Мария Константиновна

                МАРИЯ КОНСТАНТИНОВНА
        Неисповедимы извивы нашей памяти.  Что она подкинет в ту или иную минуту,  не предугадать.  Например,  в данный момент  сработал тот участок мозга, где хранятся эпизоды далекой юности.  С 1947 по 1951 годы я учился в Ленинградском Энергетическом  Техникуме, расположенном на 10 линии Васильевского острова. 
      Как преподаватели, так и учащиеся только недавно прошли сквозь ужасы  войны.  Большинство  учащихся   были переростками, многие пропустили один,  два года из-за блокады, некоторые пережили оккупацию,  и было много фронтовиков.  Время было еще голодное и  бедное.    Учебный процесс в техникуме обеспечивал  весь широкий круг энергетических специальностей.  Были электрики, теплотехники, гидротехники, строители и изыскатели. Возникала даже мысль о переименовании его в Политехнический. 
        Кроме большого количества аудиторий,  была обширная лабораторная база.  Здание отапливалось дровами. В этом же здании  находились студенческое общежитие и общежитие технического персонала.  И фактически управляла всем этим хозяйством одна пожилая (как нам в том возрасте казалось) женщина, заведующая учебной частью Мария Константиновна, маленькая худенькая женщина, напоминающая  своим видом строгих класс-дам, как их изображают  в книгах  и в кино, описывающих жизнь в дореволюционных гимназиях, или в институтах благородных девиц. 
       Директор техникума,  напоминал и по внешности и по барскому поведению породистого аристократа, и до решения вопросов  хозяйственной или воспитательной жизни  вверенного ему  учебного заведения не опускался.  Все проблемы были возложены на Марию Константиновну.  Она составляла расписание, что напрямую входило в ее обязанности, но,  кроме этого, она решала проблемы лишения или восстановления стипендии, она  распределяла общежитие и руководила многими  другими, жизненно важными,  вопросами  нашего бытия, включая  распиловку и колку дров с последующей их доставкой к печам.                Она никогда не повышала голоса.  Но слова, ею произносимые, оказывали на стоящего перед ней учащегося,   магическое действие. Многие наблюдали такую сцену  -   Мария Константиновна тихим голосом делает замечание   или выговаривает совершившему  проступок.  И взрослые мужчины прошедшие фронт или поработавшие на производстве, стоят перед нею, как провинившиеся первоклашки и в смущении мнут свои головные уборы,  чувствуя, что оправдываться бесполезно, а нужно скромно все выслушивать,   подчиняться и извиняться.   Между собой мы ее звали «Марья».               
         Приведу также такой незабываемый и характерный эпизод.  Проходил  очередной праздничный вечер. Был полный зал народа. И попробуйте представить, если  каждый, сидящий в зале,  произнесет даже тихо какой либо звук, в зале будет стоять грохот, что в действительности и происходило. Ведущий в президиуме никак не мог начать  торжественную часть.  Все призывы к тишине были бесполезны. Преподаватели бегали вдоль рядов, призывая к тишине, но безрезультатно. 
        Мария Константиновна сидела в первом ряду. Увидев безнадежное положение, она встала и пошла по среднему проходу. Она шла медленно, никому не делая замечаний.  Между рядами периодически раздавался возглас «Марья!» и тут же все сидящие рядом замолкали.  Она таким спокойным  и  одновременно, каким-то назидательным  шагом шла по проходу и за ней непостижимым образом перемещалась  тишина. Она спокойно дошла до конца зала, в зале была полная тишина.  Она повернула обратно и также спокойно прошла до первого ряда и села на свое место.  В зале было тихо.
       Прошло очень, очень много лет,  но этот  случай остался в памяти.  И здесь был не страх, а   необыкновенное уважение к этой женщине. Можно даже допустить, что это было какое-то и гипнотическое воздействие, которым можно объяснить все недоступное нашему пониманию.  На 1 и 2-ом курсах её смертельно боялись.  На старших курсах  ее боготворили, потому что она не только наказывала, но она и много помогала. Кому то нужно было общежитие, кому то нужен был незапланированный отпуск.
       С 1948 года вышло постановление, о лишении  стипендии при получении на экзамене хотя бы одной  тройки. Для большинства это означало расставание с техникумом. Она разрешала повторные экзамены. Но понять ее строгую доброту, можно было только на старших  курсах.  А на выпускных вечерах она  была в плотном окружении ребят и девчат и выслушивала самые лестные  и благодарственные слова.  И она, слушая благодарственные комплименты, в свой адрес улыбалась в ответ.
       А поскольку мы привыкли видеть у нее только строгое выражение лица, эта улыбка производила  на нас большое и приятное  впечатление.  Она так же была всегда в центре внимания   выпускников на периодических встречах в техникуме. В  последующие годы     мы часто  группой неофициально встречались по разным поводам в ресторанах. И ни одна наша посиделка  не прошла без доброго воспоминания о Марии Константиновне.
    


Рецензии
Сразу напрашивается вопрос о корнях Марии Константиновны, её происхождении. Рассказанное Вами говорит не только об уме этой женщины, честности (без этого качества её бы не уважали так безмерно), но и о цельности её натуры.
Спасибо!
С уважением,

Левва   21.10.2016 01:08     Заявить о нарушении
О корнях Марии Константиновны не имели проедставления, да и опасно было копать в те времена. Сейчас, когда мы уже больше знаем, я могу почувствовать по ее поведению, она либо из дворян, либо из элитарной интеллигенции. Артем

Артем Кресин   26.11.2016 15:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.