Люди и боги современного кино

Важнейшим среди всех искусств для вас является кино.



 

Иногда я хожу в кино и смотрю самые низкопробные голливудские боевики. Потом никем не замеченный выхожу из зала, и вновь как всегда притворяюсь утонченным эстетом, завзятым театралом и ценителем постмодерна. Сейчас я поступлю так же. И буду укорять вас вашими простыми пристрастиями.

 

Словно я с другой планеты.



 

МЕТАМОРФОЗЫ ЗЛА

 

Как пойдешь в кино, хоть не живи. Ладно если выберешь ранний сеанс и будешь избавлен от необходимости возвращаться ночью. После увиденного на экране город покажется вам зловещим чудовищем. Прохожие на глазах начнут превращаться в угрожающих рычащих монстров, исполненных зла…

 

Что совсем не удивительно. Во-первых, именно за этим вы и шли в кино. Так что получите и распишитесь. Ваш заказ исполнен и доставлен вам точно в мозг. И совсем не мое дело выяснять, чего ради у вас столь странные планы. И не говорите мне будто не знали что вам покажут. Прекрасно вы все знали.

 

Но дело не только в вас. В конце концов, каждый имеет право на свой невроз, но… Раньше уважающий себя режиссер считал своим долгом завалить зал трупами и залить реками крови, но в конце концов привести взволнованную публику к счастливому концу. Как удивительно все изменилось.

 

Когда-то вас ожидал душегуб и внимательный сыщик. Или милые рефлексирующие шпионы. Сегодня нас подстерегают видения апокалипсиса. Мир трещит раскалываясь на части или тонет в морской пучине. Остатки человечества сражаются с космическим злом и гибнут, не смея противостоять его мощи.

 

Где вы, старые добрые злодеи.



 

ДОМАШНИЕ САДИСТЫ

 

Есть теория, что человек идет в кино чтоб реализовать свои истинные мечты. Это вроде сновидений, сделанных на заказ. Что касается режиссера и сценариста, то те лишь каким-то чудом или чутьем предугадывают, чего ждут сердца среднестатистического зрителя. В этом все волшебство кино.

 

Сдается мне, это не совсем так. Потомучто тогда у нас все латентные маньяки и зловещие мертвецы, готовые ожить после смерти. Или смелые охотники на нечистую силу… а последние годы все больше несчастные жертвы всемирных катастроф. То есть люди хотят убивать или быть убитыми.

 

При этом с годами им хочется убивать все больше и злее… и сами обстоятельства их предполагаемой смерти им требуются все более страшные. Им мало быть просто застреленными, они жаждут свариться в кипящем океане. По возможности, прихватив с собой благодарное человечество.

 

Во всяком случае тенденция смертоубийств на экране подталкивает нас к этому выводу. Несомненно, люди изрядно достали друг друга, и иногда не прочь поджарить ближнего… но не до такой же степени! К тому же не вполне ясен механизм предугадывания садистских желаний аудитории.

 

Возможно нас просто дурачат.



 

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РАЗРУШЕНИЙ

 

Все эти сентенции слишком похожи на стариковское брюзжание. Раньше, в старые времена, деревья были выше, трава зеленей, девушки податливей… или как минимум бесконечно красивее. Однако не стоит успокаиваться, обманываясь привычной фактурой. Тенденция видна внимательному взору.

 

С годами все более заметным становится смещение сюжета самых кассовых и популярных голливудских фильмов. Сдвиг с локального преступления, местной трагедии и катастрофы малого масштаба к всеобщему апокалипсису. С простой человеческой драмы к финальному концу мироздания.

 

Триллеры об ужасах вселенского масштаба, гибели цивилизации и обреченной на поражение борьбе против инопланетных монстров снимали и в прошлом. Но и процент их в общей массе был много меньше, и финал существенно отличался. В тех фильмах страдающее человечество выживало.

 

Всех спасал некий самоотверженный герой, часто сопровождаемый прекрасной подругой. Вселенная оказывалась в сущности благосклонной к людям, и как следует всех перепугав сдавала назад, дозволяя им жить. Герой или группа героев олицетворяли собой современный аналог древних богов.

