Интересный экзамен

                Интересный экзамен 

Когда я поступал в институт, при разговорах  со старшекурсниками, нас  пугали предстоящим самым  сложным предметом, который  предстоит сдавать – это СОПРОМАТ  (Сопротивление материалов).  Было в ходу  даже выражение – «Сдал сопромат – жениться можешь».  Но когда подошло время изучать и затем сдавать экзамен  по этому предмету,  он оказался для меня относительно простым. А, по настоящему,  сложным предметом для нашего электротехнического факультета  был предмет  «Теория электромагнитного поля» - ТЭМП.  Преподаватель этого предмета добился разрешения у руководства института  выдавать направления на экзамен в неограниченном количестве. И, действительно, экзамен по этому предмету сдавали, как правило, с третьего  и более заходов.               
       Зная о сложности этого предмета, и желая, также  разобраться в нем, я  на подготовку к этому экзамену   затратил  времени много больше, чем на любой другой предмет за все время учебы в институте.  Занимался  в читальном зале Публичной Библиотеки, поскольку нужно было перелопачивать горы различных учебников, чтобы понять суть многих тем. В результате экзамен был успешно сдан с первого захода. Но проходил он необыкновенно, тем и сохранился в памяти.               

       Запомнился образ преподавателя, который полностью  соответствовал  элитарности, преподаваемого им предмета. Очевидно, он был выходцем из прежних аристократических кругов, и воплощал своим видом русского интеллигента 19-го века.  На его стройной, несмотря  на возраст, фигуре был  строгий костюм с бабочкой вместо галстука. Фамилия его, помнится, была Киселев. Разговор с собеседником проходил в самых  доброжелательных тонах.  Подошла моя очередь.  По каждому вопросу в билете преподаватель задавал дополнительные  вопросы, чтобы  отличить зубрежку от понимания.   Если я не мог ответить,  он говорил – идите,  думайте.  Я. возвращался к своему столу,  брал учебники,  конспект и начинал разбираться, поскольку  использование того и другого на экзамене не  возбранялось.  Через некоторое время он подходил и слушал мои разъяснения, Затем задавался следующий вопрос, я также не мог сразу ответить. И снова сидел и разбирался.  Экзамен длился часов пять. Я все время думал,  ну почему он меня не выгоняет?  Однако к концу пятого часа он, наконец,  поставил мне четверку  и отпустил  душу на покаяние. Самое интересное, когда я на следующий день я зашел в учебную часть, мне сообщили, что  преподаватель меня хвалил, за то, что я находил ответы на все его вопросы.               

       Во время  прохождения экзамена, кроме решения собственных проблем, было интересно наблюдать беседы этого преподавателя с другими студентами. Например, он втолковывал путающемуся экзаменуемому  мысль, которая для меня показалась определяющей на всю жизнь.  Он говорил студенту – «Я Вас не понимаю потому, что Вы сами не понимаете, о чем Вы говорите. Гарантирую Вам, что как только Вы  поймете, я Вас пойму тотчас».               
        Провалившему  экзамен он  ставил задачу – «изучите к следующему экзамену  только этот вопрос из билета».  И были случаи, когда этот единственный вопрос был сдан только на второй или третий раз. Студенты, которым предстояло сдавать этот экзамен, понимали трудность этой задачи, и поэтому очень часто  в аудиторию входил растерянный студент и задавал один вопрос – «каким учебником Вы рекомендуете пользоваться».  Они надеялись, что сейчас он назовет какой то  необыкновенный учебник, они его разыщут,  прочтут,  все поймут, и успешно сдадут экзамен. Но преподаватель спрашивал,  а какой у вас есть. И какой бы ему не назвали – Круг, Нейман и Калантаров,  Бессонов,  он отвечал – чудесный учебник. Изучайте его. То есть он давал понять, что чудес не бывает, сдать экзамен можно только через тяжкий труд. 

        Когда я слышу  длинные дискуссии об образовательной системе, где одни доказывают , что она ужасна, другие отстаивают ее правильность,  я вспоминаю этот диалог, смысл которого в  том, что  легкого пути в настоящее знание не существует,  школы и другие учебные заведения  помогают учиться, дают методику обучения и его последовательность.   Учиться должен сам учащийся. 

        Вспоминается одна восточная притча.  Могучий   владыка приказал своим ученым  мужам изложить все имеющиеся знания на бумаге и предоставить   ему  эти труды для  познания мира.  Прошло время, мудрецы выполнили задание, и к  входу во дворец подошел караван верблюдов, загруженный  фолиантами, в которых были собраны все знания того времени.  Владыка взглянул и испугался,   Что вы наделали - закричал он в гневе, да мне жизни не хватит только просмотреть все это. Сведите все в  небольшую книжку, чтобы я ее просмотрел и все познал. Главный мудрец ему ответил – « Увы, великий государь,  к знаниям царского пути нет»
 


Рецензии
Продолжают удивлять пересечения бесконечного времени...

"И что за судьба? Оказывается, пришло распоряжение из союзного министерства, из Москвы, вдвое увеличить число студентов, потому, что вновь отстроенный учебный корпус может теперь это позволить. «А где мне взять преподавателей?», говорит ректор. «Вот я через наш ЦК КПК взял да и аннулировал всё твоё «распределение», да и других «красных» дипломников тоже. Мне такие люди самому нужны. Так, что выбирай кафедру, и я сразу же отдам приказ о твоём зачислении ассистентом в штат института с 1 августа». Растеряешься тут, но уже твёрдо вписываю свою фамилию в строку «Сопротивление материалов». «Молодец», говорит ректор, «верный и трудный выбор делаешь, и даже не спрашиваешь о зарплате. Да, не бойся, не обидим, будет тебе по штатному расписанию, как начинающему ассистенту, 105 рублей в месяц, всего на пятёрку меньше сменного инженера- механика на автобазе". (Мемуары "Такая жизнь").

Анатолий Ефремов   27.07.2017 00:28     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.