Фронтовой привет

                Продолжение
  То, что решение о награждении отца орденом было принято лишь в сорок пятом, не очень удивляет:воинов с "пятым пунктом" награждали неохотно, а то и вовсе не награждали,- такова была сталинская национальная политика. Но почему он был награждён приказом Командующего 3-го Белорусского фронта, - это я объяснить не могу. Для этого надо знать, где воевал отец, как проходили его наградные документы, и вообще систему награждения того периода.
  До освобождения Белоруссии оставалось три месяца, и бывшие жители республики с нетерпением ожидали этого момента. Передо мной ветхие письма подруги сестры, Юли Вороновой, с которой она до войны училась в одной школе и классе.
  Жили они тогда в городке Витебской области, который так и назывался - Городок. Отец мой работал в прокуратуре, а отец Юли был партийным работником.
  В 1939 году отца послали на трёхмесячные курсы (с 25 февраля по 25 мая) в Минск - "по подготовке и переподготовке судебно-прокурорских работников".  На даты обращаю внимание не случайно:видимо, уже тогда союзные власти по указанию Сталина разработали план освобождения Западной Белоруссии, которое и произошло в сентябре 1939 года, и куда должны были быть направлены кадры с Восточной Белоруссии. И отца действительно потом перевели работать в областную прокуратуру города Вилейка, ставшего центром новообразованной Вилейской области.
  Так что когда подружки - Люба и Юля - нашли друг друга (кажется, сделать это удалось Юле), они уже давно не виделись.
  Семья Вороновых оказалась в эвакуации в  Кировской области, в городе (или посёлке?) Санчурск. Глава семьи, естественно, ушёл на фронт, и в одном из её писем от 28 марта 1945 года есть такие строки:"От папы и Сони (видимо, сестра отца или матери) письма получаем часто, они в 5 км. от Тильзита.
  О войне написано много. Но в этом написанном много пафоса и лжи, приукрашенной действительности, потому что тогда "так было принято". Хотя в жизни действительно был героизм, будничный героизм, искренний, неподдельный, и именно на нём стояла и будет стоять "земля русская" с её многонациональным народом. И именно такие штрихи я привожу из писем Юли.
  17.03.43. Привет из Санчурска! Дорогой друг, Любушка, здравствуй! Прости меня, что я так давно не писала. Я виновата и даже не оправдываюсь, чего оправдываться, сама понимаешь. Прихожу я из школы в три или пол-четвертого. Пока дров принесу, воды(колодец очень далеко) и приберусь немного, глядишь - темно. Женьку (брат Юли) принесёшь из ясель  и нужно следить за ним. А то он такой шалун,- так и выглядывает, где бы можно было чего натворить. Чуть ли не каждый день летает со стульев(стулья у нас все калеки, верёвками подвязаны- и то не помогает). Да я и тоже с  таких стульев падаю. Вот и весь день.
  Женька ляжет спать, стараешься быстрее сделать уроки, так как керосина и на коптилку даже за хорошие деньги достать нельзя. Вот пишу и поглядываю на сколько ещё хватит. Ведь это уже последний. Часто идёшь в школу с невыученными уроками. Я уже два раза попалась, но вывернулась. Сидеть при таком "лепестричестве" я не могу. Почему, ты и сама знаешь. Очки стали частью моих глаз, без них я два шага сделать не могу.
  Ой, скорее бы домой! как надоело быть эвакуированными, этими "Сарами" и "Абрамами". Здесь встречаешь на каждом шагу то, что у нас уже с корнем выкорчевано, и что мы знали только по книгам.
  ... Наша дружба нерушимая. И в знак этой дружбы я посылаю тебе портрет моей любимой героини - Зои Космодемьянской. Береги его. Пусть образ её будет тебе всегда и везде маяком. Мне она помогла. Когда я села сдавать, у меня никак ничего не выходило. Я целых полтора часа марала бумагу. Потом случайно поглядела на Зою и у меня сразу все нервы успокоились. Я подумала:"Она на казнь шла и так не волновалась, как я на испытаниях".
  Взяла себя в руки, подумала и решила. Правда, один пример что-то не вышел, но я сдала на "хорошо". У нас никто не сдал на "отлично"... Работа была  очень трудная.
  С Ритой получилась интересная история. Я ей решила помочь. Говорю Рите:"Посмотри на Зою и решишь", и дала ей одну открытку. Но учительница отобрала, и вот в результате она не сдала. Когда я Анне Петровне(учительнице) рассказала эту историю, она ответила:"Если бы я знала о волшебных свойствах портрета Зои Космодемьянской, я никогда бы не отобрала его".
  Ну ладно, заболталась я с тобой. А свет ведь у меня горит. Но все же немного напишу о доме. На этой квартире мы ожили. ОДНИ. Да и пока тепло. Но вот кончаются дрова, что делать будем. В райтопе не выдают, несмотря на то, что мама заготовляла. Все дрова расходятся по начальству. Вся надежда на папу. Он должен приехать к Новому году. Может, обеспечит на некоторое время. Счастье, что и зима нынче не суровая. Были пару дней сильные морозы, но теперь опять потеплело. Очень страшные здесь бураны. На этой неделе была такая пурга, что до школы мы шли цепочкой, держась за руки и дома.

