С Богом 115 requiem для друга пётр степанов

http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/158597/



Артём Киракосов


цикл ГИМНЫ РАДОСТИ

2008 ****  2018


''' ТВОРЧЕСКИ ''' CREDO '''

|| обо всём || немного ||


13 Сборник

» С БОГОМ «


лето 2014 ~

~ 2015 лето







115


REQUIEM для ДРУГА: Пётр СТЕПАНОВ (1953 — 2014)


ПОСЛЕДНИЙ ЦЕЛЫЙ год на «улице имени ЦЕРКОВНОГО ХУДОЖНИКА мастера Петра СТЕПАНОВА» только хорошая! погода... (измеряю от осени до осени, как привык как бы «учебный»): год начался и закончился ПЕТЕЙ! Степановым: знакомством, отпеванием. Никаких слёз! художник только начинает: ОТПЕВАНИЕ КАК СТАРТ.
Успели многое... Не успели ещё больше... А сколько смогли бы... Вместе...
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ТАЛАНТ! Чудак! Истый Художник! Живый и движимый лишь ВДОХНОВЕНИЕМ! Умерший на ВЗЛЁТЕ... Носитель художественности, как Языка Жизни.
Общались часто, по многу, и не по работе: Петя успел рассказать о себе подробно, смеясь, с игринкой! О всём и всех — туча общих знакомых, особенно, скульпторов.
Подвозил его, болтали!.. — кататься и трепаться, похоже, мы люби-ли (люб-им?) оба.
Как только увидел (год назад) фото с его работ (когда собирал «команду» для оформ­ления «ДОМА ВДОХНОВЕНИЯ И СВЯТОГО ДУХА»), попросил обязательно включить его... На меня шокирующее, ХОРОШЕЕ, неотразимое ВПЕЧАТЛЕНИЕ  произвела подборка фото с его церков­ных трудов обширнейшей географии и разброса: больше всего — фрески, каменные скульптуры, ре­льефы, в старинные итальянские соборы! Всё ЖИВО! и наполнено жизнью! дыханием лично! одухо­творено знанием традиции, ЛЮБОВЬЮ, как к искусству, так к Богу и (главное) ЧЕЛОВЕКУ.
Жил легко, будто смеясь и заигрываясь — чисто ИТАЛЬЯНСКИ! Вынимал 'последнее' при разговорах и переговорах о своих ценах и порядке оплаты, авансировании (тоже — чисто ита­льянское!). Жулик и Дитя — чистой ПОРОДЫ!!!! ПРОБЫ и ВОДЫ.
— А почему тебя пригласили в Италию?
— А ты видел, что они там делают? Там уже никто ничего не умеет и давно не делает...
Творчески и человечески — быстро, просто и заинтересованно, внимательно слушал; продвигаться в воплощениях было легко: он вникал, соглашался, делал без разговоров, был податлив чрезвычайно.
Конкретики (описания, здесь) не будет: я всё отснял, весь ход нашего общения, рабо­ты, от знакомства, моих форэскизов,  до картонов, лепки, тонирования, подписывания, датирования, доводки готовых старых Петиных вещей (считаных, правда: он — художник «заказа», ‘для себя’ ра­ботал мало), которые были куплены в хорошие собрания с моим участием...
Мы не расстаёмся, мы продолжаем.
2 октября (2014) я делал последнюю съёмку-фиксацию с его рельефа «РОЖДЕСТВО СПАСИТЕЛЯ». Я заметил КАК БЫ себя вылепленным среди группы поклоняющихся Христу пер­сидских волхвов, первым («КИР» — почти что персидский царский родопродолжатель!)
— Ага, вот-вот... Стой так! Я леплю с тебя ВОЛХВОВ, как раз хотел попросить тебя, чтобы ты пришёл, постоял, — не сводил с меня глаз! и улыбался, а руки его, как у всякого гениально­го музыканта активнейшим непостижимым образом перебирали талантом лепщика-бога скульптур­ный пластилин... Смотрел он на меня, а разве музыканты такого уровня когда-нибудь опускают глаза на клавиатуру, смотрят в ноты?
В меру неряшливо, в меру недосказанно, в меру неприлично выглажено, в меру тради­ционно, в меру авангардно, в меру на заказ, в меру для себя, в меру коммерчески, в меру творчески, в меру церковно, в меру светски, в меру западно, в меру восточно, в меру католически, а в меру и пра­вославно. СЧАСТЛИВЧИК! — ему это удавалось! И удалось...   
