Горные лыжи. Шамони

     Что такое Шамони? Если кто не знает, то скажу, что это – легенда горнолыжного туризма Европы и старейший горнолыжный курорт Франции. Съездив нашей компанией в Австрию, в Цель-ам-Зее, мы захотели расширить наши горизонты и поехать во Францию. На совете стали думать, а куда поехать, вариантов то – море! Я и предложил, - Шамони! Есть, конечно, курорты и посовременней, и покруче, но поскольку это – легенда, то мы должны там отметиться в первую очередь. Решено. Едем!
     Наметили поездку на конец января, на пару недель. Заказали самый крутой отель в центре Шамони, расположенный в старинном здании, где, как потом выяснилось, отдыхали вместе с нами: министр правительства ФРГ и посол Японии во Франции с семьей. Но все это было потом. Собралось нас двенадцать человек. Мы с женой еще взяли с собой дочку, студентку МГИМО, сорвав её с учебы.
     У меня, как раз в декабре, закончилось строительство загородного дома и мой прораб, армянин, с которым мы близко познакомились, попросил взять с собой своего младшего брата, Сако. Выглядело это так:
-«Юра, вы, вроде собрались в Париж? Возьми с собой Сако! Ты мне стал, как брат. Только тебе могу доверить младшего брата».
-«Генрих, мы едем не в Париж, а в горы, в Шамони!»
-«Но, во Францию?»
-«Да, во Францию!»
-«Ну, значит в Париж!».
     Поняв, что для Генриха Париж и Франция – это одно и то же, я перестал спорить и перешёл к более конструктивным вопросам. Поскольку до вылета оставалось не более двух недель, то было сомнительно, что в гостинице будут свободные номера и на рейсе – свободные билеты. Отсутствие чего-либо из вышеперечисленного, снимало вопрос о поездке Сако, но, что удивительно, и номер нашелся и билет на рейс. Так что, в нашей компании добавился еще один участник, никогда на лыжах не стоявший.
     Встречаемся перед вылетом в Шереметьево, все одеты, как обычно одеваются туристы, летящие в горы. С нами: лыжи в чехлах, рюкзаки и сумки с амуницией. Тут видим, полный «пипец»: появляется Сако в черном кожаном пальто до пят, в лакированных туфлях, белом шарфе и с чемоданом. Я говорю, Сако, а ты куда это, в таком виде собрался? В Париж, отвечает Сако! Ну, в Париж, так в Париж!
     Прошли мы паспортный контроль, «затарились» в Дюти Фри бутылями с вискарём на дорогу, и наверх, в кафе, где по традиции должны были принять «на ход ноги». Дальше всё как обычно: полет, прилёт, трансфер из Женевы до Шамони.
     Приезжаем в отель, начинаем размещаться по номерам и тут выясняется, что нам не хватает одного одноместного номера. Они, вроде бы, не получили от нашего туроператора дополнительную заявку на номер для Сако. Но мы то всё оплатили и подтверждение тоже получили. Нам взамен предлагают люкс. Я им и говорю, дескать, хоть президентские апартаменты, но по цене стандартного номера. Что-то они там поворчали по-французски, но поселили.
     Что из себя представлял наш отель, «Мон Блан»? Старинное четырехэтажное здание рядом со зданием ратуши в самом центре города. Рядом со зданием – открытый бассейн, в который можно было выплывать прямо из помещения сауны, чем мы и пользовались ежедневно. Всё в отеле было достаточно помпезно, в общем, для отдыха состоятельной и солидной публики. Ресторан в гостинице был – гастрономический, о чем я более подробно расскажу позже. Номера – достаточно комфортные и просторные.
     Теперь о самом курорте. Шамони – это небольшой симпатичный альпийский городок, расположенный на высоте около 1000 м над уровнем моря в середине довольно большой долины, окаймленной высокими горами. Причем с одной стороны долину замыкает массив горы Мон Блан с отрогами. Кататься можно в нескольких местах, никак между собой не связанных: Les Houches, Brevent, Flegere, Grands Montets, Le Tour Vallorcine, L’Aiguille Du Midi. Добираться до каждого места от отеля нужно на автобусе: от 10 минут на Brevent и Flegere, до получаса на дальние точки. Плюс ко всем этим курортам, мы планировали на день поехать в Италию, в Курмайёр, и еще один день посвятить курорту Межев - Сен-Жервэ в соседней долине. Так, что получалось, если по одному дню на каждый курорт, да еще один день отдыха, а это – святое для двух недель катания, то получается, что где-то мы сможем и по второму разу прокатиться. Но, в целом, график получался достаточно насыщенным.