  23.12.43. Любик! Твоё письмо на школу получила. Большое спасибо тебе за него. Сейчас много не пишу, так как должны вызывать. У нас анатомия. Будешь писать Рите, поздравь её со вступлением в ряды ВЛКСМ, мы вчера её приняли на общем собрании.

  10.03.44 Я очень часто болею. Вот опять у меня освобождение от занятий с 7 по 13. У меня обострение ревматизма. И роэ поднялось...
  Да, у меня на-днях проводы. Провожаю двух подружек 15 марта в Харьков. Когда уже и нас будут провожать?
 
  28.03.44 ...Уроков задают много, еле успеваешь сделать. Правда, в субботу я немного погуляла. Рита вытянула меня на улицу. С 5 до 9 бродили по улицам, меся грязь, потом решили сходить в Дом культуры на концерт. Это удовольствие обошлось в 10 рублей, но так как я давно не выходила, то позволила себе эту роскошь.
  Выступали местные силы. Такая бурда, и если бы деньги пошли не для детдома, то я бы пожалела свою десятку.
  После концерта были танцы. Люди в валенках, в пальто и платках кружатся в тур-вальсе. Мы с Ритой прошлись один раз, и я больше не захотела. Вполне "насытилась", мозоли всю ночь давали себя чувствовать. Я Рите заявила, что меня сейчас, за исключением на новую хорошую кинокартину, палкой из дома не выгонишь. Лучше почитаю, больше пользы будет.

  1.04.44 Очень хочется домой, думаем к осени уехать. Да и нельзя иначе думать, видя героические победы Красной Армии.
  Любуша, я хочу начать переписку с английскими или американскими ребятами. Это легко будет устроить через "Пионерскую правду". Но главная трудность в том, что я не знаю английского языка. Но всё же попытаю счастья, напишу в "Пионерку". Пусть они посоветуют, как быть. Как ты смотришь на мою затею?

  30.06.44 Дорогая Любочка! Поздравляю тебя с днём твоего 16-летия! Желаю, чтобы все твои желания исполнились и все мечты осуществились. А так как я знаю, что у тебя самое большое желание - поскорее вступить на родную землю, белорусскую, то могу заверить тебя, что час возвращения не за горами. Красная Армия вместе с нашими партизанами одерживает победу за победой. Сегодня наверное будет приказ тов. Сталина о взятии нашего родного города Бобруйска. Вот это подарок!

