079 и24 Петров в командировке
Роман
История простого советского инженера
ХХIV
Петров в командировке
Петров прибыл в аэропорт. Пассажира встречают организаторы совещания. Два молодых солидных мужчины стоят с плакатом "Привет участникам совещания В-министерства".
Кузьма Петрович вместе с другими сел в автобус. Среди прибывших он не видит знакомых лиц руководителей заводов, подведомственных министерству, поэтому держится особняком. Из разговоров понял, что собрались начальники отделов, их заместители, и возможно, даже более низшие должности; так как некоторые заводчане не любят перелёты, они вместо себя посылают своих подчинённых: старших инженеров.
Петрова поселили в трёхместный номер. Гордость карьериста ущемлена. Жёсткая головомойка не даёт покоя. За что директор послал его на это совещание? Любовь, теперь смешанная с ревностью, разъедает душу себялюбца, но некому излиться. Поэтому бурлящая в нём лава прорывается наружу в виде раздражения и уныния. Кровать кажется ему жёсткой, разговоры двух соседей по комнате мешают сосредоточиться. Для него это пытка.
Кузьма вспомнил какой у него был двухкомнатный номер на курсах повышения квалификации руководителей.
Вращались угодливые холопы, предлагающие заманить в номер любую понравившуюся девушку с соседних курсов повышения квалификации специалистов.
Время проводили весело, вечером собирались компанией, играли в шахматы, в карты, пили коньяк в обществе незнакомых прелестных умных дам с соседних курсов. Там Кузьма познакомился с обаятельным Борисом, кутить с которым было одно удовольствие, попутно строя планы о преобразовании жизни. Петров и сейчас поддерживает с ним связь, встречаясь в Москве.
Соседи по номеру радуются, что попали на совещание такого уровня. Вырвавшись из семьи, они предвкушают сплошные удовольствия. Оба занимают должности старших инженеров. Быстро познакомились, подружились и оживлённо разговаривают. Один рассказывает:
- Первый раз был я на собрании прошлой зимой в Сибири. Начальник мой вообще не любит по собраниям ездить, предпочитает дома сидеть. Заместитель начальника испугался сорокаградусных сибирских морозов. Послали меня, старшего инженера. Поместили нас в загородный пансионат.
Сразу же из командировочных с нас взяли оплату за проживание, вместе с трёхразовым питанием, как в санатории. Никаких проблем с добыванием пропитания. Кормили очень вкусно, в небольшой чистой украшенной картинами столовой с декоративными столиками и стульями. Кругом сосны, ели, красота! Воздух наисвежайший.
А какой был банкет перед отъездом! Собрали с нас, правда, по восемь рублей. Командировочных мне хватило. Банкет был в большом зале. За столиками сидели по четыре человека. Двое мужчин и две женщины. Кто часто ездит на такие совещания, сами выбрали себе компанию, остальных рассадил вежливый интеллигентного вида организатор.
Сели за столик, глаза разбегаются. Бутерброды с красной и чёрной икрой, шпроты, холодные мясные деликатесы, несколько видов салатов: с креветками, из морепродуктов, ещё с чем-то вкусным, я не разобрал, а спросить постеснялся. Устрицы, коньяк, креплёное вино в красивых бутылках, не виданных мной ранее, конечно, водка. Виноград, фрукты, пирожные, шоколад. Глаза разбегаются. Живая музыка, кто хочет, тот танцует. Привычную водку я пить не стал, захотелось попробовать неизведанного в красивых бутылках. За час я так наклюкался, что под видом того, что хочу танцевать, встал, шатаясь пошёл в свой номер, упал на кровать. Всё кружится перед глазами, а спать не хочется. Интересно посмотреть, что будет дальше, а сил нет. А в дверь уже стучат:
- Вы как? С вами всё в порядке?
- Всё в порядке! Я сейчас.
Пришлось, чтобы немного протрезветь, вызвать рвоту, жалко было смотреть, как вся вкуснятина льётся в раковину. Я почистил зубы и снова стал как свежий огурчик. Вернулся на банкет. На столе уже горячее. Жареный гусь, что-то мудрёное из свинины, новые салаты и закуски, на которые уже глаза не хотят смотреть.
Мне бы всю снедь, которую приготовили для меня на банкете, есть частями, на неделю бы хватило пировать. Нет ничего обиднее, когда перед тобой расставлены вкуснейшие яства, всё хочется попробовать, а организм не принимает. Пил я уже понемногу только привычную водку, запивал минералкой.
