Библиотеки Ленинграда

.                Библиотеки  Ленинграда

      Библиотеки всегда имели  для  меня  особую притягательную силу.   Сколько помню себя, в какой  бы местности я  не оказывался,  считал необходимым   отыскать библиотеку,  записаться в нее и пользоваться  книгами.                В  данном очерке  я хочу рассказать о роли ленинградских библиотек,  в которых проходила моя  учебная и трудовая жизнь.    Поскольку в  детстве, отрочестве  и юности   я  рос  без  родителей, то,  соответственно, не имел своего дома, где стоял бы мой письменный стол, в ящиках которого размещались канцелярские принадлежности, и рядом  висела  полка  с учебниками.   Надо признаться, что в довоенные, военные и послевоенные времена,  редкие  родители могли предоставить детям такие условия.   Если вспомнить период  моей учёбы, а это  1944-1960 годы,  то среди моих сверстников,  даже  живущих с родителями,  и имеющих  свое жильё, я не встречал тех, у кого в доме был бы отдельный столик для занятий.  У большинства  семей моих  ровесников была  комната, иногда две, в коммунальной квартире, в которых жили  родители, братья и сестры, дедушки и бабушки.  Школьники  или студенты в таких семьях,  устраивали себе уголок на  обеденном  столе, где  учили  необходимые предметы.   И я очень рад за сегодняшних подростков,  для которых, в обязательном порядке, в квартире  организовано комфортное рабочее место, а у большинства  семей,  дети обеспечены собственной отдельной комнатой.               
         Особенно тяжелым было мое положение в возрасте 14-16 лет, когда я был  учащимся  ремесленного училища с  пятиклассным образованием и проживал в общежитии.   Это были 1944 – 1946 годы.  Рядом со мной  случайно оказался человек, который  убедил  меня в необходимости  продолжать учебу.  Самое удивительное,  что ему это удалось.   Таким образом, я стал учащимся  вечерней школы    рабочей молодежи, то есть учебу в ремесленном училище я совмещал с вечерними занятиями в этой школе, где я окончил  6-ой и 7-ой классы.    В общежитии ремесленного училища  условий для  занятий не было никаких, не только с точки зрения организации рабочего места, но и сама обстановка среди моих сверстников, не располагала  к сидению за  столом  с учебниками.   В теплое время года  можно было заниматься в садах и скверах.  Но в зимние месяцы и в непогоду  деваться было некуда.   После долгих раздумий и поисков  было найден  выход  – заниматься в читальных залах  библиотек, и это было идеальным решением.                Безусловно, описание библиотечного обслуживания  в Ленинграде  должен был бы сделать библиотечный работник. Он привел бы  цифры посещаемости,  объемов хранения литературы  и других очень важных  данных,  характеризующих работу этой отрасли культуры.   Но мне захотелось  показать  мое личное  восприятие  этих хранилищ  знания, и их роль  в моей жизни и образовании.     До четырнадцати лет я рассматривал библиотеки, как  место хранения литературы, а также для выдачи  книг, уносимых  домой, и их приема, после прочтения.   Однако, после поступления в вечернюю школу, мне пришлось   осваивать  читальные залы, в которых можно было разложить и учебники, и тетради  для приготовления уроков.

        Первый читальный зал, в котором  я получил приют в 1944 году, была библиотека  Выборгского  Дворца  Культуры.   До сих пор помню приветливость   женщин, обслуживающих  библиотеку.  Чтобы в дальнейшем не повторяться,  я могу засвидетельствовать,  что  приветливость и доброжелательность я  видел со стороны  всех библиотечных  работников, без исключения,  в течение всей жизни.  Наверное,  действовал закон -  «на  нелегкую и низкооплачиваемую  работу  плохой человек не пойдет».               
        Со временем мы сдружились с  сотрудниками  библиотеки.  Мы частенько  с удовольствием помогали им раскладывать книги или  выполнять другие работы.               
     В  книгохранилище библиотеки  имелось  окошко,  выходящее в  большой Концертный зал дворца.   Иногда нам позволяли из  этого окна смотреть концерты и постановки.   С этой библиотекой связан такой эпизод.  Зимой  1945-1946 года в Выборгском Дворце Культуры проходил закрытый  судебный процесс  над   немецкими военными преступниками,  совершивших  свои  преступления  на территории  Ленинградской  области в годы оккупации.  Вокруг  дворца  была погашена  вся реклама и иллюминация.  Везде были расставлены посты.  Но  библиотекари  позволили нам несколько раз посмотреть  через  окошко   на происходящее в зале в  этом процессе.                Не смотря на то, что только недавно была снята блокада и еще продолжалась война, в библиотеке  была  хорошо  организована  наглядная пропаганда книги. Из запомнившегося,  это  обращение   академика Ивана Петровича Павлова к молодежи, под каждым словом которого можно расписаться и сегодня.   На виду  был вывешен  перечень   русской и мировой литературы, с заголовком  -  «Это должен прочесть каждый культурный человек».  Там  была,  наверное, не одна сотня произведений.  До борьбы с космополитизмом  и низкопоклонством  перед  западом еще оставалось около четырех  лет,  поэтому  в  вывешенном  плакате  среди  рекомендуемой    литературы указывалось  более половины  авторов  западноевропейских   стран.   

