Печурка для дочурки

                ПЕЧУРКА ДЛЯ ДОЧУРКИ
- Не положено иметь печь в твоем доме, - говорил Валерию Петровичу мастер районного коммунального хозяйства. – Потому что у вас в квартире центральное отопление.

- Но среди зимы котельная часто ломается, приходится мерзнуть. А у нас ребенок скоро родится.

- Ну и что? Это не причина. У всех есть дети.

- В прошлом году у соседей, в квартире через стенку, новорожденный мальчик прожил всего две недели. Простудился, заболел воспалением легких. Спасти не удалось. Представляете – первенца потеряли! Сына!

- Если в квартире центральное отопление – печь в ней ставить я не имею права. Меня привлекут за незаконное расходование средств.

- Но вы и меня поймите! В сентябре жена родит. Сейчас она уехала к матери: там ей спокойнее. Я обязан застраховаться в смысле тепла в квартире. Вы же не можете гарантировать, что котельная будет работать без поломок? Значит – нужно строить кухонную печь!

Такие споры вспыхивали почти ежедневно. Наконец, мастер сдался.

- На днях я завезу в котельную кирпичи для ремонта котла, - сказал он примирительно. – Их будет больше, чем нужно. А дальше действуй сам. И печник у меня всего один. Сейчас на него очередь. Нанимай со стороны.

И начались для Валерия веселые ночи! Когда поселок угомонится, и его жители уже видят первые сны, идет он к котельной и несет домой пять кирпичей. Зорко смотрит по сторонам. Стыдно ему будет, если кто-нибудь увидит его за этим неблаговидным делом. А вот приходится переступать через это, насиловать собственные убеждения. Но чего не сделаешь ради любимой жены и еще не родившегося, но до бесконечности обожаемого дитя! «Положено! Не положено»! Надо же подходить к каждому случаю конкретно. По-настоящему ему стыдно будет, если он не создаст условия для ребенка.   

Сделает несколько ходок, и ложится спать. Что интересно, тех трех-четырех часов сна ему теперь вполне хватало, чтобы чувствовать себя бодрым в течение всего дня и прекрасно справляться с обязанностями на работе. Так и перенес триста кирпичей. Теперь они лежали аккуратной стеночкой в комнате, служившей и прихожей, и кухней.  Решил, что для постройки печи ему вполне достаточно.

Настала другая фаза в жизни - искать печника. Оказывается, профессия довольно редкая. Многие знакомые даже не знали, кто может с этим справиться. Но язык до Киева доведет. От мастера коммунхоза, от штатного печника узнал он людей, которые в какой-то мере причастны к печному делу. К одному обратился, к другому, к третьему – все заняты, заказы имеют на месяцы вперед. Уже начало казаться, что положение безвыходное, что так и встретит жену с ребенком этой кучей кирпичей, которые перетащил воровским способом.

Но тут электрик коммунхоза, который был свидетелем разговоров с мастером и печником и наблюдал метания Валерия, вдруг разговорился.

- Ты сам можешь сложить печь.

- Смеетесь надо мной! Я даже не видел, как это делается!

- А я тебя научу. Покупай бутылку, я после работы зайду, и мы поговорим.

У Валерия было железное правило: никогда, ни при каких обстоятельствах с незнакомыми людьми не выпивать. Поэтому он колебался. Но уходили дни, а сдвигов никаких. И он решил рискнуть.

Семен не заставил себя ждать. После первых ста граммов водки он разговорился.

- Я ведь тоже думал, что кладка печей – очень сложное дело. А ничего там сложного нет! Я сам до всего дошел. Давай еще по одной, и все расскажу.

- Вот, когда я был тюрьме…, - продолжил он.

- Ты отбывал срок? – спросил Валерий. А сам подумал: «Вот и влип со знакомством!»

- Удивляешься? И кто у нас только не сидел! Так вот. Построили нас, и начальник лагеря спрашивает: «Печники среди вас есть?» Все молчат. А я думаю: была – не была! И сделал шаг вперед.

- Оказалось, нужно почистить печи от сажи в квартирах офицеров. А это мне раз плюнуть. У себя дома печь не раз чистил. Надо знать, какой кирпич выбить, чтобы в печные колодцы попасть, а там выгребай сажу, пока не кончится. Потом кирпич раствором смажешь и воткнешь на место, вот и вся работа. А если умный печник работал, то он в местах чистки маленькие дверцы вставлял. Там вообще задумываться не надо. Открыл дверцу, и забирай сажу!

- А какие печи встречались?

- Самые разнообразные. И круглые, и лежанки, и голландки. В иной квартире так мудро все сделано, что просто искусство какое-то. Печник выкладывает колодцы не вертикально, а горизонтально. Топится всего-навсего кухонная плита, а от этого по дымоходам обогревается целая стена. Опять же – духовки. Некоторые встраивают их рядом с топкой. Другие выносят дальше. Очень удобно, когда духовка открывается в соседнюю комнату. Но самые лучшие духовки, которые имеют две дверцы: и в сторону кухни, и в сторону комнаты. Это устройство двойного назначения: и для готовки пищи, и для обогрева квартиры.    

- Вот, слушай, жизнь пошла! – продолжил свои воспоминания электрик. - Утром меня приводит конвоир к кому-нибудь на квартиру, и я целый день до вечера – вольный человек. Хозяйки – жены офицеров – сначала стараются меня покормить. Они же целыми днями одни, им скучно! Вот они и набрасываются на свежего человека. Расспрашивают, сами рассказывают. А когда узнают, за что я осужден, так зардеются, прямо начинают светиться изнутри.