Остальное пожирал только глазами. Зато натанцевался. Танцор из меня никудышный, но топтаться на месте под музыку танго с самыми добрыми простыми партнёршами у меня получалось. Хотел было пригласить самую красивую и эффектную даму, сидящую ближе к эстраде, но интеллигентного вида организатор банкета в безупречном костюме вежливо направил меня в другую сторону. Зато я танцевал с дамами из Казахстана, из Узбекистана, с Украины, с Азербайджана. Все они очень разговорчивые и доброжелательные, все приглашали к себе на предприятия.
Как здорово, что мы живём в Советском Союзе!
- Нас, инженеров, обязаны раз в пять лет посылать на курсы повышения квалификации, по окончании которых выдаётся специальное удостоверение. Я в этом году в Минске был в институте повышения квалификации.
- Ну и как там? Я в Запорожье повышал свою квалификацию.
- Хорошо, почти каждый день чьё-нибудь день рождения отмечали, пока деньги у всех не кончились. Николай из Иркутска справлял свой день рождения, накрыл очень шикарный стол, чего там только не было, а сам скромно сидел в сторонке, я даже не знаю сколько ему лет исполнилось. Турдыбай из Ферганы на свой день рождения угощал нас пловом. Он весь город объездил, чтобы найти настоящий зелёный узбекский чай, настоящий рис, для приготовления настоящего узбекского плова. Показывал, как такой плов в провинции едят руками. Володя из Львова купил ракетки, все свободные от застольных посиделок вечера мы играли в теннис. Теннисный стол есть в подвальном помещении.
- Говорят, во Львове русских зовут "Москалями" и плохо к ним относятся.
- Ничего подобного. Володя и Александр из Львова отличные парни. Мы с ними учили девчонок с курсов в теннис играть. Много беседовали о своих производственных делах, отлично друг друга понимали.
Все, кто был на курсах, наши люди, инженерно-технический персонал заводов, подчиняющихся нашему министерству. Всё у нас просто и понятно. Все мы технари, обменивались друг с другом своим опытом.
Не нужно по ночам слушать запрещённые иностранные радиостанции, которые клевещут на нашу страну, специально разжигают межнациональную рознь. Для этого у них там созданы специальные институты, тратятся большие деньги. Они вербуют наших диссидентов, платят им, мечтают создать агентуру в нашей стране, чтобы развалить нашу великую империю.
- Ну, это ты загнул через край, - сказал его товарищ, с опаской поглядывая на Кузьму.
- Пойдём, покурим, проветримся. Самолёт из Ташкента уже прилетел. Скоро Фазыл приедет, наверняка дыню привезёт. В прошлый раз такую большую привёз, всем хватило. Я бутылку домашнего виноградного вина прихватил. Ребята из Львова приглашают в свою комнату.
Переговариваясь, они вышли.
Кузьма беспокойно перевернулся с бока на бок в постели. Как гадкий паразит в его ушах пищит голос Любы:
"Ей некогда, она с Ахмедом встречается".
Неопытный ухажёр не может сам управлять своим счастьем. Ему нужен человек, посредник, а попросту сваха, которая объяснила бы ему и ей, как они необходимы друг другу. Но где найти такого человека? Карьериста не любят, каждый норовит сделать какую-нибудь гадость. Он уже обжегся раз, доверив свои чувства Леониду.
Теперь Люба, ничтожное создание, впрыснула в его мечты о избраннице этот яд, который приказывает отомстить ветренице за то счастье, о котором мечтал, но которому не суждено теперь сбыться. Терзаясь ревностью, себялюбец представляет, как его любимая расточает дрянному бабнику сокровища своей красоты, люди смеются над ним. Желания Кузьмы содержат нечто такое, в чём он запрещает признаться даже самому себе. Как болезненный ячмень эти мысли постоянно привлекают к себе внимание. Мучительные грёзы о её сладостном теле кипятят его кровь.
Всю бессонную ночь он ворочается на неудобной односпальной кровати, вспоминая её слова, которые на речке остудили его пыл:
"Я хочу выйти замуж честной девушкой".
Он ей поверил, обуздал свою неимоверную страсть, лишь на поляне нежно поцеловал красавицу в губы. Денно и нощно мечтал о несказанной радости обладать ею, не имея ничего взамен. Как она могла променять его на этого женатого страшного бабника?
Не может такого быть. Кузьма провалился в глубокую блаженную грёзу. Спокойная прекрасная Инна, величественная своей чистотой, подходит к нему в сиянии зари, опуская нежную пленительную руку в шевелюру его густых волос, говорит глубоким грозным голосом:
- Как ты мог обо мне такое подумать?
Снова потемнело, чувствуется только её дыхание. Вдруг стало жарко, вспыхнул яркий огонь. Любимая исчезала в языках пламени, становясь незримой.
