Сказка поэма Награда за любовь

1.
Ни днём ни ночью,  ни свет ни заря появился в городе молодец...
Молодец, как молодец - красив да пригож,
С какой стороны   ни глянь - везде хорош!
Откуда пришел? Да как вам сказать:
О том даже ветру не велено знать.
Величали его кто как; одни Кирюшкой,
Другие Ванюшкой иль Матюшкой –
Добрым он был, с народом приветлив,
Со зверьем лесным ласков да кокетлив.
Матюшка - Кирюшка по земле ходил,
С ветром дружбу водил! О себе не раз забывал,
А ежели кто в беду попадет – выручал.
Порой ветер ему нашепчет: к кому в дом несчастье пришло
Иль кручиной - травой все в груди поросло.
Спешит в тот дом Матюша - где руками поможет,
а где словом утешит.
Глядишь и горе отступит, обида забудется;
Радость и смех вновь завьюжатся!
Все бы ничего,  да зимы бегут,
Лета сменяют. Года жизни прибавляются,
Удаль молодецкая словно пух разлетается.
 Приуныл Матюша. Жизнь проходит,
А счастье его где-то далеко бродит,
Ни жены, ни дома - шутка ль сказать:
Под старость не кому и води подать.
 Был бы хоть сын - не такой сиротской жизнь
показалась,
Да капля надежды на счастливую старость
осталась.
2.
Бредет он по дороге пыльной, а, из глаз его
слезы на земле капают.
И где боль-слеза упадет, там трава прорастет.
А средь травы ива плакучая из земли взойдет.
 Забрел дед Матюша в края незнакомые –
Сердцу чужие, глазу лихие.
Проходит он лес, проходит другой и видит:
Буд-то солнце ясным днем: за листвой,
Среди берез стоит терем расписной.
На крыльце сидит девица - чудо дева, мастерица!
Красоты - сравнений нет, словно писаный портрет!
Руки пряжу теребят, а глаза тоской глядят.
Взглянул на нее Матюша - и не в силах глаз отвесть.
Сердце старца закололо, искрой все насквозь прожгло.
"Что со мною?" - шепчет он,-
Красоты такой во век не встречал я, нет!
Словно я моложе стал и в груди моей пожар.
Силы нет, не ужель меня влюбиться угораздило
в сто лет?"
Тут девица взор подняв, увидала старика
И сама к нему пошла.
-  Здравствуй дедушка, ты кто? Как забрел в мое жилье?
-  Странник я, - ответил дед,- брожу по свету,
Нет и дома у меня - вся в дороге жизнь прошла.
Ну а ты,  краса-девица, почему грустишь одна?
 О чем кручинушка твоя?
Тяжело вздохнув, она, старца под руку берёт
И к скамейке ведёт.
- Ты садись, а я начну горьку исповедь свою.
В глазах твоих я вижу доброту,
Нет лукавства в них и лжи.
Так послушай  историю мою -
От тебя  ничего не утаю.
Много лет мы жили здесь дружною семьей.
Мать, отец,  два брата,  я - были веселы всегда.
Но однажды страшный день
Черной птицей к нам влетел.
Объявился здесь колдун,
Зло принес,  несчастье, горе,
Всем доставил много боли.
А меня же против воли
Взять хотел себе он в жены.
Братья за меня вступились,
В жестокой схватке с колдуном схватились.
Но неравен был их бой -
Победил злодей лихой.
Превратил он их в собак,
А меня оставил так - в одиночестве, тоске
И три года сроку дал,
Чтоб решила и дала ответ:
Выйду замуж или нет.
Мать с отцом забрал к себе -
Чтоб скорее думать мне!
Третий год уже идет -               
Скоро час ответа подойдет!
Слушает дед Матюша девицу,
А в глазах слез пелена так и стелется.
И дослушав до конца, говорит-он ей тогда:
-   Я помочь тебе хочу, отвести твою буду.
Слушаю - в душе отваги жар,
Словно я моложе стал!
А как в зеркало взгляну – умереть тот час хочу.
—Не печалься дедушка о моей кручинушке.
Верю я – настанет час:
 Придет молодец, да, удалец,
Заклятье отведет от нас - колдовство развеяв в раз.