- А за что сидел?

- За совращение несовершеннолетней.

- Что, и вправду - совращал? – засомневался Валерий.

- Скорее наоборот – меня совратили! Так уж вышло. Я тогда работал электриком в интернате для детей, отстающих в умственном развитии. Дружил с медсестрой. Она все хотела женить меня на себе. А я раздумывал. Молод еще был, чтобы жениться. Она ревновала меня жутко, следила за мной.

Иду я как-то по парку неподалеку от интерната. Никого нигде нет, тихий час. И вдруг выбегает из-за кустов знакомая девчонка и вешается мне на шею. Целует меня. Люблю, говорит. Ей всего пятнадцать лет, а выглядит на все восемнадцать. Они физически развиваются быстрее. Я слегка был под хмельком. Схватил ее в охапку и в те же кусты. Не устоял. Да и не подумал хмельной своей головой. А она уже была не девочкой, до меня с кем-то имела контакт. Медсестра проследила за нами. Или ты женишься на мне, говорит, или я тебя посажу. Кто ж на такой стерве жениться будет? Сдала меня.

- Прокурор стыдить меня начал. Как, мол, ты мог, ведь она еще ребенок. Я говорю: а вы бы на моем месте разве иначе поступили? Он засмеялся и отвечает: «Судят пока что не меня, а тебя».

- Так вот, пока я все печи почистил, то и устройство их изучил. И с женщинами городка перезнакомился. Они оставляли меня на два, а то и три дня. Сажи, говорят, очень много накопилось. Вот я им и «чистил!» А потом  определили меня помощником печника, тогда и кладку освоил. Я первые ряды кирпичей для твоей печурки укладу, тебе ведь простую кухонную плиту сложить надо? На случай отключения отопления будет вполне достаточно. Остальное ты все сам сделаешь, я расскажу как. Вечерами буду заходить и подсказывать, что дальше.

Не зря говорят, что хорошее начало – половина дела. Валерий сперва робко, а потом все смелее и увереннее стал укладывать кирпич к кирпичу, ставя их на ребро. Между рядами, как посоветовал Семен, прокладывал тонкую проволоку, так что в крепости кладки не сомневался. Главное – соблюдать вертикаль! Так и сложил печь с плитой на три оборота. Над крышей появилась аккуратная асбесто-цементная труба с козырьком. Печурка разделила комнату на прихожую и собственно кухню. Валерий оштукатурил печурку, побелил известью, уголок покрасил черной краской. Красивое вышло сооружение!

На «первый дым» позвал электрика. Щепки загорелись сразу, и дым потянуло по дымоходам. Валерий вышел на улицу посмотреть. Из трубы сначала робко, а потом с напором повалил дым. Дрова горели, весело потрескивая. И на душе у Валерия было радостно. По такому случаю выпили за то, чтобы печь работала безотказно.

После этого навел Валерий Петрович идеальный порядок в квартире. Тут и телеграмма пришла от жены: дочь у них родилась! В ответной телеграмме он написал: «Прыгаю от радости до потолка!»

В коллективе поздравляли Валерия с рождением дочери. Женщины переговорили между собой и решили проинспектировать квартиру Валерия. Вдруг мужчина не справляется, может помощь ему какая нужна? Ввалились они однажды впятером, наполнив помещение шумом и гамом. Да так и застыли у порога, рассматривая квартиру. Всюду покрашено, покрыто белилами, окна и двери чистые, и в кухне все сверкает чистотой.

- Хорошо жену встречаешь, - сказала старшая. А младшая, ровесница Валериевой жены, вдруг вошла в кухню и вытащила поддон в газовой плите. Уж там-то должно быть не убрано, как часто бывает на кухнях. И засмеялась: поддон тоже сверкал первозданной чистотой. Ей даже стыдно стало за свой поступок. Валерий предложил женщинам чаю, но они отказались и, удовлетворенные, разошлись по домам.
 
Котельную ремонтировали долго, до конца октября. А Валерий Петрович встретил жену и крошку дочь в хорошо протопленной квартире. Среди зимы несколько раз отключали отопление. Заботливый отец набирал у той же котельной ведерко угля и протапливал свою печурку. Так что сибирские морозы молодой семье были не страшны. А как сладко спала дочурка в тихие морозные дни на улице в своей коляске! Валерий уже продрогнет, охраняя ее, а жена его, вечная отличница, посмотрит на часы и скажет:

- Еще десять минут!

Сейчас, в 2014 году, дочурке уже сорок четыре года. Теперь она закаляет свою дочь, обливая ее холодной водой и отправляя в школу в легкой одежде. Сибиряки – они такие! Они знают, что жар костей не ломит, а холод только мобилизует. «У природы нет плохой погоды», а если кого дрожь пробирает на улице, то это значит – одет не по сезону. Только и всего.               
    


Рецензии
Хороший и жизненный рассказ. Я даже фильм наподобии смотрела,как неугомонный,заботливый папаша своему птенчику печку ставил. (Его играл Бурляев).
Особенно конец понравился.
Закалка - это хорошее дело.
Спасибо.
С улыбкой.
Иралео

Ирина Склярова   31.10.2023 19:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина, за прочтение и понимание.
Уберёг дочурку, вылечил, дал образование, замужем, двое уже взрослых внуков. А сосед мальчика не уберёг, хотя родная деревня рядом, надо было сразу там поселиться с ребёнком. Пути Господни неисповедимы, но -
на Бога надейся, а сам не плошай!
Спасибо за визит. Рад Вам!
Василий.

Василий Храмцов   01.11.2023 06:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.