     Для начала, для разминки и акклиматизации, решили начать с не очень сложного и не очень высокого места – Ле Зуша: там перепад высот не более 800 метров и максимальная высота – 1800 м. То, что доктор прописал для начала! Сами склоны все лесные и довольно живописные. Длина всех трасс – около 55 км. Что-то вспомнить конкретное про наше там катание не могу, - всё было как-то обычно.
     Более подробно остановлюсь на нашем режиме «apres ski», т.е. после лыж. При наличии в отеле сауны и бассейна, мы решили, что каждодневное посещение и того и другого нам не повредит. После лыж быстренько переодевались в гостиничные халаты и шли в сауну, причем кое-кто, и я в том числе, шли в баню «через Сако», что означало зайти к нему в номер «люкс» и принять грамм 100-150 армянского коньяка, который он привёз с собой в канистре. Коньяк был вывезен с ереванского коньячного завода и имел выдержку сильно за 25 лет. Сто грамм этого коньяка имели действие, как поллитра, не меньше. Вот и я слегка забалдел от него.
     Пришли в сауну. Попарились, и в бассейн. А там, чтобы войти в бассейн, нужно подняться по ступенькам, а назад, естественно, спуститься по ним же. Как вы думаете, что со мной случилось в первый же день, в сауне, на этих грёбаных ступеньках? – Я подскользнулся, подвернул второй палец на правой ноге и наступил на него в этом подвернутом виде. Раздался тихий и печальный хруст. Приплыли!
     Дикая боль, искры из глаз и полное изумление: неужели, и в этой поездке у меня будет опять «геморрой»? Посидел немного, подержал ногу в холодной воде и снова пошел в сауну. Весь вечер нога, конечно, болела, сильно распухла, но принятая «анестезия» сделала свое дело, и жизнь снова заиграла своими красками.
     Кстати, в сауне у нас была еще одна, но уже комическая история. Поскольку мы ходили в сауну каждый день, то изучили всех постояльцев, кто туда ходил кроме нас. Их было всего пару человек, и один из них, француз, все время к нам приставал на ломаном английском с вопросами о «русской мафии». В нашей компании был один персонаж, Шуряк, здоровый «бык» с очень колоритной физиономией. Когда этот французик в очередной раз меня стал доставать, я ему и говорю: «А не хочешь ли ты познакомиться с главарем русской мафии?». Тут как раз Шуряк зашел в парилку, и я французу указал на него. Того бедолагу всего от страха перекосило, он что-то там промямлил и тихо свалил. Больше мы его в сауне не видели. Вот такая история.
     В общем, после бани пришли мы в ресторан, на ужин. Поскольку нас было 12 человек, то нас посадили в отдельный зал, за один большой стол. Пришел метрдотель и минут десять что-то живописал о блюдах, которые нам предлагается заказать по меню. Как-то мы определились с заказами и стали ждать харчей, ведь с самого утра не ели, а на горе только успели что-то перехватить. За это время официанты разнесли хлеб: какие-то там рогалики. Ждем-ждем, и постепенно щиплем хлеб, - жрать-то охота не по-детски! Сожрали весь хлеб, попросили еще. Снова официант разнес хлеб, и мы снова всё сожрали! Голод-то не тетка! Так он нам носил раза три, а потом перестал, наверное, у них либо хлеб кончился, либо он решил, что хватит.
     После насыщенного дня и тройной порции хлеба кое-кто из наших стал кемарить: шутка ли, ждем уже больше часа! Когда принесли первое, один наш участник, Лёша, уже похрапывал. Ставит перед ним официант тарелку с луковым супом и открывает крышку. Лёша, проснувшись, берет ложку, зачерпывает ею суп и поднимает. За ложкой тянется длинная «сопля» расплавленного сыра. Лёша, поворачивается ко мне и задаёт мне сакраментальный вопрос: «Генеральный (это у меня была такая кличка в нашей компании), а как это есть? Как, как, говорю, это же гастрономический ресторан, вкушай и балдей!».
     В общем, мы тогда ушли из ресторана голодные, так как то, что нам принесли, или было невкусное, или плохо, на наш вкус, приготовленное. Один лук порей чего стоит. Принесли моей жене блюдо с каким-то красивым названием, а оказалось, что это – сваренный лук порей, свернутый колечком на блюде и залитый каким-то подозрительным соусом. На вкус это всё оказалось каким-то горьким и несъедобным. Как французы это едят?
     Это был первый и последний наш ужин здесь. Потом мы взяли в нашей гостинице талоны на ужин в другом, менее пафосном  ресторане и там прекрасно ели все оставшиеся дни понятную нам еду: мясо, так мясо, рыба, так рыба! Как говориться, с едой у нас всё должно быть строго, и «никаких своих идей!».