В дом его я свой введу и супругом назову!
3.
Отошел Матюша прочь - сердце рвется из груди,
Мысли вихрем понесли.
"Что же делать,  как мне быть?- зарыдал он тихо,
-Ей помочь обязан я - просит то любовь моя
-Стар я больно - вся беда - ушла силушка моя
И красы былой уж нет - так, остался дряхлый дед!
Кто полюбит старика,  что отжил давно свой век?
Голова белее снега, дело дряхлое как пень
И хожу я словно тень!
Не уж-то счастья ворота для меня закрылись навсегда?
Услыхал Матюшу ветер, ураганом закружил,
В море бурю зародил, лес снегами завалил.
К Матюше опустился в тот же миг
И у ног его затих!
-  Ветер, друг мой, помоги, что мне делать, подскажи!
Как мне молодость вернуть, чтобы силушкой блеснуть?
 Победить все силы зла, снять заклятья колдуна!
А еще влюбился я в красоту, что краше нет!
Без нее стал теперь не мил мне свет!
Знаю сам, стар я стал,  дух былой давно уж пал.
 Так о том тебя прошу: ты гуляешь в небе, поле;
Видишь многих,  знаешь все! Дай ответ иль помоги!
Иль  умру я от тоски!
-  Не могу я дать ответ,- ветер с горечью завыл,-
Нужен Мудрости совет. 
Там,  вдали живет сверчок, Так, букашечка, жучок!
Говорят,  что он мудрец! Вот бы нам к нему в дворец!
-  Ветер, я прошу тебя - отвези к сверчку меня!
На крыло Матюша сел - в край далекий полетел.
Светлый день они летят - ночь в пещере крепко спят.
А как третий день  настал, тут Матюша увидал:
За горой блестит дворец,  видом - сказочный ларец.
 Вот Матюша с крыльев слез и к сверчку вошел в дворец.
Поклонился низко в ноги, сел пред ним и говорит:
-  Я летел из далека за советом мудреца
И прошу тебя, сверчок: помоги мне, Подскажи, Как моложе снова стать?
Можно ли по-новой жизнь начать?   
Призадумался мудрец и дает такой ответ:
-  Да, о просьбе о такой слышу честно я впервой!
Расскажи как на духу, что навеяло тоску?
Что заставило тебя прилететь из далека?
Рассказал Матюша все, что тревожило его.
Слез скупых ронял ни раз, пока поведал свой рассказ.
Горьку речь прослушав всю, под конец, говорит ему мудрец:
- Быль твоя далеко не весела. Ты задумал трудно дело,
Так не отступай, берись же смело! Я ж тебе попробую помочь,
Подскажу, как годы жизни скинуть прочь.
Но, чтобы молодость вернуть, ты должен потрудиться тут:
Тайну счастья отыскать, да на заре ответ мне дать.
А как истину найдешь –  лета жизни скинешь прочь!
Чтоб еще моложе стать - должен радость жизни ты познать!
А в конце сего пути выйти в поле для борьбы.
4.
Вышел дед Матюша из дворца - золоченого ларца.
На камень присел,  стал думу думать, Истину искать,
Чтоб на заре ответ верный дать.
Тут на куст пчела присела, песню звонкую запела,
А сама работу из рук не выпускает,
Сладку-пыльцу с цветка собирает.
И так счастлива и радостна она,
Просветлело в голове старика!
-  Нашел!  Я нашел,  что искал!
В тут ж минуту он закричал.
К сверчку   назад, в дворец вбежал
И к ногам его припал.
-  О мудрец! Ты мудр как жизнь от того,
Что познал чашу истины сполна.
Так скажи же мне скорей,
Правильна ли мысль моя?
Решил я, что счастье есть стремление к цели желанной,
Сердцем избранной и радость от всех невзгод и тягот,
Что на пути к той цели лягут. А формула счастья ясна и проста,
Ведь в ней заключается жизнь сама!
5.
Внезапно гром и молния пронзили небо,
Все  затряслось и в летний жаркий лень
Посыпал снег,  сменился ливнем,
На солнце пала мрака тень.
Матюша, сраженный громом, на земь пал
И,  словно камень, мертвым стал.
