Библиотеки Ленинграда
Библиотеки всегда имели для меня особую притягательную силу. Сколько помню себя, в какой бы местности я не оказывался, считал необходимым отыскать библиотеку, записаться в нее и пользоваться книгами. В данном очерке я хочу рассказать о роли ленинградских библиотек, в которых проходила моя учебная и трудовая жизнь. Поскольку в детстве, отрочестве и юности я рос без родителей, то, соответственно, не имел своего дома, где стоял бы мой письменный стол, в ящиках которого размещались канцелярские принадлежности, и рядом висела полка с учебниками. Надо признаться, что в довоенные, военные и послевоенные времена, редкие родители могли предоставить детям такие условия. Если вспомнить период моей учёбы, а это 1944-1960 годы, то среди моих сверстников, даже живущих с родителями, и имеющих свое жильё, я не встречал тех, у кого в доме был бы отдельный столик для занятий. У большинства семей моих ровесников была комната, иногда две, в коммунальной квартире, в которых жили родители, братья и сестры, дедушки и бабушки. Школьники или студенты в таких семьях, устраивали себе уголок на обеденном столе, где учили необходимые предметы. И я очень рад за сегодняшних подростков, для которых, в обязательном порядке, в квартире организовано комфортное рабочее место, а у большинства семей, дети обеспечены собственной отдельной комнатой.
Особенно тяжелым было мое положение в возрасте 14-16 лет, когда я был учащимся ремесленного училища с пятиклассным образованием и проживал в общежитии. Это были 1944 – 1946 годы. Рядом со мной случайно оказался человек, который убедил меня в необходимости продолжать учебу. Самое удивительное, что ему это удалось. Таким образом, я стал учащимся вечерней школы рабочей молодежи, то есть учебу в ремесленном училище я совмещал с вечерними занятиями в этой школе, где я окончил 6-ой и 7-ой классы. В общежитии ремесленного училища условий для занятий не было никаких, не только с точки зрения организации рабочего места, но и сама обстановка среди моих сверстников, не располагала к сидению за столом с учебниками. В теплое время года можно было заниматься в садах и скверах. Но в зимние месяцы и в непогоду деваться было некуда. После долгих раздумий и поисков было найден выход – заниматься в читальных залах библиотек, и это было идеальным решением. Безусловно, описание библиотечного обслуживания в Ленинграде должен был бы сделать библиотечный работник. Он привел бы цифры посещаемости, объемов хранения литературы и других очень важных данных, характеризующих работу этой отрасли культуры. Но мне захотелось показать мое личное восприятие этих хранилищ знания, и их роль в моей жизни и образовании. До четырнадцати лет я рассматривал библиотеки, как место хранения литературы, а также для выдачи книг, уносимых домой, и их приема, после прочтения. Однако, после поступления в вечернюю школу, мне пришлось осваивать читальные залы, в которых можно было разложить и учебники, и тетради для приготовления уроков.
Первый читальный зал, в котором я получил приют в 1944 году, была библиотека Выборгского Дворца Культуры. До сих пор помню приветливость женщин, обслуживающих библиотеку. Чтобы в дальнейшем не повторяться, я могу засвидетельствовать, что приветливость и доброжелательность я видел со стороны всех библиотечных работников, без исключения, в течение всей жизни. Наверное, действовал закон - «на нелегкую и низкооплачиваемую работу плохой человек не пойдет».
Со временем мы сдружились с сотрудниками библиотеки. Мы частенько с удовольствием помогали им раскладывать книги или выполнять другие работы.
В книгохранилище библиотеки имелось окошко, выходящее в большой Концертный зал дворца. Иногда нам позволяли из этого окна смотреть концерты и постановки. С этой библиотекой связан такой эпизод. Зимой 1945-1946 года в Выборгском Дворце Культуры проходил закрытый судебный процесс над немецкими военными преступниками, совершивших свои преступления на территории Ленинградской области в годы оккупации. Вокруг дворца была погашена вся реклама и иллюминация. Везде были расставлены посты. Но библиотекари позволили нам несколько раз посмотреть через окошко на происходящее в зале в этом процессе. Не смотря на то, что только недавно была снята блокада и еще продолжалась война, в библиотеке была хорошо организована наглядная пропаганда книги. Из запомнившегося, это обращение академика Ивана Петровича Павлова к молодежи, под каждым словом которого можно расписаться и сегодня. На виду был вывешен перечень русской и мировой литературы, с заголовком - «Это должен прочесть каждый культурный человек». Там была, наверное, не одна сотня произведений. До борьбы с космополитизмом и низкопоклонством перед западом еще оставалось около четырех лет, поэтому в вывешенном плакате среди рекомендуемой литературы указывалось более половины авторов западноевропейских стран.
У этой библиотеки был один недостаток - она не работала по выходным дням, да и в будние дни закрывалась в восемь часов вечера. По этой причине после перехода в седьмой класс я стал посещать библиотеку имени Маяковского на Фонтанке, вблизи Невского проспекта, напротив Дворца Пионера. Благодаря этой библиотеке я окончил семилетку. Далее была учеба в Энергетическом техникуме на Васильевском острове. Опять общежитие. Здесь на помощь пришли читальные залы библиотеки Кировского Дворца Культуры. Однажды в 1949 году в этот дворец приехал с лекцией по «Международному положению СССР» известный в то время академик – историк Тарле. Запомнилось это событие только тем, что у каждого угла стояли люди в военной форме с голубыми околышами на фуражках, то есть охраняли его, как члена правительства. Я это увидел, когда проходил в библиотеку. Было решено транслировать его лекцию по всем помещениям дворца. Пришлось ее прослушать, сидя в читальном зале библиотеки, но в памяти она не осталась.
На старших курсах, потребовалась уже специальная техническая литература, которой в библиотеке дворца не было. Пришло время стать читателем Публичной Библиотеки на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Здесь можно было получить любую литературу. Удобны были и часы работы. Она открывалась в девять часов утра и работала до девяти вечера. А это значит, что во время экзаменационной сессии можно было заниматься в ней двенадцать часов. Внутри была и столовая, и курилки, и помещения для отдыха.
В пятидесятых годах, когда я был уже студентом института, открылся филиал «Публички» на Фонтанке, между Невским проспектом и цирком. В этой библиотеке я, можно сказать, окончил институт. Затем у меня появился свой дом с письменным столом, но привычка работать в читальных залах осталась на всю жизнь. Я и сейчас убежден, что для основательного изучения какого то вопроса, нужно изучить взгляд на этот вопрос многих авторов, что возможно только в хорошей библиотеке. Поэтому, получив официальное образование, посещение библиотеки не прекратил.
На работе часто возникали проблемы, разобраться в которых помогала литература, хранящаяся в библиотеках. Вновь вернулся в залы на углу Невского и Садовой. Наступил период сдачи экзаменов «кандидатского минимума», и опять занятия в библиотеке по двенадцать часов в день. Перефразируя Горького А.М., могу сказать, «что всем, что я знаю, я обязан библиотекам».
Свидетельство о публикации №214101801267
Владимир Врубель 07.06.2018 20:05 Заявить о нарушении
Артем Кресин 07.06.2018 21:45 Заявить о нарушении