     Надо ли говорить о том, что, проснувшись наутро, я не смог встать на правую ногу: дикая боль в пальце, ступня вся синяя и распухшая. Что делать, не знаю! Жена говорит, иди к врачу, делай рентген, ну и далее «по тексту». Я думаю, что, если у меня перелом и на ногу поставят гипс, то «куковать» мне все дни в отеле. Представить себе, что я две недели буду сидеть в номере, а народ будет кататься, я никак не мог. Выпил анальгину, сходил на завтрак и решил все-таки проигнорировать поход к врачу и попытаться поехать на гору. «Сходил» на завтрак – это громко сказано. До конца нашей поездки я мог наступать только на одну ногу, а кто-то из ребят служил мне опорой или костылем.
     Главное, решил я, одеть ботинок! Если я ботинок одену, дальше уж, как-нибудь! Со слезами и с какой-то матерью, я ногу в ботинок засунул. При такой боли в ноге я никак не мог себе представить, как я буду кататься, ведь нужно же при каждом повороте давить на стопу. В общем, первые два-три дня катание было просто мукой, даже несколько раз, когда нужно было на скорости делать крутой поворот влево, от резкой боли я падал. А потом как-то боль притупилась, да и привыкает, наверное, человек ко всему.
     Лечился я армянским коньяком Сако, а на ночь мазал ногу йодом. Вот и всё! Когда я приехал в Москву, то решил всё-таки проверить, а что там было на самом деле. Рентген показал перелом фаланги пальца. Врач мне и говорит, вообще-то кость неправильно срослась, ломать будем? Нет, говорю, мне и так неплохо, а то, что она, вообще срослась, после того, что я с ней делал две недели, - вот это удивительно!
     Но это не была последняя травма в нашей группе. Наш Сако, посидев дня три один, обошел весь город по несколько раз и загрустил. Как-то раз, вечером, он меня просит: «Юра, хочу, как и вы кататься на лыжах!» Вот, думаю, этого нам еще не хватало: ставить Сако на лыжи, да у него с собой и нет ничего: ни одежды, ни инвентаря. Парень уперся, и мы стали решать эту проблему. Понятное дело, что лыжи, ботинки, палки мы взяли в прокате. Что-то он купил, что-то мы ему дали из своих запасов, ну, в общем, парень был готов спуститься с горы.
     Чтобы понять ситуацию, опишу Сако. Он роста выше среднего, плотного телосложения, в молодости занимался борьбой, в общем, здоровый бык. Ну, думаю, хоть физически он в форме, уже неплохо. Не помню, на какую гору мы в тот день поехали, по-моему, на Brevent. Выбрали мы ему пологий склончик, и я стал показывать основы техники: торможение, поворот в упоре, правильное падение и проч. Стал он пробовать, ну ничего не получается! Никак не может почувствовать лыжи, - разгоняется, ноги разъезжаются и он падает. Кто начинал кататься в зрелом возрасте, понимает, как это непросто почувствовать лыжи и ощутить, что же с ними нужно сделать, чтобы они ехали куда надо. Чувствуешь себя, как корова на льду!
     Поковырялся он какое-то время, и я его оставил и поехал разок-другой «прокрутиться» по склону. Приезжаю, смотрю: мама дорогая, Сако лежит, а вокруг него кто-то возится. Выясняется, что в очередной раз Сако поехал и как-то сумел прилично разогнаться, и упал. Естественно, неудачно. Что-то у него произошло с коленом. Масса в 120 кг сделала своё дело. Ну, вот и покатался! Отправили мы его вниз, в больницу. Вечером выяснилось, что, к счастью, перелома нет, а только сильное растяжение связок.
     Лежит он, бедолага, на кровати, нога в лангетке, а мы ему сочувствуем и коньячок попиваем. Я ему и говорю: «Ты правильно начинаешь, почти как я! Я после первых двух дней катания, когда впервые встал на лыжи, заболел воспалением легких, а сейчас вот, катаюсь с переломом пальца на ноге и, - ничего! Это, говорю, нормально, привыкай!». Как правило, люди, вставшие на горные лыжи, либо больше никогда этого делать не будут, либо на всю жизнь заболеют горами. Третьего – не дано!
     Сако, в этом смысле – молодец, - не «сломался», и уже через день «выполз» с нами на склон. И, что самое интересное, дела у него пошли «в гору», - стал он ездить самостоятельно, и к концу срока уже мог одолевать несложные спуски. Через год я ему на день рождения подарил лыжи, Россиньоль, и он с тех пор каждый год ездит в горы. В общем, родился горнолыжник!