       У этой библиотеки   был один недостаток   -  она не работала по выходным  дням, да  и в будние дни закрывалась в восемь  часов вечера.    По этой причине после перехода в седьмой класс я  стал посещать  библиотеку  имени Маяковского  на Фонтанке,  вблизи  Невского проспекта, напротив  Дворца  Пионера.   Благодаря этой  библиотеке  я окончил  семилетку.                Далее   была учеба в Энергетическом техникуме на Васильевском  острове.  Опять  общежитие.  Здесь  на помощь  пришли читальные залы библиотеки   Кировского Дворца  Культуры.    Однажды в 1949 году в этот дворец приехал  с  лекцией  по   «Международному положению СССР»     известный  в то время  академик – историк Тарле.  Запомнилось это событие только тем,  что  у каждого угла  стояли люди в военной   форме  с голубыми околышами на фуражках, то есть охраняли его,  как члена правительства.   Я это увидел, когда проходил в библиотеку.   Было решено транслировать его лекцию по всем помещениям дворца.   Пришлось ее прослушать, сидя в читальном зале библиотеки,  но в памяти она не осталась.               

      На старших курсах,  потребовалась уже специальная техническая литература, которой в библиотеке дворца не было.  Пришло время стать читателем  Публичной Библиотеки  на углу Невского проспекта и Садовой улицы.   Здесь можно было получить любую литературу.   Удобны были и  часы работы.  Она открывалась в девять часов утра  и работала до девяти вечера.  А это значит, что  во время экзаменационной сессии  можно было заниматься в ней  двенадцать часов.  Внутри  была и столовая, и курилки, и помещения для отдыха.               

        В пятидесятых годах, когда я был уже студентом  института, открылся филиал «Публички» на Фонтанке,  между Невским проспектом и цирком.    В этой библиотеке  я, можно сказать, окончил институт.  Затем у меня появился свой дом с письменным столом, но привычка работать в читальных залах осталась на всю жизнь. Я и сейчас убежден, что для основательного изучения какого то вопроса, нужно  изучить  взгляд на этот вопрос  многих авторов, что возможно  только в хорошей библиотеке.  Поэтому, получив официальное образование, посещение библиотеки не прекратил.
      
        На работе часто  возникали  проблемы, разобраться в которых помогала литература,  хранящаяся в библиотеках.  Вновь  вернулся в залы    на углу Невского и Садовой.    Наступил период   сдачи экзаменов   «кандидатского минимума», и опять  занятия в библиотеке по двенадцать часов в день.   Перефразируя  Горького А.М., могу сказать, «что всем, что я знаю, я обязан библиотекам».      


Рецензии
Прочитал с интересом и уважением к автору. Все эти библиотеки мне знакомы. Жена работала библиотекарем в Публичке. Кроме перечисленных Вами, посещал библиотеку в Академии художеств, Центральную военно-морскую библиотеку и библиотеку ГО СССР. Тоже хочу написать о бибилиотеках, Вы подали идею.

Владимир Врубель   07.06.2018 20:05     Заявить о нарушении
Я думаю, эта Ваша работа будет очень интересна. Работники библиотек заслужили бессчетное количество добрых слов. И у большинства читателей, работающих по своим темам в библиотеках сохранились самые лучшие воспоминания

Артем Кресин   07.06.2018 21:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.