  28.03.45 Сегодня сижу дома, нос распух... Только не могу понять, с какой стороны пришёл циклон, вероятнее всего из холодной школы. Завтра снова в лес за дровами, но сейчас уже денька на три. Тяжело, но тащим. Война идёт, и война жестокая. В колхозах лошадей брать нельзя, подготовка к весеннему севу.
  Дружок, как кончила третью четверть? Я заранее поздравляю, "кругленькая", да? У меня уже четыре четвёрки:по физике, тригонометрии, химии и военному. В этой четверти ещё поднажмём. Апчхи! Апчхи! Апчхи! Ох, нелёгкая! Вот уже 19 раз чихнула, пока тебе пишу.
  Живём по-старому. Не знаю, но мне вот всё чего-то не хватает, чего-то хочется, но сама не знаю, чего.
  На-днях прочла "Клятву" Гладкова и "Двух капитанов" Каверина(в первых номерах журнала "Октябрь" за 1944 год). Замечательные вещи. Особенно - "Два капитана". Знаешь, сейчас много говорят о дружбе, любви и товариществе. Если кто хочет знать, какими должны быть товарищи, друзья, любимые, я советую прочесть "Клятву" и "Два капитана". Это лучше десяти лекций.
  В "Клятве" есть такое выражение:"... а ведь самая задушевная дружба - это буйная дружба юности". У нас юность только начинается... Кем будем мы? ... Я только знаю, как говорит Чернышевский:"Будущее светло и прекрасно, любите его, стремитесь к нему, работайте для него..." И мы учимся для него...
  Апчхи! Это чиханье даже не даёт сосредоточиться. На-днях в школе был митинг. прорабатывали письмо тов. Сталину от трудящихся Кировской области. Решили собирать деньги в фонд детям фронтовиков. 728 вчера уже вручила райкому комсомола, сбор продолжается.
  Работа комсомольская двигается. В лесных походах первые - комсомольцы. Топливо ведь сейчас самая основная задача для нормальной работы школы.

  МАЙ 1945. ДЕНЬ ПОБЕДЫ!
  Дорогой друг! От всего сердца поздравляю тебя с великим днём завершения Отечественной войны. Германия потерпела полный разгром! Ура! Теперь близка наша встреча, наше возвращение домой. Я пишу и просто не знаю,что:в голове стоит одно слово - ПОБЕДА. Хочется повторять его тысячу раз подряд, хочется петь, веселиться, танцевать, целовать всех и каждого.
  Дружок, как жалко, что нет тебя рядом. Мы сейчас пошли бы на площадь, на улицу, в сад. Я плачу, это не хорошо в такой день, но ведь это слёзы радости.
  До скорой встречи на родине! С комсомольским приветом - Юнесса.

  Писем наверняка было больше, но не все, вероятно, удалось сохранить.  Не сохранилась и фотография Зои Космодемьянской, а было бы интересно взглянуть, какой её представляли тогда, в военные годы.
  Зато сохранилась ветхая тоненькая книжечка карманного формата под заглавием "АДПОМСЦИМ"( Отомстим). Её автор -народный поэт Беларуси  Якуб Колас. Издана она была в 1942  году газетой "Советская Беларусь".
  Уже по заглавию можно судить о её содержании:это стихи Коласа, изобличающие фашизм, и призывающие белорусов к борьбе с ними и отмщению. Юля отправила её в подарок Любе 7.02.44 года с пожеланием:"Пусть эта книжечка напомнит тебе нашу родную Белоруссию". А в конце последней, 31- страницы она написала:"Любик, вот ты уже и прочла. Правда, жалко, что кончилась? Что тебе больше всего понравилось? Мне первая статья. Так перед глазами и стоит она, родная белорусская земля. За скорейший разгром немецких оккупантов и освобождение дорогой Белоруссии!".
  Действительно, в художественном отношении стихи Коласа слабы, да и вряд ли от него это требовалось. Они прямолинейны и пафосные, но в них призыв к борьбе, а тогда это было главным. "Да зброи, беларуски народ!"(К оружию, белорусский народ!) - так называлась вступительная статья Коласа. И начинается она фразаой которая не могла не пронзить:"Беларусь, родная Савецкая зямля!".
  Но и окончание одного стихотворения с лирическим названием "Вясною" заставила настолько биться сердце Юни, что она тут же на полях книжицы попыталась написать по-белорусски - "какие родныя думы выражаюць гэты словы", что, конечно, с ошибками, ибо следовало сказать:"Якия родныя думки выкликаюць гэтыя словы".
  А, может, это написала не она, а моя сестра? Вглядываюсь более пристально и прихожу к выводу:скорее всего, она. Вот и  её характерное "д", которое она всегда писала с завитушкой вверх. А главное, строки, которые она подчеркнула были созвучны её тогдашнему настроению6"Ды ведай жа,  край родны мой:няхай буду бедны, разуты, абы мне быць тольки с табой".
                Окончание следует
 


Рецензии