаву.
          А в самом деле: я бы овладел
          Тройным созвучием. Пущусь на славу!
          Ведь рифмы запросто со мной живут;
          Две придут сами, третью приведут."

                А.С. Пушкин - "Домик в Коломне"


                *   *   *
1.
К октаве в восемь строк приноровясь
Не вдруг - зайдя с того, с другого боку,
Приладилась почти. Но утомясь,
Хотела бросить лишнюю мороку
Двух строчек предпоследних, торопясь
Начать рассказ... Хотя, я знаю, проку
Не много от сюжетов таковых,
Но трудно новизной взбодрить нам стих.

2.
Итак... в убогом домике своем,
В Коломне тихой, скромная вдовица,
Как водится - лишь с дочерью вдвоем,
Жила... И бесприданная девица,
Склонясь над рукоделием-шитьем
(Была она искусной мастерицей),
Трудилась ради хлеба день-деньской,
Забытая неласковой судьбой.

3.
Она была собою хороша,
В насмешку над печальным положеньем.
Впридачу, слишком нежная душа,
Что сердцем принимала впечатленья,
Не стоящие для других гроша,
С практическим умом несовпаденье -
Так жребий выпадает нам порой,
Подкинутый неведомой игрой.

4.
А матушка, ведя их утлый челн
Хозяйственных забот - и без кухарки,
(Что рубль! - тут пятачки наперечет.
Скупятся щеголихи на подарки,
Скорее душу вынут) тщетно ждет
Для дочки чуда... Мертвому припарки...
Издревле так воспитана сама:
Честна, и без житейского ума.

5.
А дочь, иглой работая прилежно,
С утра сидит в светелке у окна.
Батист или муслин рукою нежной
Расправив, тонкий шов ведет она...
Игла скользит, на взгляд, почти небрежно,
И вьется белоснежная волна,
Спадая на колени... Взглядом - здесь,
А мысли далеко... Как их прочесть?

6.
Узнать бы нам, девицу не смутив,
О чем она вздохнула за работой,
Изящную головку наклонив,
Какой глаза туманятся заботой?
Читатель, мой ответ опередив,
Процедит мимо автора, с зевотой:
"Понятно, о возлюбленном своем
Тревожится - судьба ли быть вдвоем?"

7.
Но лучше привилегий не иметь
И автору, избегнуть чтоб конфуза.
Украдкой исхитрилась я прочесть,
Что думает коломенская Муза,
В честь коей я элегию пропеть
Хотела... Романтические узы
Со мной сыграли шутку - мол, девица,
Законы жанра чтя, должна влюбиться.

8.
Открытие свое не утаю:
Едва ль она о суженом грустила.
(Конечно, слышать страстное "Люблю!"
Все женщины, от кукол до могилы,
Мечтают втайне, молодость свою
Оплакивая в возрасте унылом),
Но пламень в деве нашей был иной -
Вы скоро убедитесь вслед за мной.

9.
Она, с всегдашней пылкостью души,
(Недугом я назвать ее не смею,
А вдумчивый читатель сам решит
И склонность аттестует) всех жалея,
На тех, кто беззаконие вершит,
Весьма негодовала... И Психея,
Бывает, подозрением грешит,
В рассеяньи печальном колет пальцы,
И капает слеза ее на пяльцы...

10.
"Ах, много в мире Божьем есть невзгод!
Народ живет в постыдном униженьи.
Царица щедро земли раздает
Придворным фаворитам, без зазренья;
Всё новые дворцы им - что ни год,
Казна - их кошелек для развлеченья!
А в крепости томится Новиков...
Радищев в ссылке - жив ли он, здоров?

11.
В Сибири ведь мороз под пятьдесят! -
Вздыхает, утюгом водя девица,
Задумчиво скользит по ткани взгляд...
"Да, нам свобода слова только снится...
Хоть Таврию к нам присоединят -
С султаном договор есть о границе.
Напрасно лишь Суворова опять
В Италию послали воевать!"

12.
Давно уснула мать в тиши ночной,
А дочь никак забыться сном не может.
Обрывки мыслей крутятся юлой,
И душу бессознательно тревожат...
Что делать с этой бедной головой?
И матушка во многом с нею схожа.
Всего одна подруга у нее,
Да целый день - несносное шитье...

13.
Таков рассказ... И рада бы, как встарь,
Закончить все счастливым эпилогом.
Однако, неизменен лишь букварь -
Навеки он хранит порядок строгим.
А мне неверный свет  бросал фонарь
На зыбкую сюжетную дорогу,
К морали не нашлось и пары строк...
Читатель милый, будь не слишком строг!


Рецензии