     Целью этого рассказа не является описание трасс Шамони, поэтому скажу коротко, что наиболее интересным и сложным местом является гора Grands Montets. Это довольно высокая «горушка» (3300м), прямо напротив Мон Блана с очень крутыми склонами. При длине трассы с вершины до самого низа около 5 км, перепад высот составляет около 2 км. Нам так там понравилось, что мы этой горе уделили два дня. Еще стоит отметить спуск с отрога Мон Блана - L’Aiguille Du Midi. На эту гору идет самая высокая в мире канатная дорога, на высоту – 3842 м. Станция канатки расположена на остром пике и там даже нет естественной площадки. Чтобы начать спуск вниз, нужно пешком, держась за веревку, спуститься по гребню до начала ледника. Там, обычно, все одевают лыжи и едут вниз. Технически трасса несложная, но длинная – 22 км. Есть там и нюансы. Когда едешь по леднику, то нужно строго придерживаться проложенных трасс, в противном случае, можно угодить в трещину. Ежегодно из-за этого там гибнет по несколько человек.
     Мы решили этому спуску посвятить целый день: спуститься не спеша, пофотографироваться, «бухнуть» на леднике, тем более, у одного из «наших», у Димы, был день рождения. Виды там, надо сказать, просто фантастические: огромные, зеленоватого цвета, ледяные глыбы, ослепительно белый снег и ярко синее небо! А над всем этим нависает громада Мон Блана, - нереальная красота!
     Еще нам понравились наши дальние выезды: В Италию, Курмайёр и в Межев-Сен-Жервэ. Оба места – достойны того, чтобы им посвятить отдельную недельную поездку, так как за один день объехать все трассы было невозможно. Хотя, надо сказать, что в Сен-Жерве мы устроили «ски-сафари» и почти объехали всю долину за день. Нам немного не хватило времени, чтобы полностью замкнуть круг.
     Всё когда-то заканчивается, закончился и наш отпуск. Откатали мы последний день, слава Богу, без травм и вечером стали собираться домой. Я, как старший, должен был подбить все «бабки», и рассчитаться с отелем. Выписали нам счет, и я стал разбираться. Начал с мелочей: напитки в баре и прочее. Для разминки выяснил, что нам приписали раза в три больше, чем мы выпили. Отлично, говорю, работают французы. Русских «лохов», наверное, привыкли «обувать». Далее, смотрю, а нам еще за проживание «нарисовали» две с половиной штуки баксов. Это уже серьёзно. Стал разбираться, и выяснилось, что это – доплата за номер люкс. И началась разборка, которая длилась несколько часов с перерывами.
     Для начала, я всю историю с нашим заказом, его подтверждением и отсутствием одноместного номера, изложил девкам на стойке, а моя дочь переводила, - не зря же она учила французский в МГИМО. Консенсуса мы не достигли, и девки передали меня менеджеру отеля, с которым у меня никакой «любви» тоже не возникло. Я говорю, зови хозяина.
     Через какое-то время приходит хозяин, такой «педерастического» вида холёный дедушка-французик и говорит: «Ничего не знаю, жили вы в люксе, платите! А не будете платить, я вас никуда не выпущу!». Тут я ему показал все наши бумаги и обязательство нашего оператора предоставить нам номера по списку. К тому же, говорю, при поселении ваши менеджеры мне согласовали, что поселение в люкс не приведет к увеличению счета, а вот и подпись! Дедушка тут заверещал, а кто мне вернет мои деньги? Этого я, говорю, не знаю! Разбирайтесь со своим московским партнером, кто там из вас «накосячил», а мы – завтра утром отбываем! Я, говорит, вызову полицию, и вас никуда не выпущу. А я ему отвечаю: «Попробуй, мало тебе не покажется! Ещё и за 12 билетов до Москвы нам заплатишь и за моральный ущерб!».
     Повизжал немного дедушка, и с криками «Police, police!», убежал восвояси. Пока я там с этим уродом разбирался, наши мужики уже набухались, ведь отвальная, – это святое дело, но у меня настроение уже было испорчено, что даже пить не хотелось.
     Утром мы спокойно погрузились в автобус и уехали. Надо ли говорить, что этот старый «хлыщ», хозяин отеля, больше нам на глаза не показался. Ну и, как говорится, счастливо оставаться!
     Этот рассказ хочу закончить переиначенной фразой из известного фильма «Особенности национальной рыбалки»: «А хорошая она была, эта ваша поездка в горы? А какая она еще бывает?!!!»

                28.04.2012


Рецензии