Он проснулся. Его соседи по комнате включили свет, они приводят себя в порядок.
В большом зале разместились буквой "П" столы, накрытые белыми скатертями. Симметрично группировались пять бутылок с минеральной водой разных сортов с высокими стеклянными стаканами. Но никто не наливает воду, все стесняются. Обстановка торжественная. Во главе стола сидят специалисты из министерства. Они доходчиво объясняют для чего нужны новые госты. Кузьме это давно известно. Он сидит в конце стола и напряжённо думает. За что Иван Иванович послал его в эту командировку? Неужели ему доложили о вояже на сенокос? Конечно, всё переврали.
Если бы Петров не сомневался в Инне, он твёрдо сказал бы, что собирается на ней жениться, объяснил бы свой поступок. Добрый наставник понял бы его и благословил. Но Кузьма, как виноватый, не выяснив причины недовольства им директора, сразу полетел в командировку.
Унизительное сознание собственного малодушия тяготит его. Во всём виновата Инна. Из-за ревности он плохо владеет своими мыслями, его терзают сомнения в её невинности, поэтому судьба сыграла с ним злую шутку. Нет ничего хуже неясности.
Объявили пятнадцатиминутный перерыв. Все встали из-за столов. Многие, видя своих знакомых по прошлому совещанию, подходят к ним, здороваются, шутят:
- Говорят, прощальный банкет будет в бассейне. Будем плавать и пить вино.
К Петрову подошла мало знакомая женщина, он видел её раньше в министерстве. Она занимает невысокую должность делопроизводителя:
- А я увидела вас и подумала, как мужчина похож на Кузьму Петровича! Что вы здесь делаете? Насколько я помню, вы были главным инженером, не понизили ли вас в должности?
Она удивлённо на него посмотрела, как на неудачника, и отошла. А он погрузился в глубокое раздумье.
То, что поехал на совещание не его уровня, было слабостью. Нужно возвращаться, пока действительно не понизили в должности. Даже эта козявка, имени которой он не помнит, избегает его как слабака. Алчные карьеристки о женщине судят по платью, а о мужчине по должности. Видя тёмные круги под глазами от бессонной ночи, женщина стала сторониться его, словно опасаясь заразы. А полгода назад, на собрании руководителей, где доклад делал помощник министра, в перерывах льстивая подхалимка так и вращалась около него, осыпая любезностями, теперь же стала гордой и неприступной.
Судьба щедро одарила Кузьму, сделав его номенклатурным работником. Ради этого он, не жалея сил, угождает сильным мира сего, от них готов вынести любые оскорбления, так как подбор номенклатурных кадров часто производится по личному знакомству.
Основным аргументом служит то, что желающие попасть в прослойку населения, занимающую ключевые руководящие посты в промышленности, должны быть: во-первых, членами коммунистической партии Советского Союза, во - вторых, преданными своему руководителю, который их рекомендует. Компетентность при этом так же учитывается.
Петров невольно содрогнулся при мысли, что по глупости может потерять должность и прозябать во мраке нищеты. Неужели он сам себе враг?
Директор не имеет права командовать им, как мальчишкой. В перечень лиц, для назначения на должность ответственного работника, его включили партийные органы. Своим назначением на должность он обязан нужному человеку из секретариата КПСС*, благодаря личному знакомству, организованному дальним родственником. Даже если директор докажет, что Кузьма не справляется с занимаемой должностью, его переведут на другую руководящую работу. Очень сложно оказаться в номенклатурной касте, но, если уж сумел пробиться в этот привилегированный класс, нужно обеспечивать себе пожизненное в нем пребывание. Для этого нужно проявлять должное уважение к своей должности и к самому себе. Эгоист не собирается загубить свою карьеру. Он уже врос в свою должность, не сумеет обойтись без неё. Себялюбец рассчитывает в конце концов стать главою всего предприятия.
Карьерист выпрямил спину, он стал обычным Петровым, почувствовав при этом неизмеримый прилив бодрости. На его лице появилась дежурная хладнокровная ухмылка. Отмечая командировочное удостоверение, сообщил в секретариате, что его срочно вызывают на работу, и помчался в аэропорт.
Домой!
*
КПСС-Коммунистическая партия Советского Союза
--
79 10688 18 октября 2014г - Сентябрь 2025 Года
Свидетельство о публикации №214101800664
Александр Михельман 19.04.2022 18:39 Заявить о нарушении
Поэтому соглашусь, Александр, с отрицательной характеристикой выдуманного героя.
Спасибо, что рядом. Удачи в добрых делах.
С уважением.
Надежда Грушинина 19.04.2022 19:00 Заявить о нарушении