 

Отныне боги оставили нас.



 

ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ

 

Явление героя представляло нам современный аналог античного приема «Бог из машины», типичного для греческой драматургии. Коллизии необратимо обострялись, сюжет заходил с тупик, и тут с высоты небес на сцену спускался бог, обычно Аполлон или Дионис. Он восстанавливал порядок и спасал мир.

 

Впоследствии этот миф вошел в христианство, составив его центральный сюжет. Простой страдающий бог, копирующий образ Диониса, спускается на землю чтоб спасти погрязшее в грехах человечество от смерти. Его делу наследуют аполлонические рыцари-крестоносцы, вновь спасающие мир.

 

Классический герой кинематографа устроен так же. И представлен в тех же двух возможных вариантах. Он современный Аполлон играющий мышцами под костюмом… который вечно норовит скинуть, обнажив идеальный торс. Либо он Дионис, простой городской плотник спасающий вселенную.

 

Иногда два божества сливались, образуя единый лик. Как герой бессмертного Коммандо, наделенный могуществом и торсом Аполлона. В первых кадрах он предстает нам в образе плотника с бензопилой и бревном на плече. Таков и герой Рембо-три, работавший плотником на строительстве храма.

 

Скажите, где сейчас эти парни.



 

ПАДШИЙ БОГ

 

Бог современного триллера не Аполлон и не Дионис, а скорее Гермес. Мужик с топором превращается в программиста. Последние герои боевиков сбиваются в стаи и снимают пародии на самих себя. Их смотрят седые поклонники, и юноши до слез хохочущие над накачанными стариками.

 

Не то чтобы новых фактурных героев нет. Они не приживаются, и раз появившись, уходят. Культурист и боксер стали смешны. Их место работать вышибалами в ночном баре, а не в сердцах людей. Современное высокотехнологичное общество требует тщедушных парней неясной ориентации.

 

Неудержимому бойцу нечего делать в мире раскалывающихся материков. Крутой рейнджер выглядит нелепо рядом со стаей мутантов пожирающих остатки человечества. Настала пора юных андрогинных богов. Гермес сливается с Афродитой, рождая Гермафродита. Таков новый повелитель сердец.

 

Феминная революция, о которой так долго говорили философы, свершилась. Воинствующий феминизм победил, навязав свои правила не только в реальном мире, но и в кино, музыке и модной индустрии. Ее герой – лишенный выраженных половых признаков парень, склоненный перед властью женщин.

 

Это и есть конец света.



 

ЗАГОВОР

 

Впрочем, есть у всего этого и куда более прозаическое объяснение. И лежит оно в сфере маркетинга. Согласно его продвинутой теории, производитель не должен идти за потребностями масс. Ему не следует исследовать рынок и стремиться его удовлетворять. Это стратегия обреченных.

 

Победитель не следует за рынком и не идет за потребностью. Ему глубоко плевать на ваши желания. Он создает потребности, внедряя новые тренды. Он не бежит за вами, хватая вас за полы, а шествует впереди. Он возглавляет вас, навязывая вам новые товары, услуги и системы ценностей.

 

Никто не требовал микроволновку, пока ее не изобрели. Не существовало потребности в холодильнике, кондиционере, авиации и железнодорожном сообщении. Не существует потребности, заставляющей вас каждый год покупать новую модель смартфона. Все они созданы самим продуктом.

 

Современные компьютерные технологии позволяют изображать на экране беды вселенского масштаба. Картины, ранее доступные лишь при гигантском бюджете, ныне стали достоянием масс. Режиссер и продюсер навязывают их вам. У вас нет потребности в конце света. И никакого зловещего заговора.

 

Идите и смотрите.



 

НО…

 

Но знающие люди всегда говорили, что главная и самая коварная уловка дьявола состоит в том, чтоб убедить нас что его нет. И главная хитрость всякого заговора в том, что вы до последнего мига не верите в его реальность. Вы ржете над сказками, пока у вас во дворе не высадится десант марсиан.

 

Так что…





 


Рецензии