В сей миг стихия отступила,
Как прежде солнце засветило
Мрак и смерти тень исчезли без следа
Лета жизни Матюшины с собою унеся.
Тут он очнулся, от  забвенья отряхнулся.
- Вот и молод ты как прежде,- говорит ему мудрец,-
 А теперь берись, за дело - в чисто-поле ступай смело!
Час пробил - пришла, пора победить все силы зла.
Коль убьешь ты колдуна, распахнутся счастья ворота.
Ну а нет - ты в тьму падешь и там смерть свою найдешь!
В дорогу лишь совет тебе я дам,
А сражаться должен сам! Слышал я, как звезды пели в час ночной,
Что добро, любовь, надежда побеждают
Силы зла, мрак и зной.
И тебе они помогут, в бою от колдовства укроют.
А про надежду хочу сказать одно:
Всегда, везде ты помни правило мое:
"Музыки не будет, если стерт смычек
А успех не будет, если угаснет
Надежды светлый уголек".
6.
Вышел Матюша от сверчка,  оглянулся - нет дворца.
"Как же я сражусь сейчас? Без оружия погибнуть мне  не ровен час,-
От горечи Матюша вскричал,
Но тут за спиной неведомый голос он услыхал:
-  Иди смелее, стрелы добра спешат за тобой.
Их и возьмешь с собою ты в бой!
Но помни, сколько добра в жизни ты сделал,
Столько и стрел за тобой летят следом.
Идет Матюша вперед и что шаг шагнет, Так стрелу найдет.
А как до поля сраженья дошел, Так полный воз стрел  нашел.
Тут увидел он колдуна,
А у того полна телега стрел зла.
"Эх,  щита у меня нет,- взгрустнул Матюша,-
А в чистом поле и кочка не скроет."
И опять за спиной чей-то голос звенит - на подмогу спешит.
-  Не робей,- говорит,- Матюша, смело в бой иди!
А любовь людскую ты щитом бери.
И чем больше людей тебя любит, тем выше и щит твой будет.
В ту ж минуту стена, как гора выросла.
В ширину руками не обнять, а в высоту птице не слетать.
И  только выросла стена, полетели тут стрелы зла,
Да только до Матюши не достать, стену любви злом  не взять.
Велика и прочна она, не преступна для стрел колдуна.
Очередь Матюши наступать, выдохся колдун - пора атаковать!
Прикололи   стрелы добра злодея к земле.
Не скакать ему больше на лютом коне!
А тут еще и ещё стрелы летят - пронзают, разорвать норовят.
Вот и все:  колдуна словно не было никогда,
От него на земле и не видно следа.
Оглянулся Матюша назад,
А по дороге братья с сестрою спешат.
Бегут - ног под собой не чуя, от радости и счастья ликуя!
А подбежали - к ногам припали, от радости все трое зарыдали.
Матюша девицу с колен приподнял
И, переполненный любовью ей
Слово нежное сказал:
-Любовь к тебе огонь зажгла и сил мне новых придала.
Не ведая, я стал как прежде – молодым.
 Но об одном мечта моя - супругом стать твоим!
В минуту ту стрела, последней что была
В повозке черной колдуна.
Взметнулась ввысь, потоки воздуха пронзя,
И в цель, сгущая тучи понесла.
Заметив, что смерть Матюшина близка,
Девица его крепко обняла.
Матюша, ничего не  замечая,
Смотрел в глаза ее - любовь читая.
Но вдруг, глаза волюбленной закрылись,
Ослабли руки и она, стрелой сраженная,
На землю медленно сползла.
Матюша перед ней на колени встал
И от горя и боли тихо зарыдал.
Взмолился он:  «Тверец земной, прошу тебя,
В минуту горькую не покидай меня,
Коль так тебе угодно - жизнь мою ты забери
Но ее, невинную ты не губи».
Тут слезы горечи,  любви из глаз Матюши потекли,
Горячею волной на стан упали молодой.   
От жгучих слез рана зажила и  девица свои веки подняла.
Вернулась жизнь в ее чертоги, стрела ж сама рассыпалась на крохи.
На этом история почти завершена.
 В ней не хватает только свадьбы,
Рожденье сына,  именины  и счастья,
 Что окутали их дальнейшие года.


Рецензии