У Пети было идеальное чутьё — вовремя приходила SMS от него, раздавался звонок, и всё ВСТАВАЛО ВНОВЬ на свои места — в отношениях, ценах, профессиональных ходах, незавер­шённых делах, прерванных обсуждениях, непроставленных акцентах. Он умел слышать, слушать, смотреть и увидеть, говорить и молчать. И всё — когда это надо! Хотя, молвят, мог уйти и в чужих бо­тинках, пойти работать в чужой парадной одёвке — но мы же художники, простите. Рассеянность и сосредоточенность — въяве — и в одном! Петре.
На последней его работе я задержал объектив на сцене, крайней справа, внизу, где Ан­гел будит спящего Иосифа: мне показалось, Иосиф — похож на Петю. Для сообщения о Петином отпевании я выбрал именно этот кадр, по ощущению, интуитивно, конечно: Ангел склонился над че­ловеком, страшно похожим ПО ОБРАЗУ на Петю! Что это, он знал, чувствовал...
Пробуждение..? Усыпание..? Кто ответит..? Кто задаёт вопрос..?
Позже мне сказали: это его автопортрет, — я не ошибся, к сожалению. Боже! Какое счастье — молодость, когда только и ошибаешься. И как давно это было! И как скучно — перестать ошибаться. Всё успевать, понимать, знать, делать всё правильно! как надо!..о, Боже.  Зато мы с ним теперь ****НАВЕКИ**** в этой его последней композиции. Ангел провожающий, Ангел встречаю­щий... Жизнь земная кончается сном, вечным. А жизнь вечная — ЭТО ПРОБУЖДЕНИЕ! От сна! Жизни этой. «Ангел будит святого Иосифа».
Фигуры АПОСТОЛОВ (картон «СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ») Петя написал легко, акварелью и акварельно, цветно, подкраскою, обозначением цвета, быстро, све­жо, с удовольствием, живо, спело, как мы и договаривались, — но после его ожесточённого сопротив­ления мне.
— Ты понимаешь, сколько краски на это пойдёт? — возмущался, и не хотел ЦВЕТ­НОЙ КАРТОН дорого, мол.
— Ты поступай с деньгами, как тебе удобно, я с удовольствием напишу АПОСТО­ЛОВ, — все споры окончились, услышал я в конце по телефону практически через год.         
Нам осталось... Нам осталась... Нам остался...
О чём и о ком мы только не говорили. Даже про Суриковский, куда я 17 лет свои луч­шие угрохал.
— Вот зашёл я туда однажды, и вышел сразу, не побыл. Противно как-то, пусто. Офис. Там, наверное, одни начальники ‘от искусства’. А в Строгановке мне вообще разрешили там жить в мастерской... О Лазаре ГАДАЕВЕ много говорили, о Лене МУНЦ, о Корноухове, о Кулике (его соседе по мастерской), о...
Петя для меня — ГЕРОЙ ИСКУССТВА! Ещё одна Страничка, исключительно русская и церковная, выписанная красивейше! и  вписанная в Историю Творчества нашего Отечества и Церкви. Думаю, нужно делать монографию, ехать снимать все его работы, собирать воспоминания. Он — ПЕДАГОГ (и реально преподавал тоже, о чём мы много говорили, в МАРХИ и других местах) для наших будущих детей-художников. Такими авторами можно гордиться и писать ПРОДОЛЖЕ­НИЕ...
Всеобщая История Искусств, РУССКОЕ ИСКУССТВО живо такими мастерами и бриллиантами!
Пётр СТЕПАНОВ (1953, Москва — 2014, Москва).
ПАМЯТЬ ВЕЧНАЯ! Рабу Божьему Петру.
Аминь!


18 октябрь суббота утро 2014 ~ ~ 2014 ночь воскресенье октябрь 19

REQUIEM для ДРУГА: Пётр СТЕПАНОВ (1953 — 2014)
под Владимир ВЫСОЦКИЙ «ВОТ И СБЫВАЕТСЯ, ВСЁ ЧТО ПРОРОЧИТСЯ»

Вот и сбывается, все что пророчится.
Уходит поезд в небеса — счастливый путь!
Ах, как нам хочется, как всем нам хочется,
Не умереть, а именно уснуть.


Рецензии
ПАМЯТЬ ВЕЧНАЯ! Рабу Божьему Петру.
Спасибо...

Виктория Орешкина   22.10.2014 16:33     Заявить о нарушении
И долгих лет жизни ЕГО СЛАВНЫМ ТРУДАМ - ПРОИЗВЕДЕНИЯМ!

Артём Киракосов   22.10.2014 22:13   Заявить о